В настоящее время более 700 000 организаций России и стран СНГ используют для автоматизации своей деятельности продукты, входящие в систему программ "1C:Предприятие 7.7". Изучив шестилетний опыт эксплуатации системы программ "1С:Предприятие 7.7", пожелания пользователей и партнеров, фирма "1C" разработала и выпустила в 2003 г. систему программ "1C:Предприятие 8.0".
Система программ "1C:Предприятие 8.0" состоит из платформы, а также из прикладных решений, разработанных на ее основе и предназначенных для автоматизации деятельности организаций и частных лиц.
Выпуск новой редакции платформы отражает современные тенденции развития рынка массовых систем автоматизации управления и учета - расширение спектра решаемых задач, увеличение среднего масштаба решений, а также новые технические условия, в которых существуют системы автоматизации.
Эргономичный пользовательский интерфейс
Новый современный дизайн интерфейса обеспечивает легкость освоения программных продуктов для начинающих и высокую скорость работы для опытных пользователей.
Как известно, пользователю часто приходится работать со списками - со справочниками и журналами документов. Система "1C:Предприятие 8.0" имеет полезные возможности, обеспечивающие удобство работы пользователя с такими списками. Так, теперь пользователь может включить или выключить видимость колонок, изменить их размер и поменять их местами. При этом система позволяет запоминать настройки каждого пользователя и сохранять их. В результате при следующем сеансе работы с системой справочники и журналы открываются уже настроенными, что способствует повышению комфортности и скорости работы пользователей.
Часто при работе с журналом документов требуется просмотреть только некоторые из документов, удовлетворяющие определенному условию. Для реализации этой возможности можно использовать гибкие отборы со сложными условиями.
Любой динамический список в "1C:Предприятии 8.0" (например, справочники "Номенклатура", "Контрагенты" и другие списки) можно вывести в табличный или текстовый документ, а затем напечатать. При выводе списка учитываются текущая настройка колонок, отбор и сортировка. В список можно вывести все элементы или только выбранные, с учетом или без учета подчиненных элементов.
Расположение и содержание командных панелей в новом интерфейсе реализованы таким образом, чтобы пользователь без ознакомления с документацией всегда мог легко найти любые действия, доступные в конкретном режиме. В частности, меню "Действия" можно найти практически в каждой форме, а командные панели управления списками располагаются непосредственно рядом со списками.
С помощью новой функции "Ввод по строке" ввод информации в систему ускоряется в несколько раз. Суть данной функции заключается в следующем. При начале ввода названия в поле документа тут же выбираются в справочнике элементы, названия которых начинаются с введенных символов. Если найден только один элемент, то его название сразу будет подставлено в поле ввода. Если подходящих элементов будет несколько, то будет предложено меню для выбора одного из них. Такой способ ввода обеспечивает высокую скорость работы при массовом вводе информации. Это удобно, например, для опытных пользователей, которые уже знают наизусть всю номенклатуру товаров. Им теперь не нужно открывать справочник и выбирать из него нужный товар. При наборе первых букв названия товара прямо в поле ввода система "найдет" его в справочнике и "подставит" в это поле.
Поля, в которые обязательно требуется ввести значения, помечаются пунктирной красной линией. Это упрощает освоение прикладного решения и способствует снижению количества ошибок.
Экономическая и аналитическая отчетность
В "1С:Предприятии 8.0" усовершенствована работа с отчетами. В частности, добавлены возможности горизонтальных и вертикальных группировок. Специальные маркеры в заголовке строки или колонки позволяют раскрывать и сворачивать группу или сразу несколько групп одного уровня. Пользователь может также самостоятельно изменить ширину колонок и высоту строк. Новый механизм сводных таблиц обеспечивает анализ многомерной информации в различных разрезах. Это может быть, например, отчет, отражающий объем продаж по контрагентам и наименованиям номенклатуры.
Для показа данных в наглядном виде используются диаграммы. Диаграмма в "1С:Предприятии 8.0" может располагаться непосредственно в экранной форме и иметь вид графика, плоской или объемной гистограммы, круговой, изометрической, биржевой свечи и др. На диаграмме также можно разместить пояснения к ней.
Для быстрого конструирования пользователем сложных отчетов в "1C:Предприятии 8.0" применяется "Построитель отчетов". С его помощью пользователь может настроить выводимые поля, указать данные по строкам и колонкам, условия отбора и сортировки. Отчет может быть выведен в табличный документ, сводную таблицу или диаграмму. Таким образом, можно сформировать достаточно сложные отчеты для получения любых аналитических данных без внесения изменений в конфигурацию и привлечения разработчиков.
У ячеек отчетов могут быть примечания с дополнительной информацией. При наведении курсора мыши на ячейку с примечанием оно показывается во всплывающем окне. Специальная панель для работы с примечаниями позволяет добавить или удалить их, а также перейти к следующему или предыдущему примечанию.
Масштабируемость
В системе программ "1С:Предприятие 8.0" предусмотрены возможности для масштабирования. Это означает, что она может легко адаптироваться к расширению предъявляемых требований и возрастанию объемов решаемых задач.
Небольшая организация может применить, например, однопользовательскую версию. По мере роста она может перейти к применению многопользовательской версии в файловом варианте или к клиент-серверной версии, обеспечивающей эффективную работу и надежное хранение информации при наличии десятков и сотен одновременно работающих пользователей. В последнем случае применяется современная трехуровневая архитектура, в которой между клиентом и сервером баз данных Microsoft SQL Server располагается сервер "1С:Предприятия 8.0". Важно отметить, что одни и те же конфигурации могут использоваться во всех перечисленных вариантах работы.
Гибкость и настраиваемость
Разработка прикладных решений производится в "Конфигураторе", с помощью которого можно как создавать новые системы, так и модифицировать существующие.
Структура конфигурации создается с помощью визуальных средств при использовании различных конструкторов. Разработчик прикладного решения сосредоточивается на реализации бизнес-логики и интерфейса, при этом основную долю технологических задач выполняет система. Даже начинающий разработчик может освоить систему и быстро начать создавать свои собственные конфигурации или дорабатывать существующие.
Технологические возможности платформы "1C:Предприятие 8.0" обеспечивают настройку системы в соответствии с отраслевой спецификой, ее интеграцию с программными продуктами и аппаратными средствами других производителей, развитие заложенных в систему возможностей по мере роста потребностей пользователей, ее адаптацию к новым тенденциям управления и учета, изменениям законодательства или корпоративных стандартов.
Гибкость платформы позволяет применять систему "1C:Предприятие 8.0" в разнообразных областях. Ее можно использовать для автоматизации производственных и торговых предприятий, бюджетных и финансовых учреждениях, предприятий сферы обслуживания и др. С ее помощью можно решать задачи планирования, бюджетирования и финансового анализа, организовать ведение бухгалтерского учета с несколькими планами счетов и произвольными измерениями учета с получением регламентированной отчетности, рассчитывать заработную плату, управлять персоналом и др.
Проанализируем особенности первых типовых прикладных решений, разработанных фирмой "1C" на платформе "1С:Предприятие 8.0".
Конфигурация "Управление торговлей"
Конфигурация "Управление торговлей" позволяет в комплексе автоматизировать задачи оперативного и управленческого учета, анализа и планирования торговых операций. Данный программный продукт реализован в виде связанных между собой подсистем, обеспечивающих решение различных задач управления и оперативного учета.
Для формирования планов продаж используется подсистема "Планирование продаж". Формировать план продаж можно на основании информации о продажах в прошлые периоды с учетом заказов покупателей, складских остатков и других данных. После завершения запланированного периода торговой деятельности можно сравнить фактические результаты торговой деятельности с запланированными и проанализировать отклонения.
Регистрация предварительной договоренности с покупателем о приобретении тех или иных товаров выполняется в подсистеме "Управление заказами покупателей". Заказанные покупателем товары можно сразу отгрузить со склада, зарезервировать на складе или, если товаров на складе нет, зарезервировать их виртуально, в ожидаемых поступлениях от поставщика или в новом заказе поставщику.
Подсистема "Управление взаимоотношениями с клиентами" предназначена для хранения контактной информации о клиентах, автоматического оповещения пользователей о предстоящих контактах с клиентом, оказания помощи пользователям в принятии решений о дальнейших действиях во взаимоотношениях с клиентами и проведения анализа их результативности, автоматического распределения клиентов по различным категориям (ABC и XYZ анализ контрагентов) и решения ряда других задач.
В подсистеме "Управление закупками" формируются заказы поставщикам на основании заказов покупателей и собственной потребности компании в товарах, зарегистрированной в виде внутреннего заказа, а также "Платежный календарь", "Оперативный товарный календарь".
Подсистема "Управление запасами" обеспечивает раздельный учет собственных товаров, товаров, принятых и переданных на реализацию, товаров, принятых на ответственное хранение, учет возвратной тары. Предусмотрен также учет неотфактурованных поставок, т.е. таких товаров, которые по каким-либо причинам поступили без сопроводительных документов.
В подсистеме "Учет и контроль взаиморасчетов" реализованы детальный учет и непрерывный контроль взаиморасчетов с контрагентами, поддерживаются различные уровни детализации взаиморасчетов вплоть до отдельных операций.
Подсистема "Управление ценообразованием" предоставляет широкие возможности для управления отпускными ценами на товары, применения различных схем формирования цен и скидок, а также для контроля за соблюдением сотрудниками установленной ценовой политики.
Подсистема "Анализ торговой деятельности и товарооборота" содержит мощную и гибкую систему аналитических отчетов, которая позволяет проанализировать практически все аспекты торговой деятельности предприятия.
Управление персоналом
Конфигурация "Управление персоналом" системы программ "1C:Предприятие 8.0" предназначена для реализации кадровой политики компании по нескольким направлениям. С помощью данного программного продукта можно планировать потребность в персонале, вести работу с соискателями рабочих мест, кадровый учет и регламентированный документооборот, формировать штатное расписание, регламентированную отчетность и решать другие задачи. Он также реализован в виде связанных между собой подсистем.
Подсистема "Штатное расписание" объединяет справочники, документы и регистры, предназначенные для ведения штатного расписания компании, в том числе для учета штатных единиц, окладов и надбавок по штатному расписанию. Штатное расписание представляет собой совокупность сведений о штатных единицах компании, т.е. о каждой должности в каждом подразделении.
Подсистема учета кадров обеспечивает хранение личных данных о работниках как о физических лицах, списков подразделений и должностей сотрудников, количества занимаемых ставок, служебных телефонов, адресов электронной почты и другой контактной информации. По накопленной информации о работниках можно построить разнообразные отчеты. Для ведения кадрового учета используются унифицированные формы по учету кадров.
В конфигурации реализовано ведение персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования и воинского учета с формированием всей необходимой отчетности.
Конфигурация "Управление персоналом" может быть использована в компаниях, состоящих из нескольких субъектов хозяйственной деятельности - юридических лиц и частных предпринимателей. В ней предусмотрено параллельное ведение двух видов учета - управленческого и регламентированного. Управленческий учет выполняется по компании в целом, а регламентированный - отдельно для каждого собственного юридического лица и частного предпринимателя. При этом штатное расписание и кадровый учет ведутся независимо для компании и составляющих ее организаций.