Общество

Украина олимпийская: 1952 - 2004

Огонь надежды и сомнений

Негасимое пламя, рожденное в Олимпе от луча солнца и уже успевшее облететь чуть не весь «шарик», я буду встречать в шестнадцатый раз. Но и полвека спустя после первого знакомства с ним на стадионе Крикет-граунд в Мельбурне жду его появления на улицах родного города с не меньшим волнением и надеждой. Есть в этом пляшущем язычке пламени что-то созвучное с нашим душевным горением, определяющим суть самой жизни, и потому каждая встреча с олимпийским огнем никогда не оставляет человека равнодушным.

Впервые, как это ни странно, огненная эстафета дружбы и добрососедства родилась в... фашистской Германии на Играх 1936 года под барабанный бой идущих в параде штурмовиков. (Справедливости ради скажем, что огонь в чаше впервые вспыхнул на Играх 1928 года.) Казалось бы, идея должна была угаснуть навсегда вместе с разгромленным фашизмом. Но огонь не только остался жить, уже через три года после окончания Второй мировой войны под бурные клики тысяч англичан и гостей его встречали в Лондоне. А имя факелоносца Джона Мэркса сразу стало известно на пяти континентах. Потом был великий стайер финн Пааво Нурми в Хельсинки — его факел впервые встречали и 34 украинских спортсмена, входивших в сборную команду СССР и завоевавших 14 золотых, 4 серебряных и 11 бронзовых медалей (более 30 процентов всех наград советской команды!).

Собственными глазами я увидел олимпийский огонь в Мельбурне, в 1956-м, - в руках буквально летящего над беговой дорожкой с искаженным от нечеловеческой боли лицом 19-летнего рекордсмена мира Рона Кларка. Из несовершенного, тяжелого, неудобного и коптящего факела во все стороны летели раскаленные капли горючего и буквально прожигали руку бегуна. Но, как позже признался Кларк, боль он почувствовал только в больнице, куда доставила его «скорая». Такой психологический подъем, такую внутреннюю силу дает олимпийский огонь!

Однако только с Игр 1968 года в Токио выбору факелоносца стали придавать особую значимость. Если до этого считалось, что зажечь огонь очередной Олимпиады должен непременно выдающийся спортсмен, то японцы постарались в корне изменить подход к выбору одного из главных действующих лиц. Известно, что Токио должен был принять Игры еще в 1940 году, да война надолго отодвинула эти планы. Жупел страны-агрессора, зачинщика войны на Тихом океане, присутствие во главе государства недавнего военного преступника императора Хирохито все еще сказывались на имидже бурно развивающейся державы. Но, с другой стороны, японский народ стал жертвой варварского испытания американцами атомной бомбы.

Выбор пал на Иосинори Сакаи, который родился 6 августа 1945 года, в Хиросиме, в тот день и час, когда город атаковал американский атомоносец. Прежде чем факел оказался в руке Сакаи, почти 100 000 японцев пронесли его вокруг островного государства. Бег Сакаи был воспринят как своеобразный мощный голос в защиту мира — против атомной угрозы. В Мехико-сити в 1968 году факел впервые взяла в руки студентка университета Энрикета Басилио Сотело. Этот выбор должен был ознаменовать победу сил, боровшихся за женское равноправие. Любопытно, что этому во многом способствовала единственная женщина-генерал мексиканских вооруженных сил, известная деятельница феминистского движения.

Политический смысл в выборе факелоносцев особенно ярко проявился в Монреале в 1976 году, когда Канада, раздираемая жесткими противоречиями двух языковых групп — английской и французской (а олимпийская столица была франкоязычной), приняла неожиданное и поразившее мир решение: олимпийский огонь понесут двое. Вот так и вбежали на стадион, держась за одну ручку, канадская «англичанка» Сандра Хендерсон и канадский «француз» Стивен Префонтейн.

С годами изменялся и способ доставки огня. Зажженный в Олимпе, факел (для сохранности первоисточника он дублировался двумя шахтерскими лампами) отправлялся в далекий путь. В Мельбурн он прилетел на самолете королевских ВВС Великобритании. До Мехико-сити факел повторил «дорогу Колумба» из испанского города Палое мексиканский крейсер доставил его на остров Сальвадор, а оттуда он проделал путь по всему американскому континенту. В Монреаль огонь летел по сложному маршруту. Сначала его привезли в Афины, там с помощью специального прибора преобразовали в электрический импульс и с помощью лазера через космический спутник отправили в столицу Канады - Оттаву, где он и воспламенил факел. Правда, на том приключения олимпийского огня не закончились - 27 июля легкий дождичек залил чашу. Целых 62 минуты Игры были без огня, пока не доставили железнодорожный фонарь, где жил огненный «дублер».

Двадцать четыре года назад Киев стал олимпийским городом - здесь были проведены предварительные состязания в футбольной подгруппе. На модернизированном (появился второй ярус трибун) Республиканском стадионе вспыхнул олимпийский огонь. Помню, мы с Павлом Савицким заместителем председателя Госкомспорта Украины - встречали его на границе с Румынией. По-советски пышно и торжественно, с речами и «бурными аплодисментами», многочисленной охраной. Дорога до Киева была совершенно пуста — ни одна машина не имела права появляться до момента, пока не пронесется олимпийский эскорт. Мне рассказывали, что сопровождение не слишком-то озабочивалось подопечным, и факел пару раз гас. Прибытие огня вылилось в большой спортивный праздник, продолжавшийся до поздней ночи. Киевляне от мала до велика чувствовали себя именинниками. Жаль, что усилиями некоторых ретивых борцов против «русификации» бронзовый олимпийский символ, украшавший Республиканский стадион, был срезан в начале 90-х и, по-видимому, отправлен на переплавку...

5 июля из Москвы в нашу столицу прибудет олимпийский огонь афинской Олимпиады. Из нескольких тысяч претендентов выбрали 120 граждан (и не только столичных жителей). Это чемпионы олимпийских игр, ветераны спорта, студенты, военнослужащие, деятели культуры, журналисты. Они-то и покажут огонь тысячам и тысячам киевлян. (Любопытно, что всех факелоносцев проверяла не только наша служба безопасности, но и... афинская). У меня нет сомнения, что это событие навсегда сохранится ярким праздником души не только в сердцах участников эстафеты, но и у всех, кто придет встречать факел.

Я видел пятнадцать олимпийских факелоносцев, был участником и свидетелем Олимпийских игр. Не могу избавиться от чувства тревоги, что рождается при мысли о будущем Игр. Величайшее «изобретение» человечества, к сожалению, подвергается непрестанным атакам сил, которые могут, в конце-концов, разрушить это прекрасное творение, объединяющее страны и народы земли. Нет, речь идет не о терроризме. Гораздо страшнее другое: наглое наступление денег. Отсюда допинги, борьба с которыми ужесточается, но о победе над ними пока можно лишь мечтать. На смену дисквалифицированным атлетам, как свидетельствуют факты, приходят другие соискатели медалей и денег, готовые ради этого на все. Если же учесть еще и фактор престижности страны, атлет которой выигрывает олимпийскую медаль, то во многих государствах на допинги смотрят без особого пристрастия, и я еще не слышал ни об одном факте, когда бы за обман (ведь допинг — это не что иное, как попытка УКРАСТЬ победу) кто-то понес уголовное наказание...

И все же верится, что праздник, который сулят нам Олимпийские игры, не будет омрачен... Игорь Заседа.

***

Сердце и разум отданы «Данко»

Подведены итоги 1-го Всеукраинского конкурса молодых специалистов горно-металлургического комплекса Украины

Конкурсами сейчас никого не удивишь. Такое впечатление, будто соревнуются все и практически во всем: ловкости, остроумии, благосклонности судьбы, умении обойти ближнего и т. п. На этом фоне конкурс, организованный год назад Донецким акционерным научно-коммерческим обществом «Данко», кажется несколько старомодным. Но если присмотреться внимательнее, то окажется, что он достаточно современный и, более того, своевременный.

Ведь главная цель 1-го Всеукраинского конкурса «Данко-2003» - поддержать молодых специалистов, будущую творческую техническую, промышленную и бизнес-элиту Украины. Стимулируя творческую деятельность молодежи, конкурс, соорганизаторами которого выступили ОАО «Енакиевский металлургический завод» и совместное украинско-швейцарское предприятие «Метален», способствовал рождению новых прогрессивных идей, что, в свою очередь, стало своеобразным инвестиционным вкладом в будущее украинской промышленности.

Как показал опыт проведения конкурса «Данко-2003», он стал определенной «полигоном» для разработки новых технологических и бизнесов-проектов в сфере ГМК Украины. Ведь инновационные проекты победителей, касающиеся различных аспектов функционирования специализированных предприятий — от экономики и управления производственными процессами до транспортного обеспечения и логистики—в недалеком будущем воплотятся в жизнь на металлургических предприятиях и, в частности, на Енакиевском металлургическом заводе. И, надо надеяться, дадут ожидаемый результат.

Например, проект магистранта кафедры «Механическое оснащение заводов черной металлургии» Донецкого национального технического университета Виталия Киселева «Исследование кинематических параметров и разработка конструкции манипулятора для ввода отсечных элементов при выпуске стали из кислородного конвертора в условиях ОАО «Енакиевский металлургический завод», который получил первую премию. По мнению экспертов, применение такой конструкции манипулятора будет способствовать стабильности химического состава стали, что позволит улучшить ее качество и получить значительный экономический эффект!

Найдут применение и работы других семи победителей и дипломантов конкурса, которых на днях «данковцы» чествовали в «Украинском доме».

А в целом участие в конкурсе приняли студенты более 80 украинских вузов и молодые специалисты более 40 профильных предприятий.

Выступая перед призерами и победителями конкурса, президент компании «Данко» Сергей Момот подчеркнул, что частная инвестиция компании в интеллект направлена, прежде всего, на поддержку общегосударственной стратегии формирования научно-технического потенциала страны, развития отечественной инженерной мысли и формирования технической элиты Украины.

Как указал, выступая на церемонии чествования победителей, заместитель министра промышленной политики Украины Анатолий Федяев, отечественный ГМК в настоящее время остро нуждается именно в новых технологиях производства и молодых талантливых специалистах. Ведь, подчеркнул он, на рассмотрении правительства находится программа развития ГМК, благодаря которой Украина до 2011 года должна достичь показателя выплавки стали 40-42 млн. тонн в год. То есть новая правительственная программа направлена не на наращивание количественных показателей, а на качественное развитие производства ГМК, снижение его энергоемкости, совершенствование производственных процессов и технологий. А значит, отрасли позарез нужны молодые специалисты, новые идеи и разработки. Именно поэтому проведение таких конкурсов, как «Данко-2003», крайне важно для дальнейшего инновационного развития украинского ГМК. Игорь Мельничук.

***

фото: С таким факелом выйдет на трассу олимпийского огня в Киеве олимпийский чемпион Александр Волков; Зажжение олимпийского огня в Олимпии.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости