Слабая востребованность предпринимательскими структурами России современных инструментов рынка - логистики и маркетинга - очевидна. Это напоминает известную ситуацию с применением экономико-математических моделей, методов и средств вычислительной техники для развития социалистической экономики.
Логистика, являясь частью общей теории управления, выделяется из него своей спецификой - возможностью постоянного регулирования разнообразных потоковых процессов. И совершенно неправомерно ограничивать сферу эффективного использования логистики только сектором материало- и товаропродвижения.
Каждая предпринимательская структура в условиях, скажем так, "мозаичного", бессистемного рыночного хозяйства современной России применяет те или иные логистические методы главным образом тогда, когда нужно побыстрее получить прибыль, то есть при "пожарных" ситуациях с доходами. Системное же вложение инвестиций в логистическую инфраструктуру в России среди отечественных бизнесменов (за исключением крупных российских компаний и банков) отсутствует. Иностранный бизнес же выстраивает свою деятельность в России исключительно на основе логистики.
Примерно для 80% предприятий производственных отраслей России характерна устойчивая невостребованность современных форм и методов логистики: текущие финансово-экономические проблемы требуют срочных решений, а перманентность этой ситуации фактически "устраняет" логистику из перечня приоритетных задач развития рыночного производства.
Между тем эффективность применения логистики возрастает по мере усложнения, например, информационных задач, что наблюдается при интегрировании рыночных структур в корпоративные и ассоциативные объединения. И неудивительно, что свыше 70% общего числа крупных российских корпораций, холдингов уже не представляют своей повседневной работы без современной логистики.
Материалы подготовили Л. Савельева, В. Мусинов, обозреватели "ЭЖ"