Будучи становым хребтом отечественной экономики на протяжении 165 лет, железнодорожный транспорт России в последние годы претерпел колоссальные преобразования. В штабе отрасли произошло разделение функций - управляющие остались за МПС, хозяйственные с 1 октября 2003 года отошли к ОАО "Российские железные дороги". Вновь образованное акционерное общество встало в один ряд с другими государственными компаниями-гигантами - "Газпромом" и РАО "ЕЭС России". Перед железнодорожниками на первое место теперь выдвинуты задачи финансовой самодостаточности, базирующейся на эффективном хозяйствовании, конкурентной борьбе за клиента, освоении новой техники, глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему. Цели ясны, остается найти рациональные способы их достижения.
Об этом 23-24 января шел разговор на расширенном заседании правления ОАО "РЖД". В его работе приняли участие полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, члены правительства страны, Совета директоров корпорации, члены коллегии МПС, руководители департаментов и управлений, магистралей и отделений, отраслевых заводов и вузов, профсоюзных организаций филиалов, главы администраций многих регионов.
Рассматривались итоги деятельности сети дорог в минувшем году и задачи года нынешнего по обеспечению устойчивой работы отрасли в условиях реформирования, параметры и сроки создания дочерних обществ на базе существующих филиалов, а также проект генерального соглашения ОАО "РЖД" с субъектами Федерации по развитию взаимовыгодного сотрудничества. Обсуждены также вопросы создания нормативно-правовой базы в сфере коммерческой работы по грузоперевозкам.
За делами будничными не упускать перспективные
С докладом по первому пункту повестки дня выступил президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев. Итоги прошлого года он оценил как позитивные. Грузооборот увеличился на 10,5 процента, особенно динамично прирастали объемы отправления важнейших для экономики страны грузов - нефтепродуктов, цемента, железной руды, угля. Тем самым железнодорожники делом подтвердили свою готовность к темпам работы, обеспечивающим потребности взятого в стране курса на удвоение валового внутреннего продукта. Прошедший год стал переломным для пассажирских перевозок. Их спад остался позади, прирост составил 3,1 процента. За год 1,3 миллиарда раз пассажиры приобретали билеты в железнодорожных кассах и отправлялись в путь.
Динамичный рост объемов перевозок обеспечивается повышением эффективности эксплуатационной работы. Ускорен оборот грузового вагона, возросли скорости доставки грузов и пассажиров. Не забыты и труженики отрасли. Их усилиями на 9,7 процента повысилась производительность труда, поэтому заметно поднялась и зарплата. В среднем она превышает 10 тысяч рублей. Сохранены в разумных размерах необходимые для жизнедеятельности компании социальные тылы: учреждения медицины, образования, культуры, спорта, объекты жилищно-коммунального назначения. Строятся новые жилые дома. Словом, резюмировал Г.Фадеев, сполна выполняются обязательства по социальным гарантиям, которые приняты при переходе отрасли в новую организационную структуру.
К успешным итогам минувшего года следует отнести также создание условий для второго этапа реформирования. Законодательно закреплены правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта. На эти же цели направлен новый универсальный прейскурант 10-01 на перевозки грузов, позволяющий стимулировать развитие частных компаний. В их распоряжении уже сегодня насчитывается 200 тысяч вагонов - примерно треть всего парка сети. Причем задействованы они в транспортировке высокодоходных грузов: нефтепродуктов, минудобрений, автомобилей...
Есть первые ростки и в развитии конкуренции на рынке пассажирских перевозок. Лицензии на их осуществление получили 13 компаний, восемь из них - в местном и пригородном сообщении. Далее докладчик сосредоточил внимание на задачах, которые предстоит решать в 2004-м и последующих годах, призвав за делами будничными, сиюминутными не упускать перспективных. Известно, что компании не хватает денежных средств для ощутимого обновления основных фондов. Поэтому важнейшая забота - обеспечение эффективного использования системы бюджетирования. За три месяца существования акционерного общества уже удалось от теоретических проработок перейти к практическому внедрению названной системы и в новый год войти с утвержденными бюджетами компании и ее филиалов. При этом впервые предусмотрен мотивационный бюджет. Он будет наполняться за счет дополнительных доходов дорог и экономии затрат. Две трети этих средств остается в распоряжении филиалов на производственные и социальные нужды, включая поощрения работников, треть идет в прибыль компании. Такой бюджет призван стать действенным инструментом повышения эффективности работы железных дорог и ОАО "РЖД" в целом.
На основе реализации бюджета компании предстоит обеспечить динамичный рост объемов перевозок, грузооборота на основе обновления подвижного состава и в первую очередь - вагонного парка, а также надежного содержания инфраструктуры.
Докладчик детально и всесторонне раскрыл узловые моменты инвестиционной программы ОАО "РЖД". Отрасль, заявил Г.Фадеев, гарантирует отечественной промышленности долгосрочные заказы на проектирование и выпуск современных локомотивов. Прочный фундамент развития железнодорожного машиностроения закладывается сегодня. В минувшем году заключены договоры с целым рядом российских компаний. Среди них ЗАО "Трансмашхолдинг", ФГУП "Уралвагонзавод", ОАО "Коломенский завод", ОАО "Выксунский металлургический завод" и другие. Как известно, при посещении Коломенского завода Президент страны В.Путин высоко оценил совместные подходы предприятия как производителя современной техники и ОАО "РЖД" как ее потребителя к реализации основных направлений Транспортной стратегии России. Большой раздел доклада Г.Фадеева был посвящен перспективам второго этапа реформирования отрасли и стратегии развития компании. В частности, он обрисовал пути и методы влияния на формирование внешнего рынка товаров и услуг, необходимых для обеспечения перевозочного процесса. Нам предстоит также, отметил докладчик, вывести на рынок дочерние предприятия, включая те, которые оказывают услуги, не связанные с перевозочным процессом. Речь о дочерних обществах в области ремонта подвижного состава, торговли и общественного питания, строительно-подрядных и проектно-изыскательских работ, научной и конструкторской деятельности. Уже подготовлен перечень более 100 подразделений компании, на базе которых могут быть созданы дочерние общества.
На заседании выступил министр путей сообщения Вадим Морозов. Он заявил, что отныне министерство сосредотачивает свои усилия на реализации государственной транспортной стратегии, создании законодательных основ реформирования отрасли, разработке стандартов, норм и развитии инфраструктуры, тарифном регулировании и технической сертификации, подготовке кадров. Второй этап реформы невелик по срокам. За 2004-2005 годы надлежит разработать и принять десятки нормативно-правовых актов, касающихся государственного надзора за безопасностью движения поездов, экологией железнодорожного транспорта, а также международного сотрудничества в создании транспортных коридоров, обеспечения обороноспособности страны и других сторон жизнедеятельности сети российских железных дорог. Времени на раскачку нет, отметил В.Морозов, мы это понимаем и ведем интенсивную работу по всем направлениям.
Авто хорошо, а "железка" лучше
В прениях приняли участие большинство начальников дорог. Они говорили о конкретном воплощении программ оптимизации перевозочного процесса, внедрении прорывных технологий, способных поднять на новый уровень работу железнодорожного транспорта, сделать его конкурентоспособным на рынке транспортных услуг. Руководители дорог Дальневосточной - Виктор Попов, Южно-Уральской - Анатолий Левченко, Западно-Сибирской - Александр Целько, Свердловской - Александр Мишарин и другие наглядно показали, как железнодорожники стремятся удерживать отрасль в лидерах грузоперевозок, на деле доказывать: автомобиль, самолет, корабль - хорошо, а "железка" лучше.
К сожалению, не все пока получается. По ходу выступлений Г.Фадеев то и дело дополнял ораторов. Теряем позиции по доставке грузов "от двери до двери". Велики передержки порожних вагонов. Инфраструктура подъездных путей к портам не всегда на высоте. Не до конца задействованы возможности Транссиба как транспортного коридора Восток-Запад. Начальники дорог не проявляют твердости в борьбе за безопасность движения. Чего стоят недавние случаи столкновений на переездах. Там подчас в полосе отвода полный ажур, а на подходах к ней не шоссе, а месиво, вот и застревают автофургоны, едва вылезши на рельсы... В таких случаях закрывать надо переезды без разговоров. Либо они исправны, либо закрыты. Альтернативы тут никакой!
Г.Фадеев несколько раз упрекал выступающих, и не только начальников дорог, в отсутствии должной инициативы, в нерадении о выгодах вхождения в рынок. И высказал такое резюме: "Реформа прежде всего внутри себя должна пройти, теперь важен коммерческий подход к делу". На текущий год правительством утверждена программа капитальных вложений компании объемом 134 миллиарда рублей. 11,5 из них привлекается из внешних источников, в основном за счет лизинга. Следует с умом распорядиться финансовыми средствами, направлять капитальные вложения не на расшивку "узких" мест, а на достижение эффективного развития компании. И надо, подчеркнул Г.Фадеев, неустанно искать новые механизмы привлечения инвестиционных ресурсов в дополнение к амортизации и прибыли компании. Инициатива и еще раз инициатива - вот что решает успех дела на местах, в живой работе с клиентурой.
Примеры деловой инициативы приводились. За минувший год решены крупные целевые задачи. Введено 625 километров электрифицированных линий, 200 километров станционных удлиненных путей, что позволило осуществить сквозное движение грузовых поездов весом до шести тысяч тонн и значительно повысить эффективность работы магистралей на подходах к северным, балтийским, черноморским и дальневосточным портам. Введен в эксплуатацию Северо-Муйский тоннель на БАМе.
Прошлый год стал знаковым по части улучшения инфраструктуры пассажирского комплекса: открыты отреставрированные вокзалы на станциях Чебоксары, Агрыз, Ковров Горьковской дороги, Нурлат - Куйбышевской, Томск - Западно-Сибирской. Возведен европейского уровня Ладожский и отреставрированы все вокзалы Санкт-Петербурга.
Заметных успехов добилась столичная магистраль. В своем выступлении начальник дороги Владимир Старостенко на заседании правления ОАО "РЖД" отметил, что за минувший год значительно укреплены хозяйства дороги. Всеми видами ремонта пройдено почти 1,5 тысячи километров пути, балльность доведена с 76 до 55 единиц. Создана мощная база для ремонта лицензионной путевой техники. Активно решались вопросы оптимизации перевозок. Получил дальнейшее развитие пассажирский комплекс. Впервые на российских железных дорогах создана скоростная транспортная система между Москвой и городом-спутником Мытищи. Также впервые в России введена автоматическая система роспуска на сортировочной станции Бекасово.
Во всех локомотивных и вагонных депо активно осуществлялись мероприятия по приведению их к техническому регламенту. Пяти коллективам впервые присвоено установленное дорогой звание: "Предприятие эффективных технологий и эстетики".
Достигнута положительная динамика практически по всем эксплуатационным измерителям. Погружено свыше 91 миллиона тонн грузов с ростом на 6,6 процента, и Московская - пассажирская дорога - поднялась по этому показателю с 5-го на 4-е место по сети.
Пятый год подряд дорога улучшает оборот вагона, который за этот период ускорен на 18 часов. Улучшилось использование поездных и маневровых локомотивов. В условиях работы в акционерном обществе особую значимость приобретает повышение производительности труда, и мы это подтверждаем конкретными результатами, отметил В.Старостенко. В минувшем году весь прирост объема перевозок - на 7,2 процента - освоен исключительно за счет роста производительности труда. При этом эксплуатационный контингент уменьшен на 1250 человек. Всего за последние три года производительность труда повысилась на 33 процента. Такой динамики на дороге ранее не было.
- Очень привлекательна для железнодорожников социальная политика вновь образованной компании, - подчеркнул В.Старостенко. - Должен доложить, что параметры повышения заработной платы на основе роста производительности труда на Московской дороге выполнены. В декабре она составила почти 10 тысяч рублей и возросла за два года в среднем вдвое. Достойная заработная плата позволяет более активно решать следующую, не менее важную социальную проблему - жилищную. Продолжалась стабилизация финансового положения дороги. Кредиторская задолженность снижена на 20, дебиторская - на 35 процентов. Доходы от подсобно-вспомогательной деятельности увеличены в полтора раза. Полностью внесены платежи в бюджеты и внебюджетные фонды в сумме 11 миллиардов рублей. Оптимизация грузовых перевозок позволила существенно повысить тяговые плечи локомотивов и локомотивных бригад. Ускорение продвижения поездопотока при этой технологии составило почти два часа, а потребность в локомотивных бригадах сокращена практически в 1,5 раза. Важнейшим элементом оптимизации явилось направление вагонопотоков на наиболее мощные и экономичные электрифицированные хода, что позволило за последние три года сократить эксплуатационные расходы почти на один миллиард рублей.
Целенаправленный курс на оптимизацию перевозок позволит в текущем году выйти на принципиально новые рубежи. Мы ставим перед собой задачу, заявил В.Старостенко, освоить возрастающий объем перевозок без привлечения дополнительного парка вагонов, локомотивов и трудовых ресурсов, довести погрузку до 96 миллионов тонн (в среднем в сутки - 262 тысячи тонн). Это будет вкладом дороги в реализацию поставленной Президентом России задачи по удвоению внутреннего валового продукта.
У нас осуществляется широкий спектр мер обеспечения безопасности движения. Положение стабилизируется. Общее количество случаев брака снижено. Однако имели место авария на станции Лосиноостровская и другие ЧП. Практически во всех этих бедах главенствующую роль сыграл человеческий фактор. Именно поэтому на дороге разработана система технического обучения, самоподготовки, а также ежегодного подтверждения квалификации командиров среднего звена и непосредственных исполнителей. За год по Программе безопасности выполнены работы на общую сумму 545 миллионов рублей.
Однако до настоящего времени на Московской - главной пассажирской дороге - не решен вопрос оборудования электропоездов и пассажирских электровозов системами КЛУБ-У. Сейчас оснащены ими только 64 из 436 электропоездов. В нынешнем году добавится 36, что крайне мало. Такое же положение с буксовыми подшипниками "Тимкен", узлами тягового привода, статическими преобразователями и другим высоконадежным оборудованием. Просил бы соответствующие департаменты ОАО "РЖД" решить вопрос увеличения поставок для дороги. Год назад в этом зале дорога предложила осуществить на принципиально новой основе скоростное пригородное сообщение на участке Москва-Мытищи. Нам пошли навстречу. Волею президента компании, умноженной на творчество и талант проектировщиков, конструкторов, трудом строителей и эксплуатационников этот проект, стоимостью 3,1 миллиарда рублей, реализован в рекордно короткий срок - за 10 месяцев. За последние годы у нас также пущены в эксплуатацию межобластные электрички экспресс, экономичные концептуальные скоростные поезда, и вот теперь до Мытищ - "Спутники". Проекты, конечно, весьма затратные, зато социально значимые. Чтобы дальше развивать это направление деятельности, нужна мощная поддержка субъектов Федерации, их участие в создании пригородных компаний.
С учетом наработок на участке Москва-Мытищи, - Московская дорога готова в текущем году реализовать подобный проект скоростного движения на участке Москва-Люберцы почти с таким же пассажиропотоком. У нас разработан бизнес-план. Стоимость проекта - около двух миллиардов рублей. На этот полигон протяженностью 22 километра понадобится шесть поездов "Спутник". Дороге также требуется на межобластные направления 12 наиболее экономичных и рентабельных концептуальных поездов. Просил бы правление еще раз вернуться к решению проблемы инвестиций на реализацию проекта Москва-Люберцы и поставок названных поездов.
В 2003 году положительно сказалась вновь введенная практика использования прибыли от подсобно-вспомогательной деятельности. Дорога увеличила указанные доходные поступления в полтора раза. Прибыль в размере 1,7 миллиарда рублей направлена на усиление технической вооруженности хозяйств и решение ряда целевых задач. Эту работу мы будем продолжать и в наступившем году. Однако в новых условиях работы в рамках компании схема распоряжения этими доходами меняется и значительно усложняется. Считаю нужным найти разумный подход к решению данной проблемы и создать механизм быстрого реагирования по вовлечению этой прибыли в хозяйственный оборот. В этом заинтересованы не только Московская, но и другие дороги. Кроме того, думается, в настоящее время без достаточных обоснований принимаются решения о централизации ряда сфер деятельности. Скажем, в контейнерных перевозках, к сожалению, уже наметилась тенденция к снижению, усложнилась схема финансирования медицины, строительства. Имеются другие негативные моменты. Сейчас наступил самый ответственный период реформирования, и к каждому вопросу изменения структуры необходимо подходить очень взвешенно и осторожно, прислушиваться к мнениям начальников железных дорог, приглашать их на заседания правления компании. В заключение В.Старостенко заверил, что Московская дорога и впредь будет неустанно добиваться дальнейшего улучшения качества работы, снижения издержек и увеличения прибыльности компании.
Сильные дороги - сильные регионы
Особый интерес аудитории вызвали выступления полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, а также губернаторов ряда областей. И не случайно. Известно, что хронически откладывается решение проблемы компенсации убытков от пассажирских перевозок, размер которых в минувшем году достиг 65 миллиардов рублей. Это сдерживает реформирование пассажирского комплекса, тормозит процесс создания как пригородных, так и федеральной компании по дальним пассажирским перевозкам. Необходимо без промедления утвердить постановлением правительства четкий график прекращения перекрестного субсидирования. Это позволит повысить рентабельность работы компаний, направить дополнительные средства на обновление основных фондов. В итоге возрастет эффективность перевозок, понизятся тарифы на них.
Представители госструктур с трибуны обещали поддержать эти справедливые требования железнодорожников. Интерес тут обоюдный. Чем самодостаточнее дороги, тем сильнее регионы. И наоборот. Как отметил Петр Латышев, полномочный представитель Президента РФ в Уральском округе, здесь рост промышленного производства за год составил 10 процентов. Во многом данный рубеж достигнут и потому, что железнодорожники полностью обеспечивали необходимые грузоперевозки.
Столь же высоко отозвался о тружениках четырех магистралей, которые обслуживают Сибирский федеральный округ, полпред Президента РФ в этом регионе Леонид Драчевский. В числе задач, которые необходимо решить "двойной тягой" дорог и субъектов Федерации, он назвал увеличение выпуска подвижного состав на Алтайском и Абаканском вагоностроительных заводах, а также освоение его производства на предприятиях Омской и Кемеровской областей.
Комментируя выступления губернаторов Нижегородской области - Геннадия Ходырева, Астраханской - Анатолия Гужвина, Калининградской - Владимира Егорова и других, президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев неоднократно акцентировал внимание на необходимости принять законы - региональные и федеральные, обеспечивающие адресную компенсацию гражданам установленных льгот на проезд в железнодорожном транспорте. Следует также разработать и законодательно обеспечить механизм договоров с субъектами Федерации по обязательствам компенсации пригородного обслуживания. О рациональном значении такого шага свидетельствует опыт США и государств Европейского союза. В бюджетах регионов необходимо предусматривать целевые средства на компенсацию убытков или содержание пригородных компаний. Учитывая, что проект федерального бюджета будущего года будет сформирован уже к маю, остались считанные дни для урегулирования поднятой проблемы. Без ее положительного решения реструктуризация пассажирского комплекса в самостоятельные компании может привести к их банкротству, к провалам в обеспечении безопасности движения, социальной напряженности и дискредитации реформы.
Решать проблему убыточности пассажирских перевозок, подчеркнул Г.Фадеев, необходимо не из кармана пассажира, не за счет увеличения стоимости билетов, а путем создания пригородных компаний с участием в них администраций субъектов Российской Федерации и представителей местных деловых кругов, частных предпринимателей. Ярким примером такого действенного сотрудничества является работа пригородных компаний в Новосибирске, Омске, Томске, Кемерове и Алтайском крае. Г.Фадеев поблагодарил руководителей названных регионов, а также Курганской, Челябинской областей, Хабаровского края, республик Татарстан и Башкортостан, которые обеспечили полную компенсацию убытков от пригородных пассажирских перевозок.
Остается с сожалением заметить, что в этот престижный перечень не попала ни Москва и ни одна из областей, по которым пролегает и чьих пассажиров перевозит Московская железная дорога...
В заключение отчета хочется привести некоторые фрагменты из выступления министра труда и социального развития РФ Александра Починка. Он отметил достойное содержание социальной сферы, которое всегда отличало железнодорожников. Серьезную работу вы ведете, заявил оратор, в тесной связке с профсоюзами по выполнению Отраслевого тарифного соглашения. К безусловным плюсам реформирования он отнес курс на повышение производительности труда, за счет которого повышается и зарплата. А ориентация компании на закупку техники и материалов исключительно у отечественных производителей способствует созданию на предприятиях России дополнительных рабочих мест. Отметил А.ПОЧИНОК также систему охраны труда и техники безопасности. Травматизм в отрасли в шесть раз ниже, чем в целом по стране.
И последнее. Почти все ораторы отмечали выдающиеся заслуги Г.Фадеева в преобразованиях отрасли. Геннадий Матвеевич отмежевался от дифирамбов, заявив, что он бы предпочел им деловые предложения, практическую инициативу. Завершен пока что первый этап реформы, заложен лишь ее "нулевой цикл". Впереди огромная работа. Предстоит создать конкурирующие компании на рынке транспортных услуг, обеспечить финансовую прозрачность и инвестиционную привлекательность деятельности ОАО "Российские железные дороги". Дел впереди невпроворот у всех, начиная со штаба компании и начальников дорог, кончая каждым путейцем, машинистом, движенцем... Придется действовать с полной отдачей сил. Только при этом условии железнодорожный транспорт России завоюет высокое место у себя в стране и на международной арене.
***
Решать проблему убыточности пассажирских перевозок необходимо не за счет увеличения стоимости билетов, а путем создания пригородных компаний с участием администраций субъектов Российской Федерации и представителей местных деловых кругов
***
Ориентация компании на закупку техники и материалов исключительно у отечественных производителей способствует созданию на предприятиях России дополнительных рабочих мест