Подписанный недавно Ригой и Москвой пограничный договор (уже ратифицированный латвийским сеймом) приносит первые позитивные результаты.
Не исключено, что в ближайшее время на территории аэродрома в городе Екабпилсе, неподалеку от узловой железнодорожной станции Крустпилс, приступит к работе мощный центр транспортной логистики для контейнерных грузов, следующих по стальным магистралям транспортного коридора Европа - Азия. Крупнейший в Прибалтике логистический центр разместится на площади 160 га.
Расчетная годовая мощность терминала, созданием которого занимается компания Central Euro-Asia Gateway, составляет 200 тыс. TEU (условных 20-футовых контейнеров). Для сравнения: за прошлый год все латвийские порты, вместе взятые, перевалили 225 тыс.
В отличие от других проектов подобного профиля этот центр логистики уже полностью обеспечен контейнерными грузами. "Мы тщательно проанализировали всю потенциальную цепочку товаропотока с северо-востока Китая через Казахстан и Россию и не собираемся конкурировать с латвийскими портами в обслуживании этой категории грузов. Скорее наоборот, наш план должен существенно увеличить поток контейнеров через Ригу, Вентспилс и Лиепаю", - подчеркивают специалисты Central Euro-Asia Gateway. Возможно, к реализации проекта будут привлечены партнеры из России, Китая, Казахстана.
Проект осуществляют известные специалисты в области логистики Нормунд Круминьш и Калвис Витолиншь, которые и задумали использовать не только территорию, но и инфраструктуру фактически бездействующего аэродрома. Выбранная площадка с учетом готовой инфраструктуры и близости крупных железнодорожных станций весьма удобна для нового международного объекта.
Реализация проекта такого масштаба "с чистого листа" обошлась бы примерно в 30 млн евро, а в Екабпилсе для сооружения первой очереди необходимо около четырех. На эти деньги планируется соорудить железнодорожный перегрузочный комплекс. Уже готова платформа, требуется проложить железнодорожную ветку, смонтировать погрузочный кран.
Предполагается, что со временем площадь его складов и терминалов составит 230 тыс. кв. м, а стоянок и открытых площадок - свыше 270 тыс. кв. м. Общая протяженность автомобильных дорог только на территории парка будет равна примерно 8 км, а железнодорожных путей - свыше 10. Вот тогда общая стоимость екабпилсской новостройки достигнет нескольких десятков миллионов евро.
Проект получил одобрение в министерстве сообщения республики. По словам министра Айнарса Шлесерса, его ведомство будет всячески способствовать созданию новых центров логистики и дистрибуции в главных транзитных узлах - латвийских портах, вблизи крупных железнодорожных станций. Министр уверен, что подписанный с Россией пограничный договор поможет странам-соседям добиться стабильного потока транзитных грузов по железной дороге из стран Азии.