Не так давно президент ОАО "РЖА" Геннадий Фадеев встречался с главой администрации Тамбовской области Олегом Бетиным. Обсуждены актуальные вопросы. Важнейший среди них - электрификация 263-километрового участка Кочетовка - Ртищево Юго-Восточной железной дороги. Стоимость проекта - около шести миллиардов рублей. О важности его реализации мы беседуем с Олегом БЕТИНЫМ,
- Во-первых, электрификация создаст качественно новые условия для перевозки грузов. Объем их в ближайшие годы заметно возрастает. Азия, Ближний Восток собираются очень активно торговать с Европой. А в международном транспортном коридоре "Север - Юг", часть которого проходит по территории Тамбовской области как раз от Кочетовки до Ртищева, именно эта линия -единственная на Юго-Восточной! - пока не электрифицирована. В будущем приливе грузопотока "разнотяговая" аритмия может обернуться потерями доходов. Выход один: включить финансирование "Тамбовского проекта" электрификации в ближайшую "трехлетку".
В нынешнем году ОАО "РЖД" выделяет 600 тысяч рублей для технико-экономического обоснования проекта и определения стоимости предстоящих строительных работ.
Как мы уже говорили, вложения в электрификацию оцениваются более чем в 6 миллиардов рублей. Однако энергетики области и Юго-Восточной железной дороги пришли к выводу: эти затраты можно уменьшить на 25 - 30 процентов.
За счет чего? Изменение лишь одной системы тягового электроснабжения приведет к сокращению строительства сразу 12 автотрансформаторных пунктов. Уменьшается количество тяговых трансформаторов на проектируемых подстанциях - еще четыре объекта долой... И так далее. Специалисты ОАО "РЖД" согласились с этими предложениями.
Теперь конкретнее о наших выгодах. Нынче локомотивное депо Кочетовка перепрофилировано на ремонт путевой техники.Теперь появляется надежда возродить здесь ремонт электровозов. Тут наряду с новыми рабочими местами появятся передовые технологии.
- Однако местные железнодорожники столкнутся с новой проблемой - безудержным ростом тарифов на электротягу поездов. Имеет ли обладминистрация рычаги разумного влияния на "Тамбовэнерго"?
- У нас для всех условия одинаковые. Сегодня железнодорожникам электроэнергия отпускается по тому же тарифу, что и другим предприятиям. Мы не делим рынок на "своих" и "чужих". Для нас все производства важны.
Но ваша правда: тариф у нас высокий. Связано это с тем, что существует перекрестное субсидирование.
- Как на железных дорогах?
- Да. Доля сельского населения и аграрного производства значительно преобладает над городом и промышленностью, а для первых, как известно, установлены льготные тарифы. Поэтому в целом они выше.
Какой путь к снижению стоимости потребления электричества мы видим? Прежде всего - оживление всех промышленных мощностей. Они у нас не загружены. Оживим производство - удастся снизить тарифы.
Если сегодня наша электростанция работает на 30 процентов мощностей - о какой дешевизне можно говорить? Так что клубок тарифной проблемы надо распутывать за ниточку развития промышленности.
Кстати, она у нас представлена в основном предприятиями железнодорожного транспорта. Это тамбовские вагоноремонтный и локомотиворемонтный заводы плюс еще два депо: вагонное и локомотивное. Да и Коршуновский литейно-механический завод, считай, железнодорожный, ибо работает на нужды ОАО "РЖД".
А экономика Тамбова должна иметь комплексное развитие. В конечном счете это подразумевает доход населения. Уровень жизни. Ведь мы не можем провести границу: здесь железнодорожники, тут - все остальные; для одного буханка хлеба мягкая, другому и сухарики сойдут. Нет. У нас единый тариф на весь транспорт. В том числе - на городской. Я за такую позицию. С чисто государственных подходов и в интересах всех производителей товаров и услуг. В этом, собственно, и задача местной власти.
Накладные затраты, высокая себестоимость всех загоняют в тупик. Поэтому сколько угодно можно критиковать "капиталистов-монополистов", но, если не будет приниматься никаких мер, воз экономики засосет в трясину олигархического корыстолюбия. Газ подорожал в 2004 году на 20 процентов. А это основное топливо для энергетики...
- Олег Иванович, по каким направлениям вы добиваетесь с Юго-Восточной взаимовыгодного сотрудничества? Остаются ли нерешенные задачи? В частности, хочется узнать, почему застопорилась передача железнодорожного жилья в муниципальную собственность? По Тамбовской области его не принято 185 тысяч квадратных метров, в том числе по городу и железнодорожному узлу Мичуринск - 60 тысяч...
- Инвестиции - вот главный для области выигрыш от сотрудничества с железнодорожным ведомством. По его заказу на Первомайском заводе "Химмаш" организовано производство емкостей из пластика. Загружен Тамбовский вагоноремонтный завод. Объем работы по восстановлению подвижного состава здесь увеличивается последние три года. Это, разумеется, выгодно и для Юго-Восточной магистрали. Подобных примеров двустороннего успеха немало.
Теперь о жилом фонде. Его передача и прием -наша совместная с юговосточниками проблема. И мы ее решаем. Огромное количество - 200 тысяч квадратных метров - принято в Мичуринске. По Тамбову, Моршанску этот процесс идет. Не так быстро, как, может быть, хотят наши партнеры.
Но давайте посмотрим вместе, что не дает "поспешать"? Железнодорожники не одиноки "в давлении" на администрацию области. Министерство обороны все военные городки передает нам явочным порядком. МВД опять же "валит" на нас объекты соцкультбыта. Минобразования свою линию гнет: лицеи (бывшие ПТУ), а теперь и техникумы должны мы к себе забрать. Предприятия автомобильного транспорта - туда же.
А я спрашиваю: где компенсации, предусмотренные госбюджетом? Их мы практически не получаем. Поэтому нам надо создать соответствующую службу с одной и главной целью: в ходе передачи жилья наши люди не должны жить хуже. Скажу более категорично: человек не должен быть предметом экспериментов.
Отсюда и вывод: переход на новые рельсы - от ведомства в муниципалитет - надо осуществлять в определенных временных рамках. Ибо тот же Мичуринск не в состоянии "проглотить" вал жилья - все взять и сразу привести в порядок. Даже при финансовых компенсациях ЮВЖД. Деньгам еще ума требуется дать. Чтобы в тех же школах (их мы приняли восемь) было светло, тепло, уютно. Ремонтировать-то нам. И тут выясняется, что отраслевые тарифы (имею в виду МПС) были выше, чем на территориях - для эксплуатационных служб - в полтора-два раза. Иными словами, при увеличивающемся объеме ремонтных и эксплуатационных работ зарплата остается замороженной. Кому разгадывать этот рыночный кроссворд?
Или возьмем, скажем, аварийный дом - ради "галочки" услужим Юго-Восточной. Завтра ко мне придут люди - те же железнодорожники! - и потребуют: давай новые квартиры. И рад бы, но для этого у областной администрации нет нормативной базы.
В переустройстве "социалки" нужен государственный подход. ЮВЖД такой волей обладает. Непонимания у нас нет. Взаимная ответственность высокая. Конечно, есть чисто ведомственные интересы. Через это надо пройти и мне, и начальнику дороги. Должна быть эффективная работа ЮВЖД. Надо иметь прибыль, мобильность. И все, что этому мешает, - с колеса долой. Но не за счет людей.
- Указом Президента РФ в Тамбовской области недавно образован первый в России аграрный наукоград Мичуринск. Вы были инициатором этой идеи. Как она пробивалась? Что ждать от ее воплощения в жизнь? Какую роль в становлении и будущем развитии новообразования играет (или могло бы сыграть) Мичуринское отделение ЮВЖД?
- Если кто-либо думает, что наукоград затеян как форма облегчения локальных болячек или нахождения выгод для отдельно взятой территории, ошибается. Мичуринск призван решить задачи государственного масштаба. Здесь издавна сосредоточивался научный, кадровый и производственный потенциал с целью осуществить гуманную мечту едва ли не планетарного масштаба, а именно: иметь комбинат здорового общественного питания. Производство плодов, ягод и овощей ставилось на основу мичуринских достижений сельскохозяйственной науки, самых прогрессивных технологий индустриальной переработки, глубокой интеграции ученого мира с промышленным. Идея не была реализована полностью. Через 60 лет мы вернулись к ней.
Целесообразность подобного шага рассматривалась десятками местных рабочих и правительственных комиссий. Одно из своих заседаний посвятил Мичуринску президиум Госсовета. Время не отбрасывало, а приближало к цели, работало на нас, т.к. общество уже осознало: сидя на газовой да нефтяной трубе, далеко не уедешь; кто обладает научным потенциалом, тот и получает окончательную сверхприбыль за счет эксплуатации сырьевых сторон (а Россию сегодня таким образом эксплуатируют!). И если мы хотим развиваться на национальной основе и обезопасить свое государство, - нам надо создавать высокоемкие научные технологии. Как в Мичуринске.
Его потенциал имеет очень характерную особенность. Он призван служить человеку. Направлен на защиту его здоровья. Наши генетики и селекционеры научились создавать не только экологически чистые сорта плодовых и ягодных культур, но еще - с направленно лечебными свойствами. Однако к целебным сортам должна "прилагаться" соответствующая технология выращивания, а потом нужны особые способы хранения и переработки, чтобы не терять, как теперь, ценность тех же яблок - их витамины.
- Когда же появятся мичуринские эликсиры здоровья?
- Производство натуральных соков, детского питания, других продуктов переработки садов и ягодных плантаций у нас уже давно поставлено на поток. Я говорю о том, чтобы мичуринские технологии широко применялись в соседних областях Центрального Черноземья, в Краснодарском крае, а если хотите, то и в каждом приусадебном крестьянском хозяйстве, на дачах горожан. Я считаю это важным для России. Хватит на "забугорье" заглядываться, хлебнули заморских яств...
Потом: мы должны поднять престиж и авторитет науки. Ведь имя ученого сегодня затоптано. Когда в первый раз я встретился с будущими "наукоградцами", они сказали: ученых за последние 17 лет от имени государства никто ни разу не собирал. По фундаментальной и прикладной науке в садоводстве больно прошелся "древоточец" перестроечного недомыслия.
За три года обсуждения проблем - от рабочих встреч до заседания президиума Госсовета -и была найдена форма объединения усилий академической и региональной науки с производственным потенциалом: муниципальное образование наукоград Мичуринск. О нем в конце 2003 года официально известил указ Президента РФ Владимира Путина.
Уверен, что научные идеи и разработки - главный товар Мичуринска - будут востребованы садоводческими регионами России, странами СНГ, дальним зарубежьем. Конечно, большая надежда у нас на доходы от реализации в России и за ее пределами живых, натуральных соков - продукции здоровья для детей и взрослых. Тут и должны сказать свое слово железнодорожники Мичуринского отделения. Без их контейнерных перевозок нам не обойтись.
Российское государство должно думать о будущем здоровье нации. И наукоград здесь Не просто форма объединения науки и производства. Это образец выстраивания столпов нашей национальной политики. В сельском хозяйстве обязательно произойдут перемены к лучшему. Нужны они и в социальной системе. Уйму законов тут напринимали, а выполнение их собираются полностью передать на откуп субъектов РФ. Пусть, мол, исходя из своих доходов, что хотят, то и делают...
Но кому-то ведь надо решать проблемы, брать на себя ответственность! Только ответственная политика, я считаю, будет иметь будущее и на региональном, и на федеральном уровне. Да и в любом трудовом коллективе любой компании. ОАО "РЖД" - яркий тому пример.
"Гудок" я тоже вижу ответственным изданием, отстаивающим государственные интересы в развитии железнодорожного транспорта и всей экономики России, в возвращении к истокам духовности и православия, а еще - в возрождении отечественной науки, что мне особенно импонирует.
- Судя по ссылке на "Гудок", вы являетесь постоянным читателем газеты?
- Я прежде всего знакомлюсь с теми стратегическими вопросами, которые решает отрасль. Конечно, не остаются без внимания и региональные материалы - о работе Юго-Восточной железной дороги, интересуюсь делами Горьковской, поскольку их мощь и ритм Тамбовская область ощущает в Кочетовке, где нас все касается: уровень занятости, заработной платы, социальное обустройство... И мы хотим, чтобы побольше материалов было именно об этом.
Проблема из проблем - пригородные перевозки. Подходы к ее решению существуют разные. Нам, субъектам РФ, говорят: у вас-де образуются убытки, вы их и покрывайте. Как? Чем? А где брать подвижной состав для создания пригородных пассажирских компаний? Чья это забота? И потом, что же это за коммерческие компании с заведомо убыточным результатом?.. Принцип их организации требует дальнейших разъяснений, в том числе и на страницах "Гудка". И обязательно в тесной взаимосвязи с передачей жилья, школ, медучреждений. Если тут не найдем решения, каток социальных проблем нас просто раздавит.
Но вот что замечу: эти проблемы приятно решать. Ибо это проблемы развития и роста. Настроение совсем отличается от того, когда на Юго-Восточной закрывались депо, сокращались станции, узлы и отделения. Сегодня речь об ином. Как больше перевезти? За счет чего поднять производительность труда и качество услуг? Что нужно сделать, чтобы наш человек чувствовал себя достойно?
Рынок транспортных услуг требует от нас -Тамбовской областной администрации и руководства Юго-Восточной железной дороги - иного, более высокого уровня ответственности За себя и работу, которую мы сообща делаем.
Мы вовсе не хуже других чувствуем пульс времени, способны работать и зарабатывать, строить, созидать, воплощать в жизнь свои планы вместе со всей Россией.
***
Инвестиции - вот главный для области выигрыш от сотрудничества с железнодорожным ведомством. По его заказу на Первомайском заводе "Химмаш" организовано производство емкостей из пластика. Загружен Тамбовский вагоноремонтный завод. Объем работы по восстановлению подвижного состава здесь увеличивается последние три года. Это, разумеется, выгодно и для Юго-Восточной магистрали.
***
Когда верстался номер
Президент РФ В.Путин своим указом за большой вклад в укрепление российской государственности и многолетнюю добросовестную работу наградил О. Бетина орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
"Гудок" сердечно поздравляет Олега Ивановича с высокой наградой.