Вчера НК "Роснефть" и British Petroleum (BP) подписали пакет документов, в котором оговорены основные условия финансирования работ по проекту "Сахалин-5", сообщили "РК" в пресс-службе "Роснефти". Таким образом, глава "Роснефти" Сергей Богданчиков добился пересмотра соглашения с ВР, заключенного еще в 1998 году, и возложил основное бремя расходов по разведке и разработке месторождения на своих западных партнеров. "ВР фактически становится кредитором, а не соинвестором проекта", - поясняет эксперт ИК "Проспект" Дмитрий Царегородцев. Но на инвестиционную привлекательность "Сахалина-5" это не повлияет. "Для ВР участие в проекте даже на таких условиях остается все еще очень выгодным", - считает Царегородцев.
Запасы нефти на месторождениях "Сахалин-5" оцениваются в 700-800 млн. тонн, газа - в 600 млрд. кубометров. В соответствии с заключенным в 1998 году договором ВР получает в общем проекте 49%, а "Роснефть" - 51%. Расходы на разведку и разработку месторождений в ближайшие десять лет оцениваются в 5 млрд. долларов.
Договор, заключенный вчера с ВР, не является чем-то экстраординарным. Схема "накопительного кредитования", когда иностранцы финансируют все этапы работ до начала промышленной добычи нефти из скважины, применяется "Роснефтью" во всех проектах с участием иностранных инвесторов. Что позволяет возложить финансовые риски на западных партнеров, особенно если они сами на это согласны ради получения доступа к сахалинским недрам, заметил "РК" источник в НК "Роснефть".
По оценкам экспертов, участие в разработке проекта "Сахалин-5" может обойтись ВР в сумму, превышающую 5 млрд. долларов, так как западные партнеры будут вынуждены финансировать не только геологоразведочные работы, но и сам этап промышленной добычи нефти. "Роснефть", в свою очередь, будет вносить долю в общий капитал только после начала промышленной добычи нефти и то только из средств, полученных от ее реализации.
На первый взгляд, ВР, конечно, сильно рискует, вкладывая столь значительные средства в освоение месторождений Дальнего Востока, считают эксперты. Однако действия руководства компании укладываются в общую позицию по расширению присутствия в регионе. Сахалин - крайне перспективный регион с точки зрения перспектив добычи углеводородов и с позиции логистики: оттуда очень удобно транспортировать нефть, обеспечивая все возрастающие потребности региона - Китая, Японии, Южной Кореи. При этом западные инвесторы рассматривают инвестиции в Сахалин отдельно от общих вложений в российскую нефтедобывающую промышленность. Этот регион имеет свою специфику: независимо от ситуации в стране в целом, его потенциал будет всегда востребован и, значит, инвестиции туда куда более стабильны, чем, например, в месторождения Западной Сибири.