Призвал министр транспорта и связи РФ Игорь Левитин представителей федеральной, региональной власти и бизнеса
Как мы уже сообщали, в Ярославле прошла межрегиональная научно-практическая конференция "Новые возможности развития северного транспортного направления". В ней приняли участие министр транспорта и связи Игорь Левитин, губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, руководители ОАО "РЖД" и Северной железной дороги, представители субъектов Федерации, грузовладельцы, экспедиторы, научная общественность. Сегодня - подробный отчет о работе конференции.
"Северстальтранс" подает пример
В рамках конференции состоялся "круглый стол", на котором были рассмотрены вопросы, вытекающие из соглашения о стратегическом взаимодействии между Минтранс-связи РФ и администрацией Ярославской области. В частности, речь шла о совершенствовании работы городского пассажирского транспорта общего пользования, а также дальнейших перспективах региональной дорожной отрасли. Особенно подробно Игорь Левитин интересовался ходом строительства нового автодорожного моста через Волгу, включенного в перечень приоритетных объектов федеральной целевой программы "Дороги России в XXI веке". Этот мост длиной около 800 м будет вдвое шире, чем ныне существующий Октябрьский мост в городской черте Ярославля с пропускной способностью 26 тыс. автомобилей в сутки, что давно уже не позволяет справиться с нагрузкой. Новый мост рассчитан на пропуск 50 тыс. автомобилей и должен быть построен в 2006 году. Министр побывал непосредственно на месте возведения моста, заслушал доклады руководителей строительства. Если говорить в целом, все запланированные на сегодняшний день объемы освоены, финансирование из федерального бюджета и бюджета Ярославской области идет по графику, и есть полная уверенность, что мост будет открыт в намеченные сроки.
Игорь Левитин, выступая на научно-практической конференции, говорил о необходимости научиться работать в режиме диалога - общегосударственных, региональных, отраслевых и коммерческих интересов. Эта мысль, собственно, и стала доминантой всех встреч и деловых контактов в период работы конференции. Одним из самых острых из обсуждавшихся на ней вопросов был вопрос об инвестировании региональных транспортных проектов. Указывалось на нынешнее несовершенство организационно-правовых механизмов привлечения частных инвестиций в долгосрочные и среднесрочные проекты. Так, по словам начальника Северной железной дороги Василия Билохи, недавно к руководству СЖД обратились компании "Роснефть", "Арм-Нефтесервис", "Татнефть-Архангельск" с просьбой увеличить перевозки нефтепродуктов на 12,5 миллиона в год. Для освоения таких объемов необходимо дополнительно увеличить пропускную способность магистрали на некоторых участках. Причем грузоотправители выразили готовность участвовать на паритетных началах с дорогой в финансировании проектов по реконструкции инфраструктуры этих участков. Однако из-за отсутствия юридически состоятельного механизма вложения и возврата ресурсов внешних инвесторов нефтяники пока не могут вложить свои средства в развитие железнодорожного транспорта.
Другой пример привел первый заместитель главы Республики Коми Николай Левицкий. Он заострил внимание на строительстве "Белкомура" - спрямляющей железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Кудымкар - Пермь. Эта линия могла бы дать вторую жизнь Печорскому бассейну, уголь которого сейчас неконкурентоспособен из-за больших транспортных издержек. Строительство "Белкомура" с середины 2002 года приостановлено. Как пояснил первый вице-президент ОАО "РЖД" Хасян Зябиров, надо сначала развивать порт Архангельск, разобраться, способен ли он принимать печорский уголь, готовы ли вложиться в это дело частные инвесторы, и только после этого вести к порту подходы. Иначе произойдет закапывание денег в землю.
На конференции рассматривался и позитивный опыт государственно-частного партнерства по развитию объектов железнодорожного транспорта, речных и морских портов, логистических центров. В этом смысле весьма показателен пример делового сотрудничества с одним из крупнейших представителей транспортного бизнеса страны - компанией "Северстальтранс". В условиях роста объемов перевозки нефтепродуктов и дефицита мощностей комплексов по обслуживанию цистерн компания вышла с инициативой принять в совместное пользование с Северной железной дорогой промывочно-пропарочную станцию Новоярославская и проинвестировать ее модернизацию. Более того, "Северстальтранс" намерена в ближайшее время построить, и опять же на свои деньги, новый современный пропарочный комплекс.
Инфраструктура северного транспортного направления пока что неоптимальна с точки зрения распределения основных грузопотоков. Чтобы исправить дисбаланс, в Ярославле планируется создать межрегиональный транспортно-логистический центр, который будет решать задачи оптимизации управления грузопотоками в регионе. Вообще об использовании внедряемых на транспорте новейших логистических, информационных и телекоммуникационных технологий для решения региональных социально-экономических задач на конференции говорилось достаточно много и по-деловому. Но вот что обращало на себя внимание особо. Всего прозвучало свыше 20 докладов и сообщений, в которых с разных сторон рассматривались проблемы развития транспортной системы региона. При этом практически каждый участник отмечал, что ключевую роль здесь играет железнодорожный транспорт, именно на него завязана в основном экономика Ярославской, Ивановской, Костромской, Вологодской, Архангельской областей и Республики Коми. Вот почему, думается, сегодня есть смысл подробнее рассказать о деятельности железнодорожников-северян.
От Александрова до Воркуты
Чтобы лучше понять, что собой представляет северное транспортное направление и какие у него масштабы, скажем, что сфера действия Северной железной дороги - от Александрова (почти Подмосковье) до Воркуты. На магистрали обеспечен устойчивый рост грузовых и пассажирских перевозок. Погрузка важнейших грузов в 2003 году по сравнению с 2002 годом в целом увеличилась на 2,7 %, а по нефтепродуктам - на 10,1%. Значительно улучшены качественные показатели использования подвижного состава. Вес грузового поезда повышен на 27 тонн. Увеличились среднесуточный пробег и производительность локомотивов. За три месяца 2004 года пассажирооборот составил 112,2% к уровню соответствующего периода 2003 года. Производительность локомотива выросла на 8,9%.
Большой объем работ осуществлен по капитальному ремонту пути, реконструкции станций и удлинению приемоотправочных путей. За перевозки грузов и пассажиров получены солидные доходы. На 4,3% по сравнению с 2003 годом вырос такой важный экономический показатель, как производительность труда. Снижена себестоимость перевозок, при этом экономия эксплуатационных расходов составила 244,4 млн рублей. Дорога имеет устойчивую тенденцию к увеличению прибыли от подсобно-вспомогательной деятельности. Годовое задание отрасли перевыполнено на 53,3 млн рублей, а к прошлому году оно возросло почти в два раза. По состоянию на 1 января 2004 года снижена дебиторская и кредиторская задолженности.
На СЖД осуществляется программа "Оптимизация работы и управления эксплуатационной деятельностью". В рамках этой программы, в частности, удлинены пути на станциях Данилов, Ярославль-Главный, Буй, Обозерская, Лоста (парк отправления), Сулозеро общей протяженностью 16,9 км и 47 стрелок электрической централизации; продолжены работы по переоснащению базовых предприятий локомотивного хозяйства ст. Вологда, Обозерская, Данилов. В целях повышения пропускной способности планомерно осуществляется развитие главного железнодорожного хода на участке Кошта - Свеча (стыковые станции с Октябрьской и Горьковской дорогами). Пущен новый мост через реку Шексна для обеспечения двухпутного движения, возведена не имеющая аналогов в железнодорожной отрасли необслуживаемая модульная тяговая подстанция Вохтога, удлинен путь на ст. Лоста. Строится транзитный парк в Буйском филиале Вологодского отделения СЖД. Для бесперебойных перевозок грузов с Транссиба к портам Санкт-Петербурга он имеет достаточно важное значение. Электрификация 150-километрового участка Малошуйка - Сумской Посад на стыке Северной и Октябрьской магистралей открывает новое высокопроизводственное направление, разгружающее Мурманский порт.
В настоящее время на Северной железной дороге отрабатываются технология планирования взаимоувязанных объемных и стоимостных показателей с установлением персональной ответственности за их исполнение и технология управления финансовыми ресурсами на основе определения отклонений от установленных стандартов и принятия обоснованных своевременных мер по их устранению.
Такая система позволяет обосновать финансовую состоятельность каждого вида деятельности (грузовые перевозки, предоставление услуг локомотивной тяги, пассажирские перевозки в дальнем и пригородном следовании, ремонт подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры, НИОКР, содержание социальной сферы и проч.), выявить виды деятельности, которые невыгодно развивать, и подразделения, работающие неэффективно и требующие внимания руководства. То есть эта система должна помочь ответить на вопрос - насколько эффективны затраты. Таким образом, на СЖД были сформированы 9 годовых и квартальных бюджетов дороги: продаж, производства, запасов, затрат, доходов и расходов, инвестиций, движения денежных средств, прогнозный баланс, мотивационный бюджет.
Ставка - на модернизацию
Перераспределение на Северную дорогу части транзитных поездов со скоростного направления Москва - Санкт-Петербург, а также возрастающий вагонопоток с восточного направления в северо-западный регион создали благоприятную обстановку для получения дополнительных объемов перевозок. К уровню критического спада в 1998 году сегодня грузооборот дороги возрос в 1,5 раза. Основную интенсивность перевозок принимают на себя Ярославское и Вологодское отделения дороги. Определены основные транспортные коридоры: Александров - Вологда - Кошта и Вологда - Буй - Свеча. С увеличивающейся ролью архангельского порта, эксплуатацией нового электрифицированного участка Малошуйка - Сумской Посад и ростом контейнерных перевозок, обеспечивающих доставку грузов с северо-запада в центральную и южную часть страны, возрос грузооборот и на Архангельском отделении. Именно на этих направлениях проводятся и будут проводиться работы по реконструкции железнодорожных станций и узлов, усилению главных путей, модернизации устройств электроснабжения, сигнализации и связи.
Большие надежды возлагаются на перспективы развития нефтегазового комплекса на полуострове Ямал. Для Северной железной дороги это дополнительные перевозки в размере 8 млн т грузов в год, вливание инвестиций в развитие районов Крайнего Севера, реконструкция Воркутинского направления и, в частности, линии Чум - Лабытнанги.
В этом году на Северной железной дороге должно быть освоено 6,7 млрд рублей на инвестиционную программу. Основные финансовые средства будут вкладываться в ремонт основных фондов, обновление подвижного состава и в основные инвестиционные проекты. Запланированы работы по удлинению путей станций Ярославль-Главный, Вологда-1, Вологда-2, Лоста, обходного пути по ст. Данилов, вторых путей на участке Буй - Вологда, строительство нового моста через реку Унжа.
По программе развития систем технологической связи и радиосвязи планируется продолжить прокладку оптико-волоконной линии на участке Сольвычегодск - Сосногорск, намечается проведение мероприятий по улучшению управления и обслуживания новых цифровых видов связи, действующих на дороге. Продолжится модернизация локомотивных и стационарных радиостанций поездной радиосвязи. По программе обновления устройств электроснабжения продолжатся работы по модернизации контактной сети на направлении Александров - Ярославль и обновлению тяговой подстанции на ст. Буй.
Намечено строительство и капитальный ремонт объектов пассажирского комплекса: строительство вокзала в Галиче, Вельске, реконструкция вокзала на станции Череповец, капитальный ремонт вокзала станции Архангельск-город и вокзала станции Ростов. Планируется завершить строительство и ввести в эксплуатацию цех технического обслуживания пассажирских вагонов на ст. Сыктывкар. Будет запущен скоростной поезд Ярославль - Кострома. В 2004 году планируется отремонтировать 31 пассажирскую платформу.
Планом капитальных вложений предусматривается продолжение оздоровления подвижного состава. Кроме средств, предусмотренных планом капитальных вложений, ОАО "РЖД" разрабатывает программу приобретения подвижного состава по лизингу.
Эти "золотые" электрички
Северная железная дорога ежегодно начиная с 1995 года заключает соглашения со всеми субъектами России, входящими в район тяготения дороги, а это пять областей Северного и Центрального экономических районов, Республика Коми и Ямало-Ненецкий автономный округ. Этими соглашениями регулируются главным образом вопросы компенсации убытков от пассажирских перевозок в пригородном сообщении и эксплуатации малодеятельных линий, передача объектов жилья и социальной сферы в муниципальную собственность, работа с энергетическими комиссиями по снижению уровня тарифов на потребляемую электроэнергию для тяг и поездов.
Так, при росте уровня убытков от "пригорода" в 3 раза по сравнению с 1995 годом объем дотаций и льгот, предоставляемых субъектами Федерации на их покрытие, возрос в 10 раз, с 34 млн руб. в 1995 году до 336,1 млн руб. в 2003 году. Дорога использовала "Методику распределения доходов, расходов и убытков железных дорог по субъектам РФ", согласованную с Минфином, Минэкономики, МАП России, которая позволяет увидеть "стоимость" каждого пригородного поезда, наглядно показать, во что обходится осуществление пригородного движения в конкретном регионе. Так, например, администрация Архангельской области сама выбрала для финансирования из 15 предложенных только 7 пар поездов, которые посчитала социально необходимыми. А вот пригородное движение в Ярославском регионе осуществлялось в полном объеме.
Сейчас ведется активная работа по привлечению средств местных администраций на долевое участие в строительстве и капитальном ремонте объектов пассажирского транспорта: реконструкции вокзала на ст. Череповец, капитальном ремонте вокзала ст. Архангельск-город. Совместно с администрацией Ярославской области был приобретен и запущен новый электропоезд повышенной комфортности "Савва Мамонтов", курсирующий по маршруту Ярославль - Москва. После капитального ремонта открыт вокзал ст. Ярославль-Московский.
Ярким примером эффективного сотрудничества может служить и взаимодействие с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа. На выездном заседании коллегии МПС в апреле 2003 года в г. Новом Уренгое была подписана Уральская декларация, в соответствии с которой к началу летних пассажирских перевозок в 2004 году будет открыт вокзальный комплекс ст. Лабытнанги, создающийся на паритетных началах. Планируется также пустить фирменный поезд Лабытнанги - Москва.
Итак, к числу основных вопросов взаимодействия Северной железной дороги с регионами в этом году отнесены организация пригородных пассажирских перевозок (в Ярославле, например, сейчас создается акционерная компания, которая возьмет на себя пригородное железнодорожное сообщение, это очень интересный опыт, первый в стране), налоговые взаимоотношения, совместная инвестиционная деятельность, установление экономически обоснованных тарифов на электротягу.