Япония повезет грузы через Сибирь

Японские компании не против возить автомобильные комплектующие для своих европейских заводов через Россию. Однако эксперты считают, что это маловероятно

Вчера железнодорожники Владивостокского отделения Дальневосточной магистрали - филиала ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) - и представители японской компании Keihin Seimitsu Kogyo обсуждали возможности отправки через Транссиб комплектующих частей на японские автомобильные сборочные предприятия в Европе. Японская сторона весьма заинтересована в организации таких перевозок - они позволят ей существенно сократить срок доставки грузов и стоимость перевозок. Не прочь перевезти японские комплектующие и ОАО "РЖД" - ведь это дополнительный грузопоток на слабом сейчас транзитном направлении и серьезные финансовые поступления в бюджет компании. Однако специалисты считают, что реализовать подобные перевозки на практике едва ли возможно. Российские железные дороги пока не могут обеспечить необходимый зарубежным партнерам уровень услуг, да и более ранние опыты подобных перевозок не дали положительного результата.

В прошлом году объем транзитных контейнерных перевозок ОАО "РЖД" увеличился на 45% по сравнению с 2002 г. и составил 160 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте). Именно за счет транзита контейнеров РЖД достигли неплохих показателей в 2003 г. (общий объем контейнерных перевозок ОАО "РЖД" увеличился по сравнению с 2002 г. на 17,2%) и планируют сохранить их в 2004 г. (в этом году ожидается увеличение контейнерных перевозок на 13-15%). Основной поток транзитных контейнеров сейчас идет из Кореи в Финляндию, однако существует возможность привлечения на Транссибирскую магистраль грузов из Кореи, Японии и Китая в другие западноевропейские страны. По расчетам специалистов, модернизация инфраструктуры Транссиба и портовых объектов позволит увеличить международный транзит контейнеров из стран АТР в Европу и Центральную Азию как минимум до 200 тыс. TEU в год.

В этих условиях российских железнодорожников не могла не заинтересовать возможность отправки через Транссиб комплектующих частей на японские автомобильные сборочные предприятия в Европе. Варианты подобныхперевозок представители японской компании Keihin Seimitsu Kogyo обсуждали вчера с железнодорожниками Владивостокского отделения Дальневосточной железнодорожной магистрали (ДВЖД). По словам сотрудника Keihin Seimitsu Kogyo г-на Кейдзи Фуджисаки, в настоящий момент компания отправляет по морю 99% своей продукции, предназначенной для европейских подразделений таких компаний, как Toyota, Honda, Nissan, Mitsubishi. Но, как пояснили RBC daily в пресс-службе Владивостокского отделения ДВЖД, значительная часть этих предприятий сейчас перемещается в страны Восточной Европы, близко к границам России - поэтому японскую компанию и заинтересовал вариант транзита контейнеров через Сибирь. По информации пресс-службы Владивостокского отделения ДВЖД, Keihin Seimitsu Kogyo намерена перевозить значительные объемы грузов контейнерными поездами напрямую с перевалкой в Восточном порту. На встрече рассматривались два варианта этого транзита: через Москву и Брест в Восточную Европу и через станцию Бусловская в Финляндию.

Опрошенные RBC daily специалисты подтвердили, что японской стороне выгодно везти свои грузы на европейские сборочные предприятия через Сибирь. "Подобный вариант транзита позволит существенно сократить сроки доставки, - сказал RBC daily пресс-секретарь Владивостокского отделения ДВЖД Александр Артамонов. - Если по морю транспортировка комплектующих в Европу занимает 45 дней, то по Транссибу с использованием ускоренных контейнерных поездов (скорость которых составляет порядка 1 тыс. км в сутки. - Прим. RBC daily) она может занять всего 11-12 дней". Кроме того, как пояснил RBC daily президент Ассоциации экспедиторов РФ Валерий Алисейчик, транзит по России - это транзит по единой территории, тогда как морем грузы приходится везти через границы разных государств. Еще один принципиальный момент для японской компании - тарифы на перевозку контейнеров. "В принципе, фрахтовые цены на перевозку контейнеров достаточно стабильны, но в последнее время они все-таки немного растут", - сказал RBC daily аналитик ИК "Проспект" Алексей Зайцев. Сейчас перевозка контейнера на 1 км морем в 12 раз дороже, чем его транспортировка по Транссибирской магистрали.

Для РЖД сотрудничество с японской компанией не менее выгодно. "Для "Российских железных дорог" дополнительные грузопотоки по Транссибу сейчас весьма актуальны, - говорит Валерий Алисейчик. - В настоящее время транзит через территорию России из стран Юго-Восточной Азии в Европу практически равен нулю. На этом направлении порядка 8 тыс. контейнеров идет в республики Средней Азии, а остальное - в Финляндию". Кроме того, как пояснил RBC daily Алексей Зайцев, для РЖД очень важно иметь гарантированные объемы поставок, а работа с японской компанией подразумевает заключение долгосрочных контрактов. И наконец, следует учитывать финансовый аспект организации данных перевозок. По словам президента Национальной ассоциации транспортников Георгия Давыдова, "предоставление услуг транзита - весьма выгодное дело, так как это экспорт услуг с очень высокой долей добавленной стоимости". Кроме того, как отметил RBC daily сотрудник журнала "Железные дороги мира" Борис Райскин, "автомобильные комплектующие - груз весьма дорогой, а следовательно, тарифы на его перевозку по железнодорожным меркам могут быть довольно высокими".

Однако даже при реализации столь взаимовыгодного проекта может возникнуть целый ряд проблем. "Главный вопрос при организации подобных перевозок - это неготовность РЖД работать по высоким стандартам зарубежных партнеров, - сказал Алексей Зайцев. - В настоящее время РЖД не могут гарантировать Японии, что контейнеры будут в целости доставлены на место - проблему хищений во время стоянок пока решить весьма сложно. Часто срываются сроки доставки, затягиваются стоянки". Кроме того, сдерживающим фактором развития этих перевозок является отсутствие в России механизма управления транзитными перевозками. "В организации транзитных перевозок сейчас принимают участие 16 министерств и ведомств. Каждое ведомство пытается решить все вопросы по-своему и в пределах своей компетенции, а транзитные перевозки требуют единого центра и единого механизма управления", - пояснил Валерий Алисейчик. Еще одна проблема - это формирование единой системы тарифов. Японскую компанию, по мнению специалистов, интересует стоимость перевозки от места до места, а не отдельные тарифы на железнодорожные перевозки, перевозки морем, перевалку в портах, - им интересен весь маршрут. Но согласовать стоимость всех работ на пути следования грузов из Японии в Европу пока представляется едва ли возможным. Кроме того, существует проблема модернизации контейнерных терминалов в соответствии с мировыми стандартами для переработки 40-футовых контейнеров. В настоящее время большинство станций не имеет терминалов для работы с такими контейнерами, не хватает платформ для их перевозки.

Несмотря на это, в пресс-службе Владивостокского отделения ДВЖД на развитие транзитных перевозок из Японии в Европу смотрят весьма оптимистично, хотя и затрудняются что-либо сказать о сроках начала их реализации. "Японская сторона попросила дать информацию по тарифам и количеству имеющихся контейнеров. Мы предоставим ее по запросу, но пока такого запроса еще не поступало, и я не уверен, будет ли он вообще в ближайшее время", - сказал Александр Артамонов. А опрошенные корреспондентом RBC daily специалисты в области транспорта вообще не уверены в реальности организации таких перевозок. "Нынешнее обсуждение - уже не первый такой случай. Сообщения о подобных переговорах поступали года три назад, когда главой МПС был г-н Аксененко. Но тогда по неизвестным широкой общественности причинам организовать транзит автомобильных составляющих из Японии в Европу не удалось. Да и сейчас едва ли это произойдет", - сказал Алексей Зайцев. "При Аксененко в 1998 г. были проведены демонстрационные рейсы контейнерных поездов по маршруту Находка - Брест. Они проехали тогда за 8 или 10 суток. Повторить этот подвиг в массовом порядке невозможно", - резюмировал президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов.

Отдел компаний

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости