Специфика лесного промысла, не подкрепленного глубокой переработкой древесины, такова, что уже через 20 - 30 лет железнодорожники могут остаться у разбитого корыта - без объемов перевозок.
Третий съезд лесопромышленников Красноярского края, состоявшийся недавно в городе на Енисее, стал едва ли не сенсационным. Именно на нем краевые власти предложили Концепцию развития лесного комплекса, которая предполагает в ближайшей перспективе увеличить объемы лесопромышленного производства на территории региона в десять(!) раз.
Готовы ли к такому повороту событий транспортники? Ведь, исходя из элементарных расчетов, одного только подвижного состава железной дороге потребуется как минимум на порядок больше того, что подается сегодня на лесопогрузочные станции.
Пожалуй, ни одна отрасль в Красноярском крае за годы реформ не понесла таких ощутимых потерь, как лесная: от некогда успешных леспромхозов сегодня мало что осталось. Выступивший на съезде генеральный директор ОАО "Енисейское речное пароходство" Феликс Михайловский привел цифры, которые также характеризуют глубокий кризис, поразивший ЛПК: по Енисею и Ангаре в десять раз упали объемы перевозок именно лесных грузов.
Так кто же сейчас хозяйствует в тайге, если предприятия, для коих не стоило огромных усилий заготавливать в год по 600 тысяч кубометров древесины, развалились как карточный домик? Полторы тысячи лесозаготовителей -такого количества фирм и фирмочек еще не знала сибирская тайга!
На этом не слишком радужном фоне замысел краевых властей, которые намереваются вывести отрасль на ежегодный бюджетный доход в 13 миллиардов рублей, воспринимается, мягко говоря, настороженно. Не могут по определению мелкие обособленные предприятия дать существенный рывок не только в заготовке, но и в глубокой переработке древесины. Кроме того, распыление сил в лесопромышленном комплексе края уже стало головной болью железнодорожников.
- Если в 1988 году лесные грузы отправлялись с 36 станций, - рассказывает начальник Красноярской магистрали Владимир Супрун, - то теперь грузоотправители рассредоточились на 54 станциях. Причем более половины лесной продукции отгружается там, где находятся участки с ограниченной пропускной и провозной способностью...
Причем просьбы о необходимости капитальных вложений в техническое оснащение таких станций раздаются с высоких трибун и порой выглядят настойчивыми требованиями нетерпеливого клиента, которому мгновенно все вынь да положь.
Но специфика лесного промысла, не подкрепленного глубокой переработкой древесины, получением целлюлозы, бумаги, картона, такова, что уже через двадцать - тридцать лет железнодорожники могут остаться у разбитого корыта. Не исключено, что с тех самых станций, куда вложим деньги, нечего будет возить.
Проблема, с которой могут столкнуться железнодорожники в местах лесной погрузки, наиболее ярко обозначилась в Карабуле. Станция явно не справляется с объемами, время от прибытия до отправления вагона составляет семьдесят часов. Технически прирастать, увеличивая тем самым оборот подвижного состава, -такой возможности хозяйство перевозок не имеет, путевое развитие ограничено. А если продолжить тупиковую ветку до Богучан и непосредственно здесь создать опорную станцию с соответствующей инфраструктурой? Но кто сегодня гарантирует, что затраты ОАО "РЖД" окупятся в ближайшей перспективе? Ведь в структуре грузов в направлении Решоты - Карабула опять-таки преобладает круглый лес, и отчего-то не находится инвестор, который бы начал вкладывать деньги в создание современного целлюлозно-бумажного производства на Ангаре.
Федеральная программа развития Нижнего Приангарья, сулившая сибирякам благоденствие и процветание, так и осталась на бумаге. Соответственно, застопорились все технические проработки, связанные со строительством мостового перехода через Ангару и выводом железнодорожной ветки на правый берег реки. Одна надежда на компанию "Базовый элемент", которая, выделяя деньги на завершение строительства Богучанской ГЭС, выбирает здесь промышленную площадку для будущего алюминиевого завода, который намечено оснастить новейшими технологиями. Но все это "туманна даль", а не сегодняшний день.
Пока же лесная отрасль, отпущенная в свободное плавание, являет собой стихию, создающую серьезные затруднения для перевозочного процесса. На балансе лесопогрузочных предприятий находится свыше 90 процентов подъездных путей, состояние которых плачевное. Все они требуют ремонта или реконструкции. Наводить порядок транспортникам непросто, поскольку даже на десятке метров пути могут находиться сразу несколько субарендаторов. Как только со стороны магистрали появляются какие-то претензии к содержанию объектов инфраструктуры, сразу же раздаются обвинения в нарушении антимонопольного законодательства. К счастью, нынешняя краевая администрация в отличие от прежней идет навстречу железнодорожникам: в решениях третьего съезда лесопромышленников отражена необходимость ревизии всех тупиков, проверка их соответствия закону о лицензировании. Кому-то явно не поздоровится. И поделом, ведь время карликовых предприятий уже позади.
Разрабатывая Концепцию развития лесного комплекса, исходили из реальной оценки сложившейся обстановки: сегодня в красноярской тайге появились такие хозяева, как "Континенталь Менеджмент" и "ЕвразХолдинг", и концентрация капитала, без которой сложно говорить о каком-либо подъеме, фактически уже происходит.
Компания "ЕвразХолдинг" - собственник гигантов черной металлургии -пришла в регион в прошлом году. Поистине Железный Дровосек появился с непрофильной для себя задачей -вступить на тернистый путь лесного бизнеса. Сегодня у фирмы свыше двадцати леспромхозов, включая территориально расположенные в Бурятии и Иркутской области, создан свой дорожно -строительный отряд, который занимается прокладкой и содержанием дорог.
Любопытна в этом плане точка зрения парламентариев, озвученная заместителем председателя Законодательного собрания Красноярского края Анатолием Ромашовым: "Заниматься лесозаготовками, не развивая при этом инфраструктуру, не только неэкономично, но и преступно". Новый собственник, арендуя таежные участки на длительный срок, пришел в Сибирь "всерьез и надолго": уже решено направить инвестиции на создание крупного завода по переработке древесины. Своих намерений холдинг не скрывает: он хочет стать лидером лесоэкспорта и переработки в регионе.
Компания подает пример еще и по части приобретения в собственность подвижного состава. В лесном бизнесе Красноярья это первый случай, когда заготовитель вплотную занимается транспортной логистикой, начинает просчитывать, как повысить производительность вагона, уменьшив его простои, особенно в дальневосточных портах. Задавшись этой целью, компания нашла довольно интересное решение - возродила перевозку леса в контейнерах, используя пакетирование грузов малыми объемами - по десять тонн. Теперь удобно работать всем: и железнодорожникам, и лесопромышленникам. Собственно говоря, "ЕвразХолдинг" может стать прообразом первой в крае операторской компании, которая займется маршрутными перевозками леса. Необходимость в ее создании назрела уже давно.
Идею маршрутизации лесных грузов активно поддерживает руководство фирмы "Тайга-экс". Этот грузоотправитель одним из первых откликнулся на просьбу железнодорожников и обзавелся собственными платформами, которые становятся незаменимыми для перевозки круглого леса при существующем дефиците полувагонов. Пятьдесят единиц подвижного состава были специально подготовлены на Боготольском вагоноремонтном заводе.
Характерно, что против платформ решительно выступают мелкие заготовители. И понятно почему: в полувагонах можно ловчить, скрывая дорогие сорта древесины под маркой дешевых. А на платформах - все на виду, ускоряются погрузка и, что не менее важно, процесс таможенного, досмотра.
Дальнейшее сотрудничество с Боготольским ВРЗ становится особенно актуальным в связи с экономическим рывком, который готова сделать лесная промышленность региона. Кроме того, на выпуске железнодорожных платформ в свое время специализировался "Абаканвагонмаш" - давний и надежный партнер ОАО "РЖД".
К увеличению объемов лесных грузов транспортникам нужно готовиться уже сейчас, и отрадно, что администрация, рассматривая наиболее удобные схемы доставки в смешанном сообщении, ведет деловые консультации с железнодорожниками и речниками. Создан Совет лесной отрасли края - совещательный орган, где интересы железнодорожников представляет начальник магистрали Владимир Супрун.
Примечателен и тот факт, что третий съезд лесопромышленников Красноярского края проходил в ДК железнодорожников. Партнеры намерены и в дальнейшем крепить сотрудничество, создавая прочный фундамент для экономики региона и страны.
Красноярск.