Шанс - он не получка, не аванс, Он выпадает только раз...
Песня пирата из "Острова сокровищ"
Вот уже три года нам везет. Не просто благоприятные условия, а откровенное везение. Не просто высокие, а постоянно растущие мировые цены на нефть - настоящий подарок для нашей сугубо сырьевой экономики. Хорошо. Но не имеет никакого отношения к стабильности. Это ситуация везунчика в казино: его удача зависит целиком от искусства крупье. Карты в этой экономической игре раскладываем не мы. А следовательно, нельзя уподобляться азартному игроку, который не в состоянии грамотно воспользоваться выпавшим выигрышем.
Накопленный сегодня стабилизационный фонд - это тот самый выигрыш, который мы не вправе вновь пустить в игру, если хотим стабильности. Но это вовсе не значит, что мы должны заморозить деньги до худших времен. Единственный способ грамотно воспользоваться удачей - использовать средства на то, чтобы снять экономику с нефтяной иглы. И вот тогда возможные неудачи в мировом казино уже не будут фатальными.
Столько откладывал на черный день, что с нетерпением ждал его наступления...
Из выступлений Е.Петросяна
Страх банкротства, преследующий власть, объясним: после всех кризисов и дефолтов очень не хочется оказаться перед лицом резко изменившихся экономических условий с пустыми карманами. Но не следует и бросаться в обратную крайность: существующий сегодня стабилизационный фонд и золотовалютный запас не соответствуют уровню развития нашей экономики. Скупой рыцарь и Плюшкин тоже были уверены, что они всего лишь разумно расходуют средства, но со стороны это выглядит иначе. Стабилизационный фонд нельзя ТРАТИТЬ. Ни в коем случае. Но использовать его для развития инновационной экономики - необходимо.
Сегодня многие реформы буксуют из-за чрезмерных опасений правительства о снижении поступлений в бюджет. Так, например, чересчур осторожное снижение социального налога, с принятием целого ряда компенсирующих мер, привело к тому, что это действие становится формальностью, а не эффективным экономическим механизмом. Прогрессивная идея монетизации льгот реализуется так, что приводит к усугублению социальной напряженности вместо того, чтобы стать действенной системой социального обеспечения. Вновь ведутся разговоры о введении прогрессивной шкалы подоходных налогов. Чрезмерный страх правительственной "бухгалтерии" недосчитаться копейки в бюджете не просто тормозит экономическое развитие, а ставит его под угрозу. И в то же самое время мы имеем огромный запас средств, которые держим на черный день. Что ж, если так пойдет и дальше, с уверенностью можно сказать только одно: такой день точно настанет.
Чтобы избежать его, необходимо прежде всего создать крайне привлекательные условия для инвесторов. В последние годы было сделано многое для того, чтобы экономические условия внутри страны стали благоприятнее для вложения средств. Но нам мало создать "хорошие" условия. Они должны быть "лучшими". Только тогда можно всерьез рассчитывать на серьезные инвестиционные проекты. Именно сейчас, когда сохраняется "полоса везения" - время для решительных реформистских шагов, время для серьезных налоговых реформ.
Если уж говорить о снижении социального налога, то до 20, а то и 18%. Вот тогда в сумме мы действительно получим реальное снижение налога на 10%, а не формальное. Именно тогда не будет так называемых выпадающих налогов, которых так боится правительственная "бухгалтерия". Есть стабилизационный фонд, есть возможность компенсации рисков. А за это время предприятия получат возможность развития: привлечения более компетентных специалистов на достойные зарплаты. Поэтому налог сейчас нужно снизить настолько, насколько можно. И доступ к регрессивной шкале начисления налогов сделать самый что ни на есть реальный. Вот тогда это действительно прогрессивное решение, от которого можно ожидать реальный положительный результат в экономике.
Если речь идет о монетизации льгот, то именно страховка стабилизационного фонда позволяет делать реформу смелее и решительнее, не ограничиваясь небольшими выплатами к пенсии, а осуществить реальное персонифицированное предоставление льготы. Что это значит? Персональная кредитная карта льготника, на счет которого перечисляются суммы, компенсирующие стоимость тех или иных услуг, которые сегодня отнесены к льготным. И этой персональной карточкой льготника человек расплачивается там, где необходимо. В этом случае возможна взаимная замена каких-либо льгот и планирование. При этом достигается тот же результат: структуры и организации, которые оказывают льготную услугу, получают ее оплату. То есть для них не существует больше бесплатных услуг, и они не смогут списывать некачественную работу на обилие льготников. С другой стороны, гражданин, имеющий право на льготу, получает ее в полном объеме, не тратя своих собственных денег. Ведь как бы то ни было, доплаты к пенсиям - это уже свои собственные деньги, а не компенсации льгот. И тратить их на то, на что ты уже привык не тратить - проблема. Не говоря уже о том, что по факту равноценной замены не получается. Но, самое главное, введя такую персонифицированную систему распределения льгот, государство сможет получить исчерпывающий ответ на вопрос: кто, как и сколько пользуется льготами, что позволит эффективнее планировать и распределять финансовые потоки.
Есть потребность в реформировании армии. Потребность острейшая. Так начните хоть с чего-нибудь сейчас, используя часть средств стабилизационного фонда: инвентаризация имущества, описание недвижимости. Чтобы оценить и понять, как устроена инфраструктура армии, и что нужно сделать, чтобы оптимизировать ее.
При этом в каждом случае, речь не идет о ТРАТАХ, а только о СТРАХОВАНИИ реформ. То есть, если мы говорим, что снижение социального налога приведет к повышению отчислений в бюджет, значит, так оно и будет. Но если вы боитесь - вот страховка. Если мы говорим, что монетизация льгот полезна - значит, она оптимизирует экономические механизмы. Но если вы не уверены в моментальном результате - вот ваша страховка.
Надо понимать, что при всем при этом НЕЛЬЗЯ тратить стабилизационный фонд на социальные нужды, как бы это ни было прискорбно. Вбрасывание денег в "социалку": резкое повышение пенсий, зарплат чиновников приводит только к инфляции, к превращению этих денег в прах, к неизбежному кризису после прекращения "подпитки". Имея финансовую фору, мы сегодня должны ее использовать для создания условий для будущего развития экономики. Иначе призрак черного дня останется с нами.
Еще раз о дорогах
Все, о чем говорилось выше, пример возможного использования стабилизационного фонда. Теперь поговорим о том, куда его нужно использовать.
Это мировой опыт и мы не откроем ничего нового, если скажем, что залогом эффективного развития экономики всегда была и остается развитая инфраструктура.
Инфраструктура государства - это дороги, порты и вокзалы, аэропорты и информационное сопровождение, логистика. Та инфраструктура, которой мы пользуемся до сих пор - инфраструктура, оставшаяся нам в наследство от Советского Союза. Инфраструктура для своего времени мощная, но сейчас практически беспомощная. Инфраструктура, которая создавалась и была направлена внутрь самой себя. Сейчас задачи изменились. Нам необходима инфраструктура, которая бы объединяла страну изнутри и имела направленность вовне.
То, что дороги, новые и хорошие, нужны стране, возражений не вызывает. Осталось определить приоритетные направления. Здесь есть два пути.
Первое: государство строит то, во что бизнес еще долго не будет вкладываться. Так, например, есть предложение построить новую железную дорогу Петербург - Чукотка, по Северу, с одновременным восстановлением Северного морского пути. Это глобальный проект. И проект, который пока не интересен бизнесу. Однако часть теоретиков и экономистов полагают, что создание этой инфраструктуры даст новый толчок развитию России. Вплоть до фантастических проектов: в Нью-Йорк на поезде - через Берингов пролив, на Аляску и так далее. Вплоть до такой фантастики. Но при этом надо понимать, что на такие проекты мы тратим деньги только стабилизационного фонда. Рассчитывать на бизнес можно только на завершающей стадии проекта.
Второй путь - старт проектов, которые интересны бизнесу с самого начала реализации. Это дороги, образующие так называемый европейский крест: скоростная железная дорога и платная автомобильная Петербург - Москва - Новороссийск и Смоленск - Москва - Екатеринбург. Или же: Петербург - Вятка - Пермь - Екатеринбург. Или же с продолжением от Екатеринбурга на Дальний Восток. Или же восстановить в современном виде КВЖД, то есть Петербург - Харбин. С учетом прогнозируемых грузопотоков из Юго-Восточной Азии: Кореи, Китая, Японии и Вьетнама в Европу, мы можем рассчитывать на серьезный мультиэффект проекта. Строительство инфраструктуры по направлению Европа - Азия даст толчок к развитию целых отраслей экономики, к участию в проекте целого ряда отечественных и зарубежных инвесторов.
Объективно на сегодняшний день есть серьезные предпосылки колоссального увеличения грузопотоков через Россию из Юго-Восточной Азии в Европу. Если мы имеем развитую инфраструктуру и логистику, то этот путь значительно выгоднее и короче морского пути. Таким образом, строительство дорог будет сопровождаться искренней заинтересованностью самых серьезных инвесторов.
Теперь представим, что реально можно использовать из стабилизационного фонда 4 млрд. долларов ежегодно. Если мы строим то, к чему бизнес подключается в самом конце, то мы строим на 4 млрд. в год. А если мы строим то, в чем бизнес заинтересован сразу, то мы строим как минимум на 12, 16, а то и 20 млрд. в год. За счет объединения самых различных интересов в одном проекте.
Почему до сих пор не достроена высокоскоростная магистраль Санкт-Петербург - Москва? Потому что эксплуатация одной этой магистрали экономически невыгодна, неоправданна. Она соединяет пусть большие, но только 2 города. Этого мало, чтобы вкладываться в эту магистраль. А если мы строим всю сеть, то тогда это становится выгодным как бизнес. Сегодня расстояние в 2000 километров - расстояние в 3-4 часа
- это уже расстояние для скоростной железной дороги. Безусловно, речь идет о строительстве современных скоростных дорог, которые позволяют развивать скорости до 400 - 450 км в час. Эта дорога уже находится между обычной железной скоростной дорогой и местной авиацией. И местная авиация проигрывает, потому что самолеты садятся в аэропортах, а поезда приходят на вокзалы в центре городов. Далее параллельное строительство платной скоростной автодороги. Причем то, что она платная, - это закрытый доступ на дорогу. А это значит, что формируется инфраструктура дороги, бензоколонки, места отдыха водителей, ресторанчики, система питания в закрытой части. Если все это - на платной автодороге, то эти компании: "Петролеум", "Макдоналдс"
- они вложатся в строительство за право там строить свои точки.
Если в этом году будет принято решение о начале такого проекта, даже не о строительстве, а объявление такого строительства и объявление о вложении денег со стороны государства, то это создает сразу условия для конкретного притока инвестиций в Россию. Если мы объявляем о новой дороге Петербург - Харбин и говорим о логистике, и показываем, что эта логистика будет лучше, чем по Индийскому океану, вокруг Юго-Восточной Азии, то тогда в своих планах развития того или иного бизнеса в Китае, Японии, Корее предусматриваются определенные действия. К нам начинают приходить инвестиции из Юго-Восточной Азии. А дальше начинается мультиэффект. И не столько мультиэффект самого строительства, а мультиэффект создания производств вокруг этой дороги.
Чем более высокая степень готовности продукта, тем его дешевле перевозить. Следовательно, можно прогнозировать развитие сборочных производств на нашей территории. И не только сборочных. Если фирма везет в Европу ключевую деталь из Южной Кореи, собирает металлическую основу из стали "Северстали" по дороге в Череповце или в Вологде, то готовый южно-корейский продукт окажется значительно дешевле, себестоимость его будет меньше. Таким образом, дорога становится магистральным направлением для развития инновационной национальной экономики.
Выполнить эту функцию не может современная отечественная инфраструктура. Она создавалась по другим принципам. Если уголь в Москву было возить в советское время невыгодно, так вот чтобы это было выгодно, приказывали МПС снизить тарифы. И за счет жителей, которым платили мало и говорили, что этого хватит. Поэтому, на сегодняшний день новая современная инфраструктура - главная задача стабилизационного фонда. Реализация крупных страновых проектов транспортного строительства - реальный шанс развития экономики по другому, отличному от сырьевого, пути. Вот тогда средства фонда пойдут действительно на стабилизацию экономики, а не будут ждать своего часа для затыкания образовавшихся в силу каких-либо форс-мажорных ситуаций дыр.