Город-крепость, морская цитадель, балтийский форпост, броневой щит северной столицы... Все это о Кронштадте, расположенном на небольшом острове Котлин в Финском заливе. От нуля Кронштадтского футштока ведется отсчет абсолютных высот и глубин по всей территории России. В 1895-м профессор А. С. Попов опробовал здесь свое изобретение - радио. Отсюда Российский флот вышел на просторы Мирового океана... Чем и как живет город в преддверии своего 300-летнего юбилея? На этот и другие вопросы и отвечал наш гость. "Прошу учесть, что к великому однофамильцу живописцу Сурикову я никакого отношения не имею, - сказал еще с порога Виктор Леонидович. - Моя стихия - море. Родился на берегу Черного. Десять лет служил в Североморске. На атомных подводных лодках обошел полсвета и "десантировался" на балтийский остров..."
- А как это случилось: капитан 1-го ранга, подводник, морской волк - и вдруг сухопутный чиновник?
- Сам не ожидал такого продолжения карьеры. За годы службы в Кронштадте не раз избирался депутатом горсовета. Потом меня выбрали председателем Кронштадтского городского совета народных депутатов. И я распрощался с флотом, вернее, был командирован на административную службу. Вскоре первый мэр Петербурга Анатолий Александрович Собчак назначил меня главой территориальной администрации.
- Значит, вы принимали город, когда тот еще был закрыт?
- Так точно! И пять лет прилагал усилия, для того чтобы он стал открытым.
- А теперь, кажется, некоторые предлагают снова его закрыть?
- Были такие мнения. Когда по дамбе проложили дорогу, кое-кто договорился до того, что приезжие теперь, мол, всю знаменитую кронштадтскую колбасу съедят. Но мы отмели подобные рассуждения, понимая, что город вынужден жить в новых экономических условиях. Хотел бы напомнить, что Кронштадтский морской завод, где поколения горожан трудились веками, был брошен Министерством обороны на произвол судьбы. Сейчас долг предприятия составляет почти 900 миллионов рублей. Из восьми тысяч человек работу сохранили около двух тысяч. Практически все из них - пенсионеры. Кадры здесь не готовят, ПТУ закрыли. Заказов почти нет, потому что не осталось прежних профессионалов корабельного искусства. Выход только один: должен смениться собственник - и тогда завод встанет на гражданские рельсы. В Кронштадте немало парадоксов. Нигде в мире, наверное, нет армии и флота, на балансе которого был бы храм. А у нас на балансе Министерства обороны находятся Морской собор и знаменитый Летний сад, художественная решетка Обводного канала Кронштадта. Мы таким образом народ смешим. Сейчас от подобных несуразиц избавляемся.
Морской завод, например, имел пионерский лагерь. Я еще лет десять тому назад говорил: отдайте его, пока он живой, здоровый, городу. Не передали. Сейчас бывшая детская здравница доведена до такого состояния, что ее хотят продать за пять миллионов рублей.
Еще характерный пример. На балансе Морского завода находится Дом культуры имени Мартынова - лучший, наверное, в Петербурге. Сейчас он, как и завод, оказался у разбитого корыта. И теперь этот очаг культуры, ставший вторым домом для 1500 ребят, хотят закрыть. За дверь могут выставить около сотни замечательных педагогов и руководителей творческих коллективов. Мы делаем все, чтобы спасти его и передать в ведомство комитета по культуре Санкт-Петербурга. Огромных трудов стоило администрации Кронштадта отстоять кинотеатр "Бастион", наблюдая за судьбой подобных культурных объектов в других районах. Многие кинотеатры там превратились в казино, мебельные магазины, полностью поменяли профиль. Мы отстояли "Бастион", добились финансирования из петербургской казны, чтобы создать здесь досуговый центр молодежи.
- С Морского завода уволились около шести тысяч человек. Как же трудо-устроить такую армию островных жителей, оказавшихся без работы?
- Раньше были лишь разговоры на эту тему. Теперь мы перешли к конкретным делам. Недавно вот запустили вторую очередь мясоперерабатывающего производства, известного сегодня всей стране. Выполнен, в сущности, один из пунктов тех мероприятий, которые мы планировали в ходе подготовки к 300-летию Кронштадта - его мы будем отмечать в мае этого года...
У нас в двадцать раз увеличился объем финансирования строительства и реконструкции дорог. Скажем, если в 2000 году Кронштадту выделили столько денег, на которые можно отремонтировать лишь... полсотни метров одной из центральных улиц, то в прошлом году город получил 456 млн рублей. В итоге мы закатали асфальтом почти 60 процентов улиц. Благоустроили около 40 процентов дворовых территорий. Совместно с активистами муниципальных советов построили 19 детских городков.
В рамках юбилейной программы мы впервые за целый век получили с помощью комитета по благоустройству и дорожному хозяйству 90 млн рублей на реставрацию и полную реконструкцию красивейшего Петровского парка. Отремонтировали все памятники на его территории.
- Выходит, статус открытого города благотворно сказывается на положении Кронштадта?
- Он становится не закрытой крепостью, а транспортным центром, городом, притягательным для туристов. Развивается порт. К нам пошли инвестиции. И впервые в истории морской цитадели России построен частный порт. 12,5 млн долларов вложила в него финская компания, специализирующаяся на контейнерных перевозках. Это компактный экологически чистый комплекс, обрабатывающий 75 тысяч контейнеров в год. Не надо вести суда по Морскому каналу чуть не в центр Петербурга, чтобы затем автотранспортом доставлять грузы по городским улицам к пункту назначения. Это снизит стоимость грузопереработок на 25 процентов. После завершения строительства Кольцевой автомобильной дороги, часть которой пройдет по дамбе, значимость нашего порта возрастет в десятки раз. Вот почему уже сейчас строятся дополнительные терминалы и другие объекты второй и третьей пусковых очередей порта.
- Кажется, еще в бытность Собчака в Кронштадте началась работа по созданию свободной зоны экономического развития?..
- Одними из первых в России кронштадтцы добились такого статуса. Эта зона просуществовала пять лет, благодаря чему у нас появились и таможня, и пограничники, и санитарный контроль, и другие службы развивающегося отдельно размещенного района. Таким образом, Кольцевая дорога, порт, туризм, легкая и пищевая промышленность - вот основные направления поступательного движения Кронштадта уже в ближайшем будущем.
- Вы назвали в числе приоритетов туризм. Какие предпосылки к тому?
- Полагаю, большие. Начиная в 1995-м, в сущности, с нуля, мы в прошлом году приняли около 125.000 туристов, из них тридцать тысяч - иностранцы. Учитывая, что в Кронштадте 50 тысяч жителей, это неплохой показатель, даже по западным меркам. До 1990 года город был на 85% дотационным, теперь мы зарабатываем почти сто процентов необходимых средств для жизнеобеспечения городской инфраструктуры.
- Виктор Леонидович, вы, наверное, смотрите увлекательные телерепортажи из французского форта Боярд, а почему бы не возродить таким образом кронштадтские форты?
- Я обращался с этой идеей к телевизионщикам не раз. В прошлом году к нам приезжал Парфенов. Посмотрел. Сказал, что на создание объектов типа Боярда требуется прорва денег. С тем и уехал... Впрочем, первые шаги по освоению фортов мы сделали. В частности, в форту Александра Первого, который еще называют Чумным, года три назад мы начали совместно с одной московской фирмой устраивать лазерные шоу с дискотеками. Там собираются по пять-шесть тысяч человек. Но форт строился в середине XIX века, там нет никаких удобств, соответствующих инженерных сетей и коммуникаций. Нужны солидные средства, чтобы оборудовать его всем необходимым для нормальной жизни. Что касается других фортов, то у них уже есть арендаторы, которые имеют амбициозные планы, но пока не спешат реализовать их.
- А почему - вы не интересовались?
- Ларчик, как говорится, открывается просто. Каждый форт - федеральная собственность, которая в аренду передается на три - пять лет. Естественно, арендатор не спешит осваивать предоставленное в наем.
Существует концепция развития и использования фортификационных сооружений. Ее подготовили специалисты института теории архитектурного градостроительства - ЛенНИИТАГ. Но это дело будущего.
- Скажите, пожалуйста, несколько слов о транспортном сообщении между Кронштадтом и Петербургом.- У нас два основных вида транспорта: паром на Ломоносов и 510-й маршрут автобуса Санкт-Петербурга. Регулярно курсируют и маршрутки. Ежедневно перевозятся около девяти тысяч пассажиров. Это учащиеся, военные, люди, работающие в северной столице.
- Но, наверное, обособленность Кронштадта все равно чувствуется? Ведь островной характер его жителей формировался веками...
- Островной менталитет, конечно же, ощущается. Люди в основном здесь постоянные. Миграция минимальная. В среднем ежегодно 250 семей приезжают, 250 уезжают. И, естественно, характер кронштадтцев не сравним ни с каким другим.
Еще Владимир Даль, который долго жил в Кронштадте, сказал о нашем городе: "Кругом вода, в середине сплетни". Все друг о друге знают все. Я за годы работы в администрации о себе узнал столько, сколько за всю жизнь не слышал! Тут Феликс Кармазинов, генеральный директор "Водоканала", решил возродить у нас в городе систему фонтанов. Он ведь сам кронштадтец. Пригласили архитекторов, наметили адреса. В том числе и на улице Ленина. Здесь такой зеленый уголок в обрамлении трех жилых корпусов, где 250 семей живут (одна из них - наша).... Тут же полетела "утка": "Суриков себе фонтан строит".
- А сколько всего домов в Кронштадте?
- 386 зданий, 33 улицы, два переулка, две площади... Примерно 80 процентов построек сооружены до революции. Дома почти все под охраной государства и в сравнении с другими районами Петербурга в приличном состоянии. Почему? Потому что нас не коснулась в огромной степени частая смена владельцев зданий. Стабильно жили люди, даже двери практически не закрывали от посторонних. Главная забота коммунальных работников сегодня - состояние кровли зданий и фасадов. 80% крыш надо ремонтировать. Около 20 процентов фасадов приведены в порядок. В этом году 20 млн рублей выделили на про-должение работ.
- Вам не кажется, что раньше улицы и площади Кронштадта были почище?
- В прежние времена было легче поддерживать порядок: матросы каждый божий день чуть свет скребли и подметали улицы города, по которым затем в сопровождении оркестров маршировали на работу и в казармы. Сегодня военные моряки не в состоянии убирать даже прилегающую к их частям территорию.
Жаль, конечно, что у нас так резко сократилось количество моряков, учебных отрядов, но тем не менее Кронштадт остается военно-морской базой. В нынешнем году должны прийти два современных корвета, подводная лодка. Город без моряков не останется! Будут и подводники, и надводники. Формируется объединенный учебный ВМФ. У нас единственный в России Морской кадетский корпус, где мальчишек всерьез готовят к флотской службе.
- Виктор Леонидович, а как насчет самых юных островитян?
- Рождаемость с каждым годом увеличивается, и это, естественно, радует. У нас налаженная система дошкольного воспитания, школьного образования. Большой популярностью у ребят и их родителей пользуется, например, художественная школа имени Михаила Аникушина, над которой шефствует Российская академия художеств... Кстати, сейчас мы дорабатываем план проведения праздничных мероприятий в честь 300-летия Кронштадта - так вот раскрою вам один секрет: праздник этот планируем открыть парадом 300 новорожденных кронштадтцев, которых повезут в колясках 300 мам!