"Великий шелковый путь" возрождается на... рельсах Чуть больше, чем через месяц, в первой декаде апреля из Синьцзян-Уйгурского автономного округа (Северо-Западный Китай) в Славкув, что в польской Силезии, отправится первый трансконтинентальный контейнерный поезд. Он преодолеет около 7 тысяч километров по территории Китая, Казахстана, России, Украины и Польши всего за 10 суток. Таким образом, в истории развития контейнерно-контрейлерных перевозок в Евразии будет сказано новое слово. Олекса ПИДЛУЦКИЙ, Петр ПРИХОДЬКО А возможным это стало, в первую очередь, благодаря энергии и деловитости руководства украинской транспортной отрасли. Министру транспорта Украины - Генеральному директору Укрзалізниці Георгию Кирпе удалось достаточно быстро преобразовать абстрактно-теоретическую заинтересованность всей пятерки вышеперечисленных стран в конкретные решения. Сейчас можно уже с уверенностью сказать, что все многочисленные проблемы и сложности на пути реализации этого проекта, в принципе, решены, оставшиеся несогласованными детали будут "приведены к общему знаменателю" в ближайшее время, а проект начнет работать. Работать и приносить ощутимую выгоду всем его участникам. Несколько месяцев назад представители транспортников всех пяти заинтересованных стран впервые встретились в польских Катовицах, где был создан Руководящий комитет Европейско-Азиатского транспортного коридора. Украина взяла на себя обязанности секретаря этого комитета и депозитария (хранителя) утвержденных документов. Не так давно произошла следующая рабочая встреча в Киеве - и вот, все основные вопросы решены. - На протяжении всего многотысячекилометрового маршрута на перевозку контейнеров будет действовать единый тариф, - сказал "Правде Украины" заместитель Генерального директора Укрзалізниці Михаил Мостовой. - Причем, у россиян и китайцев национальные тарифы на железнодорожные контейнерные перевозки несколько выше, чем у нас или казахов. Сейчас уже достигнута принципиальная договоренность, что единый тариф будет устанавливаться на основе "низкого" украинского, а не "высокого" российского или китайского. В ближайшие дни мы должны получить официальное подтверждение этого из Пекина и Москвы. Таким образом, цены за перевозку на один километр будут составлять $0, 15 за 20-футовый контейнер и $0, 27 за контейнер 40-футовый. В настоящее время в мире сформировались три важнейшие зоны экономической активности - Северная Америка (США и Канада), Западная Европа (Евросоюз и примыкающие страны) и Азиатско-Тихоокеанский регион (Япония, Китай, Тайвань, Корея, Таиланд и т.д.) Товарные потоки между тремя вершинами этого треугольника ежегодно растут на десятки процентов. При этом, если еще несколько лет назад самыми динамично развивающимися районами Китая были приморские свободные экономические зоны на Юго-Востоке страны, в какой-то степени - Манчжурия на Северо-Востоке, то теперь им бросил вызов Северо-Запад - Синьцзян-Уйгурия, где все больше развиваются экспортно ориентированные производства. При этом стала неактуальной старая аксиома экономической географии: "Самые дешевые перевозки осуществляются морем". В последние годы стоимость фрахта судов на мировом рынке растет, а железнодорожные тарифы можно снижать. Вот и получается, что ныне цены доставки одного контейнера из Китая в Западную Европу морем и по железной дороге практически сравнялись. При одном "маленьком" различии: по воде контейнер будет "путешествовать" минимум месяц, а по стальной дороге доберется всего за 10 дней. Во всяком случае, именно такое расписание разработано для нового контейнерного поезда из Синьцзяна в Силезию. - До сих пор контейнер мог преодолеть этот путь в лучшем случае за 20 суток, - говорит Мостовой. - Переформирование поездов, задержки на границах и т.д. - так лишних 10 дней и набегало. Сейчас же транспортники всех пяти заинтересованных стран согласовали со своими пограничниками и таможенниками "зеленую улицу" для нового поезда, разработали расписание, исключающее простои. А сокращение времени в пути в 2-3 раза означает огромную экономию оборотных средств для всех грузоотправителей. У Украины уже накоплен опыт организации такого движения. Сам Георгий Кирпа, еще работая на Львовской железной дороге, вел научно-практические разработки по организации скоростных контейнерных перевозок, защитил кандидатскую диссертацию. Уже больше года успешно курсирует контейнерно-контрейлерный (то есть предназначенный для перевозки как контейнеров, так и автопоездов-фур, загруженных контейнерами) поезд "Викинг", соединивший Ильичевск и Клайпеду. Спустя два месяца "Викингу" "на помощь" выступил "Ярослав" - аналогичный поезд, связавший столицу Украины с Польшей. Успешно работают три чисто украинских поезда: "Дніпровець" (Одесса-Днепропетровск), "Хрещатик" (Одесса-Киев) и "Поділля" (Одесса-Хмельницкий). А центр транспортного сервиса "Лиски", расположенный на окраине Киева и ориентированный на обслуживание контейнерно-контрейлерных товаропотоков, вообще не имеет равных себе на просторах СНГ. В Украине для таких поездов разработаны и выпускаются специальные фитинговые платформы, что обеспечивает безопасность перевозок - контейнер ни потерять, ни украсть теперь практически невозможно. Новый вид международных транзитных перевозок будет развиваться через Украину и по оси Север-Юг, и особенно, по направлению Восток-Запад. Что это дает нашей стране? Только "китайско-польский" поезд в первый год своей работы перевезет как минимум 100 тысяч контейнеров. А за перевозку каждого такого контейнера наша страна получит в среднем по $300. Сумма немаленькая - $30 млн. в год. Так "транзитный потенциал" Украины из предмета бесконечных разговоров и прожектов "под рукой" Георгия Николаевича Кирпы превращается в реальный источник немалых денег для страны.