Город Отрадный получил как минимум 25 новых рабочих мест, причем в сфере высоких технологий. Два дня назад нефтяная компания «ЮКОС» ввела здесь в эксплуатацию современный комплекс налива в железнодорожные цистерны широких фракций легких углеводородов (ШФЛУ), которые служат первичным сырьем для нефтехимических предприятий.
Таким образом снята многолет- сырьем. Место назначения — город
няя проблема транспортировки ШФЛУ, которые вырабатываются Отрадненским газоперерабатывающим заводом из попутного нефтяного газа.
До последнего времени широкие фракции легких углеводородов транспортировались от отрад-ненских газопереработчиков исключительно по трубопроводу Новокуйбышевской нефтехимической компании. То есть углеводороды постоянно двигались одним и тем же маршрутом, что не позволяло НК «ЮКОС» развивать альтернативные рынки сбыта. Теперь же, с вводом нового объекта, ШФЛУ могут поставляться железной дорогой на предприятия, расположенные по всей территории России. Причем в схеме поставок будет прежде всего участвовать Отрад-ненский газоперерабатывающий завод. Впрочем, предусмотрена и технологическая возможность подачи на эстакаду налива ШФЛУ с другого предприятия НК «ЮКОС» — ЗАО «Нефтегорский ГПЗ».
Посему прибывший на торжественное открытие эстакады вице-президент ЗАО «ЮКОС РМ» по транспорту и логистике Александр Сапронов в первую очередь отметил, что с пуском этого объекта заработал нормальный рыночный механизм: монополия, зависимость от единственного клиента остались в прошлом, появилась альтернатива. Иными словами, все теперь соответствует мировым рыночным стандартам.
Пока будут использоваться оба варианта подачи ШФЛУ. И транспортировка по-прежнему трубопроводу Новокуйбышевской неф-ехимической компании, и отгрузка через эстакаду налива в железнодорожные цистерны. Но второй вариант, безусловно, имеет гораздо более широкие возможности и перспективы как для компании «ЮКОС», так и для российских железнодорожников. С новой от-радненской эстакады уже отправились в путь первые цистерны с
Нефтекамск. С каждым подобным рейсом НК «ЮКОС» получит возможности выхода на новые рынки, в том числе и на зарубежные.
Другой немаловажный аспект, который характеризует новый объект, — экологический. Пущенный в эксплуатацию комплекс железнодорожной эстакады, по оценке специалистов, удовлетворяет всем современным требованиям экологической безопасности. Во-первых, система налива нефтепродукта герметична. Трубопроводы разных диаметров смонтированы таким образом, что практически исключают выбросы газа в атмосферу. Во-вторых, действует система контроля по загазованности и пожарной безопасности с автоматическим отключением налива нефтепродуктов, а также система слива сырья с аварийных железнодорожных цистерн в специальную емкость. Наконец, предусмотрен слив сточных вод в закрытую систему с последующей утилизацией. Так что новый объект позволит значительно сократить объемы выбросов газов, а значит, немного оздоровит экологическую обстановку в Отрадном.
Эстакада налива позволит загружать до 400 тыс. тонн ШФЛУ в год. Пока, в первые дни, здесь производится по одной заливке в сутки (это 500 тонн продукта), режим работы — двухсменный. Но уже к лету, по словам генерального директора Отрадненского газоперерабатывающего завода Сергея Сувернева, коллектив эстакады готов будет перейти на трехсменку и вписаться в проектную мощность — налив более 1 тысячи тонн сырья в сутки.
В установке 20 наливных устройств немецкого производства - по 10 с каждой стороны. Таким образом, одновременно могут заливаться 20 цистерн. Технологическое время налива — 3 часа. В комплекс помимо собственно эстакады входят и 10 километров трубопроводов, товарный парк на 8 резервуаров, насосная станция для
откачки ШФЛУ, система противопожарной защиты, подъездные железнодорожные пути, железнодорожные весы, здание операторной, расположенное, кстати, на приличном расстоянии от эстакады, как того требуют меры безопасности. Из операторной весь технологический процесс и управляется. На экраны компьютеров выводится вся необходимая информация. Техпроцессом предусмотрено: взвешивание на электронных железнодорожных весах, две степени защиты от перелива, замер датчиками загазованности на каждой из цистерн, проверка работы аварийного слива. В операторную идет картинка с камеры видеонаблюдения за тепловозом, с нее же считываются номера цистерн. Здесь же контролируются и другие операции. Персонал эстакады прошел обучение и производственную практику в Сургуте, где есть аналогичная установка. А что касается безопасности работы, то утвержден четкий план действий на случай ЧП, в операторной всегда наготове противогазы и аварийный инструмент, вся территория находится под присмотром вооруженной охраны. Впрочем, персонал настроен исключительно на безаварийную работу и самое строгое следование технологической дисциплине. Инвестиции в строительство эстакады составили около 10 млн. долларов. На проектирование и возведение объекта ушло всего полтора
года. Проект выполнило ОАО «Са-маранефтехимпроект» НК «ЮКОС», а на строительстве работали подрядные организации из Самары. Прибывший на торжественное открытие эстакады депутат губернской Думы Виктор Тархов напомнил, что первую схему этого объекта специалисты рисовали еще в 1997 году. И вот объект, о необходимости которого в ЮКОСе говорилось несколько лет, стал реальностью. Отрадненскому ГПЗ дан мощный толчок для развития.
- Ввод столь современного объекта — показатель того, что ЮКОС живет, развивается, строится, — подчеркнул Александр Сапронов.
А у мэра Отрадного Нины Вишняковой свой взгляд на этот счет. Главное — эстакада дала новые рабочие места. Для любого города развитие высокотехнологичного производства — большое событие. Кроме прочего это может сулить и дополнительные налоговые поступления в городской бюджет. Так что пожелание мэра было таким: «Пусть эстакада всем дает прибыль! »
После того как была перерезана традиционная красная ленточка, об опору эстакады, как о борт корабля, разбили бутылку шампанского. То есть отрадненские ШФЛУ отправляются в железнодорожное «плавание» по стране и за ее пределы.
***
фото: