Слышал, что во многих странах используется система сбалансированных показателей для большей эффективности бизнеса. Применяется ли она в России?
И. Стуров, г. Неринск
По результатам опроса двухсот успешных компаний более чем в 20 странах мира, проведенного английской компанией Business Intelligence, 57% руководителей крупных предприятий используют при управлении именно систему сбалансированных показателей (ССП).
Интерес к ее методике за последние годы растет и в России. Отражением этого явилось возрастающее число специализированных сессий по ССП, прошедших недавно в рамках Московского международного логистического форума.
Система сбалансированных показателей позволяет перенести видение будущего предприятия и результат его стратегических решений в набор взаимосвязанных ключевых показателей результативности (КПР), оценивающих факторы успеха не только текущего, но и дальнейшего развития в рамках четырех аспектов (перспектив) - финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие.
В каждой из перспектив определяются стратегические цели и критические факторы успеха в их достижении. Такой подход позволяет прогнозировать уровень повышения эффективности внутренних бизнес-процессов.
В целях эффективного управления логистическим бизнесом предприятия классическая концепция четырех перспектив ССП выстраивается в единую интегрированную логистическую сеть с добавлением пятой перспективы - логистики. Она характеризует логистическую сеть как единую систему сквозного управления материальными, информационными и финансовыми потоками с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами ресурсов в соответствии с логистической стратегией предприятия.
Основная проблема, с которой сталкиваются российские компании, внедряющие ССП, связана даже не с измерением КПР, а с тем, как сравнить их значение с результатами конкурентов (имеется в виду процедура сравнительной оценки компании с конкурентами по ключевым показателям и установлением стандартов качества сервиса).
В России не применяются единая система электронного документооборота, единая система кодирования информации, общая форма КПР, которая будет понятна и прозрачна для всей цепи поставок.
В качестве базы для выбора КПР логистической сети российские компании используют западную модель Supply-Chain Operations Reference (SCOR), основанную на методологии, принятой в реинжиниринге, бенчмаркинге и анализе лучших методов. Модель охватывает широкий спектр процедур, позволяющих организовать эффективное управление поставками, включая планирование, закупку и поставку товаров, складирование, налаживание связей КПР между поставщиками сырья, производителями и конечными потребителями.
Предприятие, построив собственную модель процессов, может измерить ее эффективность и сравнить результаты с данными об эффективности "лучших в своем классе" компаний, с предыдущими показателями, данными внутри компании, а также взглянуть на свою работу с точки зрения потребителя.