Игорь ФОМИН: МЫ ДОВОЛЬНЫ ОБЪЕМАМИ РЕАЛИЗАЦИИ

Генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" подводит итоги работы компании за 2004 год В 2004 году ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" реализовало в целом свыше 3, 1 млн т нефтепродуктов. При этом в розницу реализовано 476, 6 тыс. т. Это очень серьезный показатель, который вырос по отношению к предыдущему периоду практически на 50 %.

В этом приросте велика доля тех сбытовых подразделений, которые были присоединены к компании в 2004 году в рамках реструктуризации пермских предприятий "ЛУКОЙЛа". В целом прирост консолидированных объемов составил примерно 11 %. Мелким оптом реализовано 948, 7 тыс. (неконсолидированный рост достиг порядка 40 %). Мы довольны объемами реализации.

О роле объемов Жесткая политика в части ценообразования и в вопросах оплаты нефтепродуктов, проводимая компанией в 2004 году, положительно повлияла на показатель реализации. Мы достаточно серьезно сократили дебиторскую задолженность, в том числе просроченную. Оборот дебиторской задолженности составляет порядка 12 дней. Это на 8 % лучше тех планов, которые намечались.

Сеть автозаправочных станций "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" состоит из 212 автозаправочных станций (АЗС) и 17 объектов нефтебазового хозяйства, расположенных на территории трех регионов. Из них 124 "заправки" действуют в Прикамье, 45 - в Кировской и 43 - в Свердловской области.

Чистая прибыль компании по итогам 2004 года ожидается на уровне 540 млн руб., что примерно соответствует уровню прошлого года. Несмотря на бурный рост цен на нефтепродукты в минувшем году, наценки на них в рамках нашего предприятия сократились. Если за 2003 год средняя наценка составила 3, 2 тыс.руб., то по итогам 2004 года она равнялась 2, 7 тыс. руб. с тонны. В эту наценку входят все расходы: и доставка продукции железнодорожным транспортом, и производственные затраты нефтебаз и АЗС.

Кроме того, возрос такой показатель, как среднесуточная реализация: предприятие вышло на объем 6, 5 т в сутки с одной АЗС. Это на 16 % выше, чем в прошлом году. Причем среднесуточная реализация выросла по всем трем регионам. Наиболее высокую среднесуточную реализацию мы имеем в Екатеринбурге, поскольку там развивается новая растущая коммерческая сеть. В Перми и Кирове рост связан в первую очередь с мероприятиями по оптимизации розничной сети.

Именно за счет увеличения объемов реализации нам удалось сохранить уровень чистой прибыли.

О построении сети Предприятие имеет программу оптимизации розничной сети, рассчитанную на долгосрочный период. В ходе ее реализации мы закрываем малоэффективные либо избыточные АЗС, перераспределяя нагрузку на близлежащие автозаправки. За 2003-2004 годы эта программа выполнена на 90 %. В 2005 году небольшие мероприятия в этой сфере еще предусмотрены: мы продолжим сдавать неэффективные АЗС в аренду, но это будут единичные объекты.

Очень неплохо "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" поработал в прошлом году по выполнению инвестиционной программы: введено в эксплуатацию 24 объекта на территории трех областей. Это в три раза больше, чем в 2003 году (и в два раза больше, чем в 2002 году). Причем, если брать показатели 2002 года, то там акцент был на реконструировании АЗС. Сейчас акцент делается на строительстве новых станций.

В прошлом году инвестиционная программа обошлась предприятию в 380 млн руб.

Мы приобрели 10 автозаправочных станций, построили восемь и реконструировали шесть. Это 16 объектов в Екатеринбурге, три в Кирове и пять в Перми. При этом, если взять суммы, затраченные в целом на инвестиционную программу, то они сопоставимы по всем трем минувшим годам. То есть при тех же объемах вложений на этот раз мы получили гораздо больший эффект.

Приобретенные АЗС обеспечивают среднесуточную реализацию в объеме 7, 7 т в сутки, вновь построенные - 9, 9 т (это очень хороший экономический эффект).

По договору франчайзинга с нами работают 48 АЗС. Таким образом, общую сеть формируют 260 АЗС. На следующий год планируем увеличить франчайзинговую сеть еще на семь объектов. Работа эта предусматривается, но она - не самоцель. Думаю, что, если по различным причинам не произойдет убытия АЗС, которые сегодня работают по франчайзингу, количество их достигнет 55, а может быть и больше.

В инвестиционной программе 2005 года у нас значится 21 объект. Снова главный акцент делается на Свердловскую область, где появится 14 АЗС. В Кировской области будет введено пять АЗС, а в Перми - две.

В этом году инвестиционная программа в Пермской области очень скромная. В принципе мы можем увеличить вложения в Прикамье, но нас останавливает одно - отсутствие выделенных земельных участков под строительство новых станций. К сожалению, пока в этой сфере у нас сотрудничества с администрацией Перми не получается. И мы не можем обеспечить тех темпов, которые хотели бы иметь на территории нашего региона.

Нельзя сказать, что в Пермской области существует дефицит АЗС. Но количество автомобилей быстро увеличивается, появляются новые транспортные развязки, и динамика развития розничной сети в Прикамье объективно могла бы быть выше.

О работе над качеством Важное событие, которое произошло в 2004 году: "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" получил сертификаты по стандарту ИСО14001 (система экологического менеджмента) и OHSAS 18001 (система менеджмента, профессиональной безопасности и здоровья). Сертификация закончилась в ноябре-декабре минувшего года, официально сертификаты были вручены в конце декабря. Подготовительная работа к этому событию шла на нашем предприятии около двух лет.

Нельзя сказать, что это событие серьезно изменило работу коллектива. Но сертификация, безусловно, внесла систематизацию в нашу деятельность, дала новое осмысление многих вопросов. Мы не намерены проводить кардинальных изменений в этих направлениях деятельности, но в соответствии с теми рекомендациями, которые были выданы аудиторами, нам необходимо пересмотреть организацию работы внутри нашего предприятия.

Мы отлично представляем, что безопасность и здоровье - вопросы, которыми должны заниматься все, от рядового сотрудника и оператора до генерального директора. Просто работа, которая у нас проводилась всегда, теперь будет протекать более системно.

Основной элемент, который мы добавили, это внутренний аудит, постоянный мониторинг этих проблем.

В 2005 году мы планируем приступить к сертификации общества на соответствие стандарту ИСО 9001. Компания "ЛУКОЙЛ" в части сертификации этих направлений деятельности занимает лидирующее положение в России. Наше предприятие действует в рамках общей корпоративной программы. Но стоит отметить, что среди всех предприятий нефтепродуктообеспечения компании мы первыми прошли сертификацию по стандартам ИСО 14001 и OHSAS 18001.

О рыночной стратегии В настоящее время наиболее активную деятельность "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" ведет на территории Свердловской области. На сегодняшний момент, по нашим подсчетам, мы контролируем 15 % рынка соседнего региона. Розничная сеть в Екатеринбурге насчитывает уже 43 АЗС и по количеству сопоставима с сетью Кировской области. Строительство еще 14 АЗС в 2005 году даст значительный темп прироста.

На 2006 год мы планируем на территории Свердловской области строительство еще 15 АЗС и двух нефтебаз.

Это обеспечит скачок реализации нефтепродуктов в этом регионе, так что выход на уровень 30 % рынка сбыта для нас вполне достижим. Эта задача, скорее всего, будет решена к 2007 году. Это очень серьезные планы, требующие удвоения объема реализации по отношению к текущему году.

Приятно, что в Екатеринбурге у нас есть для этого все условия: отведенные места, возможность вести продолжительную работу по приобретению АЗС (любая подобная сделка готовится от года до полутора лет). Я думаю, что на этой территории мы выполним инвестиционную программу как текущего, так и 2006 года, поскольку к этому есть все предпосылки.

Компания постепенно продвигается и в другие субъекты Федерации. В ближайшие два года наша работа в Удмуртии будет строиться в сотрудничестве с "Удмуртнефтепродуктом" через поставки нефтепродуктов. По итогам минувшего года доля компаний "ЛУКОЙЛ" на рынке Республики Удмуртия выросла с 7 до 37 %. Если раньше мы поставляли туда порядка 80 тыс. т, то за 2004 год поставили 260 тыс т. Это касается только светлых нефтепродуктов: бензина и дизельного топлива. Поставка производится по магистральным нефтепродуктопроводам, поскольку эта наиболее удобная логистика устраивает и компанию, и потребителей.

Строить заправки на территории Удмуртии "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" в ближайшие годы не планирует. Думаю, что самое оптимальное сотрудничество в этом случае - работа с сетевым оператором, который доминирует на рынке. Вступать в противостояние было бы нецелесообразно. "ЛУКОЙЛ" приходит в регионы, как правило, с масштабной программой и начинать свою деятельность с конфликта с главными игроками считает не правильным.

Мы вышли в Удмуртии на ритмичные ежемесячные поставки. У нас сложились очень хорошие взаимоотношения с коллегами не только на уровне поставок продукции, но и в сфере обмена опытом, связанного с повышением качества обслуживания населения.

О ценовой политике Год был для компании напряженным в части ценообразования. Мы не рассчитывали, что будут так высоки цены на нефть. Предприятия нефтепродуктообеспечения и все без исключения операторы АЗС живут не с цены товара, а с наценки. Основные доходы от высоких цен, не секрет, получает бюджет. Я не буду комментировать, дошли ли эти деньги из государственной казны до населения или нет.

Мы не ожидали такой ситуации на мировом рынке. В прогнозах нефтяники рассчитывали, что уровень цен на сырье в 2004 году останется на уровне 2003 года. Поэтому сегодня говорить о планах на 2005 год - самое неблагодарное дело.

В настоящее время цены снижаются, но есть ощущение, что этот процесс достиг "дна" и остановился. Пока идут военные действия в Ираке, пока нет стабильности на Ближнем Востоке, цены на нефть будут подвержены достаточно серьезным колебаниям.

Если мы возьмем мировую динамику XX века по ценам на нефть, то обнаружим, что было время, когда баррель в арабских странах и США стоил $70. Для того чтобы скачок, который возник на пике конфликта, привел к снижению стоимости нефти до $12 за баррель, потребовались десятилетия. Реально тогда снижение шло около 20 лет.

Ныне в ходе военных действий в Ираке цены возросли до $40 за баррель. Сколько лет они продержатся на таком высоком уровне, никто с определенностью сказать не может. По всей видимости, обрушения стоимости барреля до $20 не произойдет.

По крайней мере, при формировании бюджета наше осторожное правительство закладывает стоимость сырья выше $30 за баррель.

При этом все понимают, что за минувший год государство выработало достаточно жесткий механизм изъятия той сверхприбыли, которая формируется в нефтедобывающем комплексе в целом. Поэтому ничего утешительного для наших потребителей я пока сказать не могу. Остается надеяться, что деньги, которые зарабатываются в этом секторе, вернутся в экономику и каким-то образом дойдут до населения.

О реструктуризации В 2004 году "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" закончил все структурные преобразования. Слияние предприятий завершено, поэтому больших структурных изменений в системе нефтепродуктообеспечения не произойдет. Думаю, мы спокойно проживем 2005 год, без кардинальных преобразований.

Но внутри предприятия будут происходить определенные структурные изменения. Это ни в коем случае не повлияет на качество обслуживания потребителей. В частности, мы пытаемся упростить систему работы в компании: исключить промежуточные уровни управления нефтебазами. Управленческие функции поднимаются на уровень филиалов.

О новых продуктах Мы продолжим программу, начатую в сентябре прошлого года, по выводу на розничный рынок новых бензинов и более качественного дизельного топлива, которые выпускает "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез". Сейчас мы пытаемся четко сформулировать, какое качество должно быть у дизтоплива, которое предстоит предложить потребителям. Оно однозначно будет экологически чистым, но, может быть, мы еще более улучшим показатели по содержанию серы. Согласовываем также с заводом гарантированные объемы производства, которые обеспечат нам рынки сбыта Пермской, Кировской, Свердловской областей. Нам хотелось бы, чтобы мы выводили новый продукт сразу во все регионы, обеспечивая единое качество.

В перспективе нам хотелось бы изменить и сами АЗС. Они должны быть новыми, современными, безопасными и в полной мере соответствовать современным экологическим требованиям.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости