Конвейер остановился
Издержки на ремонт в агросекторе достигли трети стоимости новой техники
Эффективное аграрное производство немыслимо без надежной и недорогой техники, однако космическая Украина пока не в состоянии решить эту задачу. Низкое качество небольших партий отечественных тракторов и комбайнов вынуждает селян покупать импортные машины.
В стране сложилась катастрофическая ситуация с обеспечением крестьянских хозяйств сельскохозяйственной техникой. Печальные цифры знает бесстрастный Госкомстат. По данным ведомства, аграрии ныне имеют 220 тыс. тракторов, тогда как реальная их потребность оценивается специалистами рынка в 450 тысяч. Зерноуборочных комбайнов осталось около 50 тыс. при 120-тысячной необходимости.
Впрочем, скрупулезно подсчитанная и реально работающая на полях техника - это далеко не всегда одно и то же. По оценке Минагрополитики, сейчас колесный парк землепашцев изношен более чем на 90% и требует срочного обновления. Впрочем, вряд ли это возможно - из-за отсутствия денег предприятия в последние пять-семь лет почти не покупают новую технику.
Конечно же, власти знают о бедственном положении крестьян, особенно мелких собственников, часто вынужденных вручную собирать выращенный урожай. На днях важнейшей для села проблемой озаботился Президент страны - вину за провалы в технической политике агроиндустрии он возложил на чиновников Кабинета министров.
"Сельскохозяйственное машиностроение - самая отсталая отрасль промышленности. Она больше всего поражена экономическим кризисом", - сказал Леонид Кучма, выступая в Харькове на совещании, посвященном проблемам сектора.
Глава государства констатировал, что программы по развитию отрасли не выполнены, а объемы выпущенной продукции и ее качество крайне низкие.
"Сравните: за последних четыре года промышленное производство возросло на 60%, машиностроение - вдвое, а сельскохозяйственное машиностроение - всего на 3%. Трудно найти иную отрасль, которая бы настолько пострадала от бездеятельности практически всех правительств Украины", - отметил Президент.
Он напомнил чиновникам и производителям, что издержки аграриев на ремонт комбайнов ежегодно увеличиваются на 5%, достигая трети стоимости новой техники. Тогда как из-за физической и моральной изношенности парка на полях ежегодно пропадает до 4 млн. тонн хлеба - именно столько не хватило стране в нынешнем сезоне для продовольственных нужд.
"За потерянное зерно можно было бы приобрести три тысячи отечественных зерноуборочных комбайнов", - указал Леонид Кучма.
А тем временем назревает другая проблема: крестьяне скептически оценивают возможности украинских "колес". Так, в минувшем году хозяйства купили 2900 тракторов и 850 комбайнов импортного производства - без какой бы то ни было господдержки и сервисного обслуживания, истратив при этом 62 млн. долл. Для сравнения: отечественные заводы за этот период изготовили 4500 тракторов и всего 81 комбайн.
"Иностранные производители получили за год больше, чем предусматривал бюджет для финансирования всей правительственной программы по выпуску сельхозтехники за 1998-2004 годы. Вот где средства для отечественного производства!" - отметил глава государства.
По его словам, качество изготавливаемых в стране комбайнов катастрофически низкое. Порою время их работы до первого сбоя - всего десять часов. Фактически это 300 поломок на протяжении всего периода эксплуатации. Иными словами, время, потраченное на ремонт, равно часам работы агрегата в поле.
Естественно, что такую технику покупать никто не желает, сказал Президент. Он сообщил, что сегодня на заводах хранится готовой продукции на 190 млн. грн. - получается, что весь минувший год предприятия работали "на склад".
Интересно, что гарантийный срок на украинскую продукцию не поднимался с 1940 года, а десятилетний ресурс работы тракторов - с 1933-го. "Для наших машиностроителей научно-технический прогресс остановился еще 60-70 лет назад", - констатировал Леонид Кучма.
По мнению Президента, одна из причин низкого качества продукции состоит в отсутствии серийного производства - образцы техники делаются поштучно, а сама отрасль далека от рыночных принципов работы. В частности, слабо используется механизм лизинга.
"За прошлый год через лизинг реализовано всего 450 тракторов и 40 зерновых комбайнов. Но что такое 450 тракторов?" - спросил Леонид Кучма, раскритиковав работу компании "Украгролизинг". "Сколько там чиновников работало в этой структуре? Наверное, по два на каждый трактор", - сказал Президент.
При этом он поставил в пример опыт соседей. "В России лизингом сельхозтехники занимается более тысячи компаний. В каждом регионе созданы лизинговые фонды, которые финансируются из местных бюджетов", - сообщил глава государства.
Президенту также непонятна позиция правительства, отказавшегося в этом году от механизма частичной компенсации стоимости покупаемой крестьянами отечественной техники. Так, в минувшем году под этот проект заводы получили из казны 26 млн. грн., и впоследствии только в виде налогов в бюджет возвратилось 75% от этой суммы.
А тем временем аграрная отрасль продолжает "добивать" последние механизмы, доставшиеся ей в наследство от колхозной системы. Через полгода начнется очередная жатва. Выедут ли селяне в поле на комбайнах или же их уделом окончательно станут серпы, зависит от чиновников.
Корреляция рынка
Олег ГАВРИШ
журналист (специально для "Ведомостей")
На прошлой неделе горючее в опте дорожало
То, о чем настойчиво предупреждали "Ведомости", случилось - стоимость оптовых партий горючего продолжает расти. В то же время розничный рынок, на котором доминируют крупные автозаправочные сети, аффилированные с нефтеперерабатывающими предприятиями, продолжает хранить завидное спокойствие.
ЦЕНА
На прошлой неделе стоимость оптовых партий горючего резко выросла. Бензины подорожали на 1-4,5%, а дизельное топливо - не выше 1,8%.
Если цена предложения высокооктановых партий бензина переместилась к верхнему порогу предложения, то на низкооктанах разница между верхней и нижней границей предложения лишь сократилась с 300 до 200 грн. на тонне, что говорит о большем потенциале роста цен на эти марки бензина.
В то же время повышение цен на бензоколонках пока не проявило себя и его можно ожидать ближе к концу нынешнего месяца. Пока же сравнение цен на АЗС Киева и Москвы показывает, что цена литра бензина в Украине на 10-12,5% ниже, чем у северного соседа.
По данным аналитической группы "Нефтегазовая вертикаль", сегодня стоимость горючего в украинской рознице самая низкая в Европе, несмотря на то что продолжается рост мировых цен на нефть и, увеличивается фискальное давление на производителей ГСМ в Украине. А российские углеводороды, доля которых составляет 90% от общих объемов перерабатываемого сырья в Украине, в отличие от отправляемой российскими нефтяниками на Запад, в России обкладывается НДС. К сожалению, российское правительство проблему отмены налога не может решить уже третий год.
ПРИЧИНЫ
По мнению экспертов, причины роста стоимости ГСМ в Украине обоснованны: подорожание нефти в мире, повышение налогового бремени на производителей и сезонный всплеск спроса, усложненный верхним потолком цен на горючее, поставляемое аграриям.
"Расценки на ГСМ увеличиваются обоснованно, и спекуляции на эту тему неуместны. Посудите сами: цена сырья выросла за прошедшие два месяца на 25%, спрос за прошлую неделю повысился на 35%, и при этом увеличилась налоговая нагрузка на производителей. Разве недостаточно поводов для увеличения стоимости ГСМ? Настоящая причина назрела уже давно и была связана с тем, что в прошлом году произошло рекордное падение стоимости топлива. Тем более что с начала этого года нефтяники решили больше не использовать варианты по оптимизации налогов", - сказал "Ведомостям" ведущий в Украине эксперт рынка нефтепродуктов, начальник управления Минэкономики Украины Светлана Нифонтова.
Производители полагают, что устраивать из роста цен панику не имеет смысла.
"Ситуация на рынке достаточно стабильная. В принципе, она ничем не отличается от положения двух- или трехмесячной давности. Нефтепродуктов достаточно, все НПЗ работают по плану, намеченному в начале года. Рост цен обусловлен двумя главными причинами. Первая - наблюдается увеличение стоимости нефти. Вторая - сезонное колебание в связи с посевной. По мнению наших экспертов, цены на топливо могут увеличиться еще максимум на 10%", - отметил президент "Нефтяной компании "Альянс-Украина" Петр Мирошников.
По его словам, сегодня действует меморандум между правительством и нефтяниками, который обеими сторонами неукоснительно соблюдается, значит, причин для расшатывания ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов нет. А к состоявшемуся росту цен следует относиться с пониманием.
МЕМОРАНДУМ
По мнению директора "Укрнефтехимпереработки" Николая Приймака, правительству стоит прислушиваться к нефтяникам, которые в прошлом году заплатили в совокупности более 400 млн. долл. налогов.
"Как налогоплательщики и производители стратегической для страны продукции, нефтяники просто обязаны быть выслушаны со стороны Кабмина. Я уже не говорю о том, что договоренности с нефтяниками - это один из инструментов цивилизованного регулирования рынка", - подчеркнул он.
В то же время нефтяники полагают, что Кабмин обязан, выполняя условия меморандума, следить за неукоснительным выполнением его положений не только министерствами, но и ведомствами, например "Укрзализныцей".
"Всегда лучше, когда есть прогнозируемые правила игры. Тогда обе стороны понимают, чего можно ожидать друг от друга, как к этому готовиться и что предпринимать в дальнейшем. Для стабильности на рынке ГСМ, отсутствия таких жутких перебоев и дефицита, какие были пять-шесть лет назад, Кабмину необходимо вести постоянную работу с нефтяниками", - указала Нифонтова.
На постсоветском пространстве государство нашло или ищет общий язык с производителями. И эта практика помогает становлению рынков нефтепродуктов и укреплению энергетической безопасности наших соседей.
"Совместный диалог нефтяников с правительством, совместные комиссии, рабочие группы - принятая практика в России да и во всем мире. Поэтому Украине стоит обращать внимание на такую методику. На рынке от этого будет спокойней", - сказал "Ведомостям" аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Царегородцев.
ПРОИЗВОДСТВО
На прошлой неделе на Одесском НПЗ завершился плановый капитальный ремонт технологических установок, совмещенный с техперевооружением предприятия. Никогда ранее такая масштабная реконструкция во время капремонта на заводе не проводилась.
"Все запланированные работы по ремонту завода, общая стоимость которых составила 33 млн. грн., были выполнены, проведенная реконструкция ЛГ-35-11/300 - монтаж нового теплообменника "Пакинокса" - позволит снизить потребление топлива и электроэнергии. Проведенная реконструкция ЭЛОУ-АВТ - монтаж новой печи П-102 - позволит сократить потребление топлива за счет увеличения кпд печи", - сообщили в пресс-службе "ЛУКОЙЛ-Украина".
Со слов представителей пресс-службы "Укртатнафты", снижение объемов переработки нефти на предприятии на 3,7% в 2003-м году по сравнению с предыдущим объясняется рядом объективных причин: мартовское затоваривание нефтепродуктами из-за дефицита железнодорожных цистерн, майские ремонтные работы, августовский дефицит сырья, уменьшение объема поставленной украинской нефти.
"Но все это не помешало компании занять лидирующие позиции среди предприятий отрасли по объемам переработки нефти, производству дизельного топлива и мазута", - отмечают на предприятии.
В этом году "Укртатнафта" наращивает переработку углеводородов, при том что уже в прошлом доля высокооктановых бензинов в общем объеме выпущенных бензинов на заводе увеличилась с 30,1% до 38%. Кроме этого, благодаря разработанной на предприятии коммерческой стратегии реализации нефтепродуктов в 2,8 раза возрос объем реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке, составив при этом 3 014,5 млн. тонн, в 3,1 раза, до 2 327,1 тыс. тонн, увеличился объем реализации нефтепродуктов на экспорт.
Одним из положительных факторов являются традиционно высокие в отрасли показатели выхода светлых нефтепродуктов и глубины переработки нефти, которые в 2003 году увеличились на 1,2% и 1,3% соответственно, считают в "Укртатнафте".
Как сообщили в "ТД ТНК-Украина", на ЛиНОСе подписано мировое соглашение с кредиторами.
"Санация НПЗ проходит успешно, сегодня акции "ЛИНИКа" распределены между кредиторами. Сейчас мы готовы выкупать эти акции для того, чтобы погасить долги всех кредиторов завода", - рассказал "Ведомостям" президент "ТНК-ВР-Украина" Александр Городецкий.
Наконец, Шебелинский ГПЗ, принадлежащий компании "Укргаздобыча", намерен в 2004 году увеличить мощность по переработке газового конденсата и нефти на 25%, или на 0,2 млн. тонн, до 1 млн. тонн в год. По словам гендиректора "Укргаздобычи" Бориса Сенюка, в этом году компания запланировала произвести 566 тыс. тонн светлых нефтепродуктов.
На этой неделе продолжится рост оптовых цен на бензин. Возможно начало подорожания стоимости ГСМ в рознице.
Компьютеризация металлургии
Денис ЗАКИЯНОВ
журналист (специально для "Ведомостей")
Управление предприятием можно улучшить. Если это кому-нибудь нужно
"Главная беда отечественной металлургии - хаос на комбинатах! Однако от этого и многих других зол крупный бизнес можно вылечить путем внедрения автоматизированных систем управления", - доказывали некоторые докладчики на серии отраслевых конференций "Успешный опыт создания информационных систем управления. Новые проекты".
Главная задача, которую ставят перед собой разработчики ЕRР-систем, - это увеличение прибыльности предприятия за счет построения объективной картины происходящих на нем процессов. Сейчас создатели компьютерных программ пытаются заинтересовать украинскую металлургическую отрасль, в которой, как известно, добрая половина заводов показывает убыточные отчетности.
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
По словам экспертов, большинство отечественных предприятий до сих пор страдают от того, что их руководство не знает, сколько ресурсов имеется в наличии на складах.
"Искоренить эту проблему можно путем внедрения системы управления запасами. Если говорить упрощенно, то суть решения состоит в том, что на предприятии все операции по перемещению материальных ресурсов регистрируются в электронной базе данных. Это позволяет за считанные секунды определить точное количество недостающих для производства материалов, а также заблаговременно позаботиться об их закупке", - сказал "Ведомостям" президент консалтинговой компании "Супремум" Владимир Бузмаков.
По его словам, автоматизированная система складского учета может оправдать себя еще до внедрения. "Как показывает практика, при первоначальном заполнении базы данных на складах всегда обнаруживается масса таких ресурсов, о наличии которых никто и не подозревал. К тому же нужно отметить, что компьютерный учет устраняет многие пути хищения", - добавил Бузмаков.
Не менее важную проблему представляет собой пресловутая бумажная волокита, доставшаяся по наследству с советских времен. Однако эксперты свидетельствуют, что существующий на предприятиях документооборот можно существенно упростить. Для этого, по примеру развитых государств, можно сделать его электронным. Таким образом, отпадет необходимость носиться по инстанциям с бумагами, чтобы собрать необходимые подписи - этот процесс будет быстро и надежно осуществляться через компьютерную сеть.
Точно так же можно внедрить автоматизированную систему управления (АСУ) денежными потоками. Это упростит и сделает прозрачными такие процессы, как выдача зарплат, закупка ресурсов и сбыт готовой продукции. Докладчики отметили, что внедрение необходимых программ и обучение персонала занимают не менее трех месяцев.
"Существенным преимуществом АСУ также является то, что с их помощью можно управлять рентабельностью. Если в систему "IТ-предприятие" вводить достоверные сведения о расходах предприятия, то с ее помощью можно калькулировать себестоимость продукции на каждом этапе производственного процесса. Это позволит вовремя отказаться от неприбыльного проекта", - отметил в своем докладе генеральный директор НПП "Информационные технологии" Олег Щербатенко.
По его словам, в отечественных программных продуктах заложен богатый опыт предыдущих разработок, что обеспечивает высокое качество. В то же время украинские системы, как правило, в несколько раз дешевле заграничных аналогов.
Выгоды АСУ тяжело подсчитать. Но разработчики утверждают, что внедренные проекты полностью окупались менее чем за год. "При этом сокращения численности рабочих не происходит. Примерно 20% управленческого персонала перераспределяется в пользу ввода и анализа данных. Одновременно значительно повышается качество и производительность труда, а сама работа становится более интересной", - заявляют эксперты.
ПРИЧИНЫ ТОРМОЖЕНИЯ
Несмотря на бесспорные выгоды внедрения информационных технологий, они, к сожалению, плохо приживаются на отечественных металлургических комбинатах.
"Печально смотреть, что масса готовых программных продуктов, способных улучшить управление метпредприятиями, остаются невостребованными", - сказал "Ведомостям" исполнительный директор Ассоциации предприятий черной металлургии Владимир Терещенко.
По его мнению, украинские предприятия еще не созрели для автоматизации. Во-первых, внедрение масштабных систем управления, по сути, представляют собой долгосрочные инвестиции, хотя при этом и убирается хаос. На первых порах работы добавляется, что, естественно, ляжет в себестоимость продукции. В Украине многие собственники слепо гонятся за сиюминутной выгодой.
К тому же в компьютеризированной Америке перебои в элект-ропитании могут стать причиной полной остановки производства. А допотопные мощности некоторых отечественных меткомбинатов и в худших условиях будут по-прежнему работать и радовать владельцев теневыми доходами.
Говоря о прибылях, следует отметить, что, по наблюдениям правительства, львиную долю урожая с предприятий собирают не сталевары, а посредники. Именно они, по мнению экспертов, станут стеной, чтобы не допустить автоматизацию системы закупок в отрасли.