Отправной точкой роста российской экономики по-прежнему остается разработка продукции, ее производство, а не ориентация на запросы потребителей и учет реальной материально-ресурсной базы. Если западная экономика и корпорации движутся по пути трансформации традиционных моделей логистических цепей поставок к моделям виртуальных сетей, то эволюция отраслей народного хозяйства России проходит медленно и противоречиво.
Это особенно характерно для отраслей машиностроения и транспорта, взаимодействующих на базе поставок, эксплуатации и сервисного обслуживания сложной наукоемкой продукции с длительным жизненным циклом.
Для обеспечения устойчивой рентабельности предприятий, поддержания необходимых темпов межотраслевых поставок необходим переход к модели, интегрирующей снабжение, производство, распределение, техническое обслуживание, ремонт и эксплуатацию техники в единую цепь поставок.
Началом интеграции поставок служит выработка стратегии. Среди новых методов и инструментов, имеющих особую ценность для выработки эффективной стратегии управления, следует выделить логистический аудит и интегрированные информационные технологии в сфере дистрибьюции и транспортировки.
Цель логистического аудита - собрать значимую информацию о существующих приемах и показателях логистической деятельности. Логистический аудит позволяет систематически проводить диагностику операций, процедур, затрат, ресурсов и продуктов, раскрывает источники избыточных логистических затрат.
Не менее важная роль в стратегии развития принадлежит и такому инструменту, как информационные технологии, с помощью которых обеспечивается интеграция цепи поставок.
Интегрированное управление (с помощью информации) процессами транспортировки и дистрибьюции, логистический аудит и диагностика цепей поставок приносят несомненные выгоды, связанные со снижением затрат и повышением общей результативности.
Однако практическая реализация такой стратегии требует от науки и бизнеса дополнительных усилий.
Можно выделить следующие актуальные направления и проблемы в сфере построения высокорезультативной модели логистического взаимодействия:
* создание цепей поставок, с помощью которых обеспечивается тесное взаимодействие различных предприятий инфраструктуры и сервиса, достижение высокой безопасности и эффективности с минимальными затратами ресурсов;
* использование эффективной структуры ресурсов логистики, отвечающей требованиям реактивности (быстроты реакции), эффективности и высокой результативности, обеспечения "приемлемого" уровня риска;
* приоритетная сфера - наукоемкая продукция с высокой добавленной стоимостью и длительным по времени жизненным циклом;
* перенос стратегических акцентов от фрагментированной модели логистики к интегрированной цепи поставок, контроль над ключевыми результатами в масштабе всей цепи.
Графический материал:
Структура преобразований в цепи поставок
Материал доступен в бумажной версии издания