Какие дороги нужны Краснодарскому краю и Сочи?
Доктор технических наук, профессор, почетный академик Российской академии транспорта, заслуженный деятель науки и техники России, Почетный гражданин города Сочи Георгий ГУРА неоднократно выступал на страницах "Черноморской здравницы" по проблемам транспортного развития. В частности, о необходимости выноса железной дороги Туапсе — Адлер с пляжной полосы — "Железная дорога на... пляже" ("43", 4. 04. 2003). Сегодня Г. ГУРА рассматривает перспективы развития всего транспортного комплекса Кубани.
В конце прошлого года в Государственном Кремлевском дворце прошла всероссийская научно-практическая конференция "Транспортная стратегия России". На форуме собрались руководители администраций России, лидеры партий и общественных объединений, представители предприятий и организаций всех видов транспорта, дорожного хозяйства, преподаватели ведущих вузов страны. Всего в Москву съехалось более 5, 5 тысячи человек, чтобы обсудить проект транспортной стратегии России на период до 2005 года.
Транспорт России исполняет важнейшую политическую, стратегическую, социально-экономическую роль в жизни страны и каждого россиянина. Транспортная система страны приносит 8 процентов внутреннего валового продукта. Коммуникации связывают страны и континенты, обеспечивают доступность к ценностям мировой цивилизации, создают условия для человеческого общения, активно влияют на взаимный товарообмен, способствуют рациональному разделению труда.
На Юге России, в частности в Краснодарском крае и на Черноморском побережье, транспорт всегда был тем связующим звеном, от состояния которого зависит экономика и региона, и всей страны. Напоминаем, в нашем крае провозглашены три приоритетных направления экономики: сельскохозяйственное производство, транспорт и, конечно, развитие туризма и курортной сферы. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. И в этом смысле закрепление в программе транспортной стратегии страны на период до 2025 года вопросов существенного развития транспортного комплекса Кубани очень своевременно.
Остро стоит в Сочи транспортная проблема. Требует завершения строительство аэропорта, нужны современные автомобильные обходы города европейского стандарта (дорога Е 97), реконструкция Сочинского морского вокзала, возрождение Сочинского морского порта с организацией прибрежного плавания, привлечение в значительном объеме его возможностей для обеспечения смешанных экспортно-импортных перевозок, создание Логистического центра, разработка оптимальной и современной транспортной городской сети и так далее.
Все это шаги дальнейшей интеграции России в систему так называемых "критских" транспортных коридоров для углубления связей Западной Европы и Азии через территорию России.
Важная роль в реализации намеченных планов международного сотрудничества отводится портам России на Черном и Азовском морях и Северо-Кавказской железной дороге. Сегодня наши порты и железная дорога не силах обеспечить возрастающие объемы перевозок — и грузовых, и пассажирских. Общий грузооборот железной дороги в последние годы неуклонно растет. Так, с 1996 по 2002 год включительно погрузка экспорта на дорогах России на припортовые станции Северо-Кавказской железной дороги увеличилась более чем в три раза. Объем переработки экспортных грузов на припортовых станциях ежегодно увеличивается на 3-3, 5 миллиона тонн. Сейчас на Северо-Кавказской ж. д. обрабатывается более 30 процентов всего экспорта, отправляемого железными дорогами России. По прогнозам транспортных научно-исследовательских институтов страны, объемы транзитных перевозок по транспортным магистралям Юга России до 2006 года увеличатся в 1, 6-1, 7 раза (в сравнении с 2000 годом) и могут составить 125-130 млн. тонн грузов. В том числе через порты Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов — 110-115 млн. тонн (из них около 80 млн. тонн нефти и нефтепродуктов и 30-35 млн. тонн сухих грузов).
***
Грузооборот Новороссийского порта в 2001 году по сравнению с предыдущим вырос на 40%, в 2002 — на 12, 5%, и общий объем по всем грузам составил 31, 6 млн. тонн. Выросли и контейнерные перевозки. Если в 2000 году было переработано в условных единицах 20 тысяч контейнеров, то в 2001 году их было переработано 40 тысяч. В 2003 году — 60 тысяч.
Неуклонно возрастает грузооборот и по Туапсинскому порту. По данным Морской администрации порта Туапсе, рост грузооборота ОАО "Туапсинский морской торговый порт" в 2002 году составил 19% в сравнении с показателем за 2001 год. За 12 месяцев 2002 г. Туапсинский морской торговый порт переработал наливных и сухих грузов 17 млн. 908 тысяч тонн, на 10% превысив годовые планы. Грузооборот сухогрузного района порта вырос на 27% и достиг в 2002 году рекордного уровня, составив свыше 4, 33 млн. тонн.
Устойчивый рост грузооборота наблюдается и в других портах Краснодарского края - Темрюк, Ейск, Тамань, Кавказ. Понятно, что усиление подходов к портам Черного и Азовского морей — важнейшая и перспективная задача транспортного комплекса и заинтересованных предпринимательских структур.
Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России", утвержденная Правительством России 5 декабря 2001 года, предусматривает развитие азово-черноморских портов России, дальнейшее переключение национальной грузовой базы из портов сопредельных стран (главным образом из портов Украины) на российские порты, расширение экспортных возможностей и развитие транспортных коридоров "Запад — Восток" и "Север — Юг". Так, в Новороссийском порту намечено построить глубоководный причал для отгрузки 15 млн. тонн сырой нефти в год, пустить в эксплуатацию Юго-Восточный грузовой район, включающий автопаромный комплекс на трех причалах мощностью 1, 5 млн. тонн в год, запустить специализированный контейнерный терминал на двух причалах, удлинить Широкий пирс Западного района порта, создать комплекс для перегрузки химических удобрений мощностью 2-2, 5 млн. тонн в год и т. д.
В порту Туапсе предполагается построить глубоководный причал для перевалки 6 млн. тонн нефти, построить два причала для перевалки генеральных грузов открытого хранения мощностью 1 млн. тонн в год, новый порт у мыса Кадош (22 причала общей длиной 5 км, оградительные сооружения длиной 6 км, новые автодороги, железнодорожный тоннель, жилье и т. д.)
В порту Кавказ будет строиться перегрузочный комплекс для перевалки 1 млн. тонн нефтепродуктов в год.
***
В порту Темрюк намечено построить комплекс из двух причалов для перегрузки 2 млн. тонн угля в год, построить и реконструировать 6 причалов для ежегодной перевалки 1, 2 млн. тонн генеральных грузов. Начали развивать мощности по перегрузке зерна — одного из наиболее выгодных видов экспорта. Увеличены емкости элеваторов, задействовано новое оборудование.
Принято решение построить новый порт в районе мыса Железный Рог, и при этом соорудить перегрузочный комплекс для 1 млн. тонн сжиженного углеводородного газа в год, построить комплекс из двух причалов для перегрузки жидкого аммиака мощностью 2 млн. тонн ежегодно. Последнее позволит освободиться от диктата украинских перевозчиков и сэкономить более 3, 5 миллиона долларов ежегодно.
Следует также отметить развитие и строительство новых портовых сооружений в районе портов Новороссийска и Туапсе для целей Черноморского военно-морского флота, а это потребует не только строительства новых причалов, но и создания мощной береговой инфраструктуры и железнодорожных подходов к ним.
***
Значительный рост перевозок экспортно-импортных грузов, а также необходимость обеспечения всем необходимым предприятий, организаций и населения Краснодарского края и других регионов, нуждающихся в грузовых и пассажирских перевозках, требует усиления внимания к задачам модернизации Северо-Кавказской железной дороги. Пропускные и провозные возможности дороги должны быть до 2005 года значительно увеличены.
Для этого необходимо выполнить большой объем строительных работ и работ по реконструкции основных фондов дороги. В частности, признано в качестве первоочередных и неотложных задач удлинить приемо-отправочные пути многих станций магистрали, до 2010 года построить третий главный путь на подходе к Ростову с севера, реконструировать двухпутный разводной мост через реку Дон в Ростове, увеличить скорость пассажирских поездов до 140 км/час.
Необходимо также продолжить обустройство на современном научно-техническом уровне таможенных и транспортных переходов пограничных станций Успенская и Гуково, приступить к обустройству аналогичного пограничного перехода с Абхазией на станции Веселое. И, конечно, необходимо провести в полном объеме крупномасштабную реконструкцию Новороссийского и Туапсинского транспортных узлов, усилить подходы к портам Новороссийск, Туапсе, Ейск, Темрюк, Кавказ, Тамань. Общие капитальные затраты на модернизацию припортовых и портовых станций составят 9429, 13 млн. рублей (в текущих ценах).
Основное внимание уделяется, конечно, реконструкции портовых станций Новороссийск и Туапсе и подходам к ним. Вместе с тем железнодорожники вынуждены вкладывать значительные средства и в другие сопутствующие проекты и неотложные работы.Однако на Северо-Кавказской железной дороге имеются еще существенные и длительное время не решаемые проблемы. Одна из них — железнодорожный участок Туапсе — Адлер — Веселое. Вынос железной дороги Туапсе — Адлер с пляжной полосы в горную часть более чем назрел. Строительство железнодорожного участка Кривенковская - Адлер протяженностью 136 км (дорога должна пройти в горной местности на удалении от моря на расстояние от 35 до 10 км), а также железных дорог Сочи — Ходжох через Кавказский хребет и затем далее Белореченская — Усть-Лабинская — Выселки (общая длина около 200 км) или Сочи — Апшеронская — Белореченск решает многие экономические, транспортные, курортные, экологические, социальные и стратегические проблемы Юга России.
Естественно, нельзя рассматривать решение транспортных и экологических проблем Юга России обособлено, в отрыве от таких проблем, как полное обеспечение перевозок грузов к портам Азово-Черно-морского бассейна, как выполнение Российской Федерацией обязательств по соглашениям Черноморского экономического сотрудничества и Европейского союза по развитию транспортных коридоров и транспортной сети, как строительство современных высокоскоростных железных дорог пассажирского назначения (магистральных и местных), как создание прогрессивной техники железных дорог и обслуживание пассажиров на уровне самых передовых мировых стандартов и опыта. Решение этих проблем должно проводиться только на современном и более высоком качественном производственном и научном уровне. В этом Россия, к сожалению, значительно отстала от передового уровня и хорошо зарекомендовавшего себя мирового опыта по многим показателям. Российские железные дороги отстали от современной цивилизации по скорости движения, времени поездки, комфортности обслуживания, по инфраструктуре.
Дополнительным стимулом проработки варианта железнодорожного перехода через Кавказские горы со стороны Майкопа является возможность развязки интенсивного пассажирского движения из центра страны и движения грузовых поездов, идущих в порты Туапсе и Новороссийск. Для этого необходимо дополнительно построить линию Белореченск — Усть-Лабинск - Кореновский (Выселки) общей длиной 110-115 км. Усилить участок Кореновск — Тихорецкий обход. Пассажирские поезда в Сочи пройдут, минуя станцию Краснодар-1, возможности пропускной способности которой уже исчерпаны.
Какие преимущества получают железнодорожники в случае выноса железной дороги Туапсе — Адлер с пляжной полосы? Во-первых, общая польза в решении курортно-туристических, экологических и экономических проблем. Во-вторых, значительно сокращаются расходы на содержание пути, искусственных сооружений, на проведение противооползневых, противоселевых мероприятий и мероприятий по скальной защите. В-третьих, станция Туапсе освобождается от транзитного пропуска многих пассажирских поездов, следующих в Сочи, Грузию, Армению. Создаются условия для пропуска дополнительного грузопотока, направляемого в порт Туапсе, расширяется полигон реконструкции станции Туапсе, ее путевого развития. В-четвертых, появляются возможности перевода тяги поездов на переменный ток участков Горячий Ключ — Кривенковская и Белореченская — Веселое. Тогда на всей Северо-Кавказской железной дороге будет применен переменный ток, что устранит тем самым неудобства в связи в обслуживанием, ремонтом, эксплуатацией небольшого парка локомотивов постоянного тока депо Туапсе.
***
В интересах развития курортов Черноморского побережья Кавказа не могу обойти вниманием разумные предложения о строительстве еще одного выхода к морю. Этим выходом должен стать участок от Абинской до Кабардинки (и, возможно, далее до Геленджика). Этот железнодорожный выход позволит не только развязать узел многих проблем Новороссийского транспортного комплекса, но и решить проблемы комфортной доставки отдыхающих и туристов на значительный по протяженности участок моря от Новороссийска до Туапсе. В ближайшей перспективе критерии доставки отдыхающих к Черному морю должны быть на уровне европейских стандартов качества: проезд из Москвы на побережье Черного моря не должен превышать 10-12 часов. Это потребует от железнодорожников огромных усилий и психологического переосмысления важнейшего параметра оценки качества туристских услуг (транспортная доступность и комфортабельность поездки). Об этом железнодорожникам, перешедшим на совершенно иные рыночные экономические и жесткие конкурентные принципы деятельности, следует помнить и не расслабляться.
Напомним нашим читателям, что по проблеме железной дороги Туапсе — Адлер и необходимости ее решения на государственном уровне газета "Черноморская здравница" опубликовала нашу обстоятельную статью 4 апреля 2003 года.
Положение на транспорте, его давно назревшие многочисленные проблемы требуют внимания государства и общества. А Северо-Кавказская железная дорога является грандиозной инновационной площадкой открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Дорога требует коренной реконструкции и усиления, нового строительства. Это уже непреложный факт. Переход на рыночные отношения на транспорте и создание ОАО "РЖД" открывают новые возможности и горизонты для привлечения инвестиций и реальных действий.
И они должны найти место в "Транспортной стратегии России на период до 2025 года". Появился исторический шанс, и его нельзя упустить. Это и есть государственный подход!
***
фото: