Недавно в Краснодаре вновь заговорили о том, что отсутствие подъездных железнодорожных путей к новому юго-восточному району Новороссийского порта сдерживает дальнейшее развитие всего транспортного узла. При проектном грузообороте данного объекта в шесть миллионов тонн фактически там перерабатывается не более 400 тысяч тонн. Словом, нынешние реалии и долгосрочная программа развития припортовой зоны требуют консолидации усилий, сотрудничества всех заинтересованных сторон.
В администрации края считают, что создание в Новороссийске единого хозяйствующего субъекта - управляющей компании -позволит в ближайшее время увеличить грузооборот порта, повысить эффективность использования и воспроизводства государственной собственности. В состав учредителей управляющей структуры наряду с акционерами крупных транспортных компаний могут войти Минтранс РФ, ОАО "РЖД", администрации края и города.
Но в Москве, как и в Новороссийске, пока нет единого мнения, будет ли отдача от подобной надстройки.
Между тем в условиях возрастающих объемов перевозок необходимо координировать действия всех участников транспортного процесса, особенно на таком сложном припортовом узле, как Новороссийский. Целесообразность создания там логистического центра с использованием передовых технологий и участием в организации перевозочного процесса смежников была подтверждена на совещании министра транспорта Игоря Левитина и руководителей "РЖД". На этой встрече речь шла и о строительстве специализированного высокотехнологичного контейнерного терминала в юго-восточном районе порта, которое в рамках федеральной целевой программы ведет новороссийское "Узловое транспортно-экспедиционное предприятие".
Контейнерному терминалу отводится важная роль в реализации транспортной стратегии на Юге страны. Он поможет переключить в Новороссийск экспортно-импортные грузы в контейнерах, которые идут через украинские морские порты Ильичевск и Одессу. Общая площадь строящегося терминала составит около 35 квадратных километров, а глубина у причалов - 11, 5 метра.
Первый заход сюда уже совершило 17 апреля судно из Румынии. Объем выгрузки составил 263 контейнера, погрузки - 68. А в начале лета терминал принял дюжину других контейнерных судов. Параллельно удлиняется причальная стенка, углубляется дно, укладываются подъездные пути, расширяется база для масштабной перевалки контейнеров, оборудуется площадка спецконтроля. Все работы планируется завершить к 2012 году. Новороссийский контейнерный терминал станет наиболее технически оснащенным и самым современным на всем российском Черноморском побережье.
Однако масштаб дальнейшего потока экспортно-импортных грузов через Новороссийский узел окажется под вопросом, если не удастся увеличить пропускную способность припортовой железнодорожной станции. Поэтому и было принято решение о ее коренной реконструкции.
Даже крупномасштабные работы там ведутся "вживую" - без вывода из эксплуатации путей и парков и с удовлетворением заявок на грузоперевозки. В прошлом году ОАО "РЖД" направило на реконструкцию этой станции более полумиллиарда рублей. Но еще предстоит сделать много и заодно решить сопутствующие задачи относительно подходов к припортовой зоне. Как напомнил начальник Новороссийского опорного центра перевозок Мирослав Богатырев, планом реконструкции предусмотрено не только строительство двух соединительных путей от блокпоста Кирилловский до парков "Нижний" и "А", но и переустройство "Нижнего". Требуется также электрификация путей, ведущих к юго-восточному району порта, усиление подходов на участке 9-й километр - Крымская - Новороссийск. Инвесторы частично определены.
- Ближайшая наша задача, - подчеркнул Мирослав Богатырев, - через системы логистики в большей степени оптимизировать эксплуатационную работу. Специалисты давно говорят также, что необходим второй железнодорожный въезд в порт по линии Абинская - Кабардинка. Однако эта проблема не решается. Кстати, здешние ливни и наводнения оборачиваются настоящими природными катаклизмами. Заливает пути и устройства СЦБ, компрессорные и служебные здания. Из-за чудовищного разгула стихии в 2002 году мы потерпели такое фиаско, что ни у кого не осталось сомнения в необходимости защитить парки станции от нашествия воды...
Планом реконструкции как раз и предусмотрены такие меры. Например, подняты фундаменты станционных зданий, релейное и часть другого оборудования вынесено из низин и подвальных помещений. Основательно вычищено и углублено русло реки, огибающей станционные парки, укреплены ее берега. А еще предстоит расширить нечетную горловину парка "А" - самое узкое место.
Новороссийск.