Реформа на железнодорожном транспорте изменила взаимоотношения между перевозчиками и грузоотправителями.
Начался, образно говоря, диалог сторон, при котором железная дорога стала прислушиваться к желаниям грузоотправителя. Легче стало и заказчику - долгожданные вагоны стали подавать не по принципу "как гром среди ясного неба", когда нет продукции для отправки, а в основном, когда есть что отправлять и чем грузить.
Я сужу об этом на примере Восточно-Сибирской железной дороги и лесозаготовителей, и лесоэкспортеров нашего региона. Инициаторами диалога в данном случае выступили некоммерческие объединения, в частности Ассоциация лесозаготовителей и лесоэкспортеров Восточной Сибири, и представители самой Восточно-Сибирской железной дороги. Необходимость в этом возникла давно. Много ведь было недовольства из-за установления железной дорогой несогласованных и не выгодных для грузоотправителей условий перевозки, а также невысокого качества услуг перевозки. Все это не позволяло тогда и самой железной дороге в полной мере проводить экономически и политически грамотную политику.
Наша ассоциация вместе с экспедиторами разработала и согласовала с Восточно-Сибирской железной дорогой методику совершенствования схемы доставки лесопродукции к потребителям, которая предусматривала повышение доходной составляющей и минимизацию расходов при перевозке лесных грузов.
Она основана на следующих принципах. Во-первых, на рационализации затрат на перевозку лесных грузов всеми видами транспорта (это задача транспортной логистики). Во-вторых, на формировании внешнеэкономического рынка сбыта лесопродукции путем кардинального изменения отношений с иностранными партнерами. И в-третьих, на использовании новых информационных технологий планирования и оптимизации перевозок, а также на согласовании маршрутов с крупными инопартнерами с тем, чтобы сократить время таможенного оформления лесопродукции на границе, что в свою очередь ускорит возврат порожних вагонов.
Все это на практике позволило ускорить и увеличить грузооборот, сократить время на погрузку вагонов, и, несомненно, поможет избавиться от дефицита последних.
Обе стороны, на первый взгляд, довольны результатами. Однако при более детальном рассмотрении новых отношений между железной дорогой и грузоотправителями становится очевидным, что наряду с положительными моментами есть и негативные. Так, появилась благоприятная среда для лиц, занимающихся нелегальной заготовкой и отправкой на экспорт лесопродукции. Их деятельность в последнее время существенно ограничило создание постоянных зон таможенного контроля экспорта лесоматериалов. Им стало тяжело отправлять ворованную продукцию железнодорожным транспортом. Однако различными путями они сумели возобновить незаконную деятельность и в последнее время увеличивают ее объемы. Так, по данным главного управления природных ресурсов по Иркутской области, объем вывоза лесопродукции в 2003 году составил 19, 5 миллиона кубометров. А по расчетам независимых специалистов, он еще больше - около 22 миллионов кубометров. Таким образом, ставится под угрозу вообще существование лесной отрасли в нашем регионе. И не случайно поэтому возникает вопрос: а верной ли дорогой идем? Ведь при таких огромных темпах вывоза ворованного леса скоро нечего будет вывозить! Поэтому основной целью диалога, мы считаем, должен быть принцип сохранения и приумножения лесоресурсов, сохранения лесной отрасли.
Данную проблему, связанную с отсутствием действенного учета и контроля объемов заготовок, перевозок и продажи на экспорт лесной продукции, реально осознают и сами лесозаготовители. Именно они, как никто другой, заинтересованы в создании благоприятных условий для легального развития бизнеса. Ассоциация лесозаготовителей и лесоэкспортеров Восточной Сибири вместе с Восточно-Сибирской железной дорогой, администрацией области, таможенными органами разрабатывают методы, дабы улучшить ситуацию в лесной отрасли. Так решение о создании постоянных зон таможенного контроля и стало результатом совместной работы.
Для более четкой, скоординированной работы должен продолжаться диалог железнодорожников и лесодобытчиков. В нем обязаны принимать участие государственные органы в лице администрации области, таможенных и налоговых органов, МВД. Их, как никого другого, должно интересовать создание прозрачного рынка лесной продукции и, как следствие, увеличение доходов, сокращение правонарушений на транспорте и в налоговой сфере. Наконец легализация всех без исключения предприятий и предпринимателей, занимающихся заготовкой и отправкой на экспорт лесопродукции, создаст новые рабочие места в регионах, что в свою очередь улучшит социальную обстановку. Пока же дело осложняет доступность железнодорожных транспортных средств для всех пользователей на основании заявок последних. Этим и пользуются нелегалы. Причем ВСЖД в одиночку не в состоянии контролировать добросовестность грузоотправителей. Нужна помощь региональных властей и правоохранительных органов
Кроме того, не надо останавливаться на достигнутом, необходимо искать новые грани взаимодействия.