Как-то так само собой получилось, что в последнее время я достаточно часто езжу в Шую и в плане музыкальной культуры (а в "Рабочем крае" я в свое время начинал именно как музыкальный обозреватель) открываю там для себя все новые и новые имена. Так случилось с брасс-ансамблем под управлением Юрия Стрепетова, который, помимо крайне сложных для исполнения джазовых пьес, требующих значительных усилий, как в плане техники, так и в плане импровизации, параллельно каждую неделю в городском саду исполняет на танцах популярные мелодии 30-40-50-х годов, под которые с удовольствием танцуют даже люди весьма преклонного возраста. Так случилось с известным джазовым саксофонистом и кларнетистом Валерием Киселевым, уроженцем города Шуи, который играл в оркестрах Ростроповича, Лунд-стрема, Кролла и вел секцию саксофонов у Натали Коул во время гастролей по Финляндии, а со своим квартетом и вовсе объездил с гастролями массу стран, включая самые экзотические и на первый взгляд совсем не джазовые. Обо всем этом я подробно писал в нашей газете.
Однако как пресс-секретаря Ивановского рок-клуба и одного из авторов Интернет-портала "Музыка города невест" меня в любом городе или поселке области в первую очередь всегда интересовало местное рок-движение. Тем паче что сейчас наметилась больная, как гланды дегустатора пломбира, тенденция если не к обратному законопачиванию рок-команд в подполье, как во времена маразматичного правления К. Черненко, то по крайней мере к их игнорированию как на местном, так и на самом высшем уровне. И пусть вас не вводят в заблуждение всевозможные "московские Вудстоки" вроде "Крыльев" или "Нашествия". Все эти тщательно отфильтрованные образцово-показательные "рок-группы", на самом деле процентов на 95 не более чем попса, сыгранная на электрогитарах. А стоит засветиться по-настоящему самобытному коллективу вроде новосибирского "Калинова моста" или петрозаводской "Мельницы", как из-за их неформатности их сами же поп-рокеры и выпихивают из своего насиженного "автобуса" на обочину, словно пассажиров в грязных спецовках, дабы соблюсти "чистоту мундира".
Впрочем, я несколько увлекся. Наболело. Тем приятней открыть для себя нечто неординарное, причем не на областных или российских супертусовках, а непосредственно в глубинке (не путать с ширинкой!).
Может, именно поэтому, даже будучи в законном отпуске, я стараюсь не пропускать музыкальные фестивали в райцентрах области, если меня туда приглашают.
Пару недель назад я побывал в Фурманове на рок-ассамблее памяти Виктора Цоя, о чем подробно писал в одном из номеров "РК". В минувшую субботу я как журналист и гитарист группы "Шаровая молния" получил приглашение выступить на концерте, организованном газетой "Местный спрос" прямо в центре города возле кинотеатра "Родина". У газеты был юбилей: она приурочила к празднику выпуск своего сотого номера. Может, это и не столь глобальное событие, как столетний юбилей "Рабочего края", который мы будем отмечать в будущем году, но по нынешним нелегким временам факт довольно значимый. За раскрутку газеты с нуля в нынешних условиях любому редактору можно ставить если не памятник, то уж по крайней мере маленький бронзовый бюстик в холле редакции.
А погода в Шуе в этот вечер не подкачала! После массированных проливных дождей к выходным наконец установилась безоблачная жаркая погода. Пожалуй, даже чересчур жаркая. Продавцы напитков в округе кинотеатра "Родина" выдавали покупателям разнокалиберные бутыли с минералкой и пивом столь же резво, как снаряды в разгар танковой атаки. А хлопки дверей их холодильников напоминали ружейную канонаду. Поначалу концертная сцена на площади по замыслу устроителей фестиваля была оцеплена мотоциклами местных байкеров из клуба "Crazy Region". Прямо на асфальте, внутри этого своеобразного пахнущего бензином и нагретой кожей "ограждения" свое мастерство публике продемонстрировали детишки из хореографического ансамбля. Замысловатые акробатические этюды маленьких танцоров вызвали бурю аплодисментов. Затем состоялись образцово-показательные выступления боксеров и местных мастеров рукопашного боя. Кое-кто из присутствующих в толпе "охотников за бутылками", как мне показалось, на эту часть концерта смотрел гораздо пристальней, чем на музыку или хореографию, как бы прикидывая, можно ли будет потом применить показанные мастерами приемы в борьбе с конкурентами. Но, слава богу, даже самые заводные и в чем-то агрессивные номера вызывали у публики исключительно положительные эмоции.
Апогеем данного действа, собравшего на центральной площади чуть ли не весь город, стал, конечно же, живой рок-концерт, к счастью, не ставший пародией на последнее "Нашествие" с его отформатированными лабухами. Первой выступила молодая шуйская команда "Билли Бонс". Несмотря на пиратское название, песню "Пятнадцать человек на сундук мертвеца" ребята не исполнили. Они зажигали толпу кавер-версиями известных российских групп, включая и таких рок-ветеранов, как "Черный кофе". Увы, именно на одноименной песне "кофейников" у соло-гитариста "Билли Бонса" на гитаре повело так называемую "машинку" (видимо, от жары лопнула одна из пружин), отчего в музыке появились незапланированные авангардные запилы, напоминающие рев кукурузника сельхозавиации, пикирующего на картофельное поле. Однако парни с честью вышли из данного положения и доиграли свою программу, на ходу перестраивая инструменты.
После того как представитель газеты "Местный спрос" раздал призы победителям конкурса "Я и мой питомец" на лучший рассказ о домашних животных, на сцену вышла группа "Реванш" с довольно оригинальным инструментарием, где, помимо всего прочего, имелись банджо, контрабас и аккордеон. И хотя в группе наблюдался явный перевес акустических инструментов над электрическими, парни выдали на-гора весьма угарный драйв и завели толпу, как Ленин на броневичке у Финляндского вокзала. Особо активно публика реагировала на знакомые хиты группы "Чиж & К0".
Группа "Манифест", вышедшая следом за "Реваншем", чисто визуально могла бы вызвать инсульт роговицы и отслоение сетчатки даже у слепого от рождения Стиви Уандера. Все музыканты, подогретые жарким солнцем и отчасти весьма популярным напитком шуйского производства, разделись по пояс и явили миру полтора гектара замысловатых, как соло Джими Хендрикса, татуировок и полтора километра тщательно промытой шампунем "ботвы". Да и сами корпуса гитар, словно сконструированные по эскизам объевшегося мухоморами Пабло Пикассо, как бы намекали, что песни Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова группа "Манифест" начнет играть не раньше, чем знаменитую шуйскую колокольню перепрофилируют под мастерскую по ремонту истребителей-бомбардировщиков. Так оно и случилось. "Манифест" своим агрессивным саундом, мощной динамикой и экспрессивным поведением на сцене заполонил замкнутое пространство площади, как дымовая шашка запертую кабинку лифта. Правда, повышенная замысловатость отдельных риффов не всегда сочеталась с синхронностью их исполнения, но при подобном градусе накала всеобщих страстей это было уже не столь заметно. Группе удалось главное - подогреть толпу до точки кипения без помощи напалма и паяльных ламп!
Старожилов местной рок-сцены, которые азы гитаротерзания постигали еще в прошлом веке на легендарных "веслах" марки "Урал" (звучали подобные гитары еще хуже, чем одноименные мотоциклы), оставили, что называется, на десерт. Ивановская рок-группа "Шаровая молния" с шуйским вокалистом Робертом Тайшиевым была встречена публикой громогласными гортанными децибелами. Роберт не выступал в родном городе более 10 лет, но стоило представить его собравшимся зрителям, как многочисленные поклонники "шуйского Ковердейла" закатили такой мощный вопль, что в Тезе начали всплывать рыба, водоросли и водолазы. Без преувеличения, это было одно из лучших выступлений "Шаровой молнии" с момента ее существования. Публика горячо принимала как собственные песни "шаровиков" ("Голгофа", "Цепи"), так и ставшие визиткой команды "коврики" групп "Lynyrd Skynyrd" и "AC/DC".
Ну, а завершала этот своеобразный рок-бедлам действительно культовая шуйская рок-группа "Движение", которая еще в далеком 1991 году по приглашению финской стороны нарезала незамутненный первобытный хард-рок в городе-побратиме Шуи - Пиексямяки. Пел в ней тогда, кстати говоря, все тот же Роберт Тайшиев. Так что группы "Движение" и "Шаровая молния" с некоторой натяжкой можно считать местными разновидностями "Арии" и "Кипелова". В лучах заходящего солнца, в кожаном плаще а-ля Штирлиц по сцене метался классный гитарист и весьма ловкий мастер по изготовлению гитар Владимир Горюнов, а вокалист Слава Алимов не просто пел заводные рок-гимны, но и довольно виртуозно вращал над головой микрофонную стойку, так что казалось, что еще немного и он взлетит, как вертолет, прямо над кинотеатром "Родина". Концерт закончился, но толпа еще долго не расходилась с площади, фотографируясь с музыкантами и выражая надежду, что подобные концерты еще не раз взбудоражат старинный город, славный, как выяснилось, не только своими гармонями.