Региональная логистика в глобальном масштабе
По оценкам специалистов Евроазиатской логистической ассоциации, объем логистического сервиса в РФ в 2007 году вырос до $93 млрд и продолжает увеличиваться в 2008-м. Однако не менее 18% от этого объема сосредоточено в Москве и Подмосковье
Сейчас в РФ - около 15 городов, претендующих на роль хабов, крупнейшие из которых - Москва и Петербург. Эти два транспортных узла бессмысленно сравнивать друг с другом, потому что они выполняют принципиально разные роли. Москва -центр сетевых грузопотоков, а Петербург - всего лишь один из центров их входа и выхода. Особенность лишь в том, что через него следует 35% российского импорта.
Если добавить долю города на Неве в обслуживании федеральных контейнеропотоков (54% из них завязаны на Северо-Запад, а Петербург - основной пункт перевалки контейнеров в регионе), то несложно понять, почему здесь так энергично развивается логистика: выгодно иметь дело с высокотехнологичными грузопотоками.
Петербургским операторам сложно конкурировать но уровню доходов с логистическими компаниями, скажем, Смоленской области: потому что через нее следует не только значительная часть российского импорта, но и экспорта. Эти товаропотоки достаточно сбалансированы, что сокращает долю порожних пробегов подвижного состава и увеличивает рентабельность перевозок. Особенно автомобильных.
Тем не менее Северо-Запад считается важнейшим узлом в цепочке грузоперевозок. Это не просто слова - это видно из конфигурации терминально-логистических комплексов в Москве: максимальная концентрация их - в районе Ленинградского шоссе между третьей и второй кольцевыми автодорогами.
В Москве оседает 12% сетевого ритейла РФ и аккумулируется значительная часть импортных товаров, которые потом распределяют из столичных складов но другим регионам.
Причем солидная доля возвращается обратно в Петербург - вторую по объемам после Москвы зону потребления в РФ.
Это определяет особенность нынешнего этапа развития отечественных логистических компаний. В них усиливается доля сетевых операторов и кооперации между разными участниками логистического рынка внутри крупных транспортных узлов.
В конечном итоге это приведет к появлению новых экспедиторских, складских и логистических операторов, которые сформируются на основе базовых центров в российских регионах. В дальнейшем начнется сращивание их бизнеса с азиатско-европейскими сервисами (сейчас взаимодействие с ними осуществляется через посредников на территории Европейского союза). Причем пионерами в этом плане, скорее всего, станут те компании, которые специализируются на контейнерных перевозках.
Процессы консолидации продиктованы логикой развития сетевого ритейла в РФ, объемы которого растут стремительно. По оценкам западных экспертов, 15-16% этого объема могут быть отданы в аутсорсинг логистическим компаниям.
Вывод получается малоутешительный: доля логистического аутсорсинга увеличится в ближайшие годы в РФ на 2-3%. Для сравнения: в Германии доля аутсорсинга на рынке сегодня составляет 55%, а в 2010-м, как ожидают, увеличится до 60%.
Это показатель уровня развитости логистики. В Российской Федерации пока его уровень значительно уступает европейскому.
***
Только цифры
35 % - доля Большого порта "Санкт-Петербург" в импортных грузопотоках РФ