Есть ли шанс для промышленного прогресса?

Итоги думских выборов и предстоящие президентские выборы обострили дискуссию о перспективах социально-экономического развития страны, приоритетах экономической политики и средствах ее реализации. Высказываемые мнения зачастую диаметрально противоположны. Если премьер-министр РФ Михаил Касьянов, выступая в Госдуме, говорил об успехах экономической политики своего правительства, то видный экономист, лидер фракции "Родина" Сергей Глазьев, наоборот, полагает, что успехов нет, поскольку государство самоустраняется из экономики. Что же происходит на самом деле? Проблема эта не только российская, но и международная. Об этом шла речь, в частности, на прошедшем в Москве общем собрании "круглого стола" промышленников России и Европейского союза с участием сотен бизнесменов.

Не в ногу со временем

В эпоху глобализации каждая страна соизмеряет свои достижения и позиции в мировой экономике с другими государствами. Конкуренция становится все более жесткой, требуется правильный выбор приоритетов и инструментов их реализации, чтобы не остаться на обочине мирового прогресса. Главный показатель при этом - эффективное участие страны в международном разделении труда. Сегодня международная торговля, обеспечивая ускоренный рост экономики любой страны и ее структурную оптимизацию, на 80% состоит из продукции обрабатывающей промышленности, в первую очередь наукоемкой, реализуемой преимущественно на базе устойчивых связей специализации и производственного кооперирования. В последние десятилетия к процессу международной кооперации успешно подключились многие развивающиеся страны.

Все более резким диссонансом такому развитию выступает Россия, до 90% экспорта которой составляют энергоносители, сырье и полуфабрикаты, а доля в мировой торговле не превышает 1, 5%. В последнее десятилетие ярко проявился феномен деиндустриализации. Высокая доходность добывающих отраслей и отраслей первичного передела, ориентированных на экспорт, имела результатом резкий рост их доли в валовом выпуске промышленной продукции - с 28 до почти 40%. Одновременно происходит отток капиталов и специалистов из обрабатывающих секторов.

Как известно, топливно-сырьевая специализация бесперспективна, поскольку означает "проедание" национального богатства, легко уязвима с точки зрения объемов, стабильности экспортных доходов, не оставляет перспектив участия в глобальной экономике, ориентированной на энерго- и ресурсосбережение. При существующей экономической политике возможности изменения этой специализации, по оценке аналитиков, крайне малы, особенно на фоне деградации традиционных конкурентных преимуществ.

Все большее отставание России отмечается в наукоемких отраслях промышленности. Наша доля на мировом рынке высоких технологий не превышает сегодня 0, 5%, а ежегодный экспорт высокотехнологичной продукции составляет всего 3 млрд дол., (главным образом оружие и военная техника). Это в 5 раз меньше экспорта Таиланда, в 10 раз -КНР и в 14 раз - Республики Корея. Возникает угроза экономической и национальной безопасности России.

Изменение сложившейся ситуации, формирование "новой инновационной экономики", решение задачи удвоения ВВП к 2010 году невозможны без новой промышленной политики. Промышленное производство имеет ключевое значение для устойчивого развития национальной экономики и всего общества. Похоже, это все больше понимает руководящая номенклатура, которая после многих лет упования на саморегулирующую роль рынка и к финансовую стабилизацию, наконец, заговорила об ориентации на повышение роли перерабатывающей промышленности.

Кто устанавливает приоритеты.

Существует несколько взглядов на то, что такое государственная промышленная политика в России.

Один доминирует у "демократов-рыночников", которые уже длительное время входят в "руководящую номенклатуру". Их идея сводится к следующему: правительство не должно заниматься выбором приоритетов, оно лишь должно создать условия для их реализации. Именно такую позицию занимает, например, руководство Минпромнауки РФ. Ее озвучил на упомянутом собрании "круглого стола" и. о. министра Андрей Фурсенко. Правительство, по его мнению, должно всего лишь обеспечивать нормативно-правовое поле, создавать инфраструктуру для передачи технологий, а если поддержать приоритеты, то лишь те, которые выбирает рынок.

Такая философия созвучна декларациям руководства ЕС. На том же форуме руководитель Гендиректората по промышленности КЕС Дэвид Уайт заявил: "Евросоюз не выбирает победителей (приоритеты), их выбирает рынок". Однако государственные структуры ЕС в течение почти полувека с момента возникновения "общего рынка" только и делали, что сами выстраивали приоритеты с целью создания конкурентоспособной промышленности.

Иной взгляд на роль промышленной политики изложен в документе Торгово-промышленной палаты РФ "О государственной промышленной политике России": она не может сводиться только к обеспечению свободы конкуренции. Документ анализирует сегодняшнее положение и аргументированно предлагает комплекс мер по исправлению неблагоприятных тенденций в промышленности. Ключевой проблемой промышленной политики России, по мнению ТПП, является правильный выбор фундаментальных приоритетов, базирующихся, в свою очередь, на необходимости развития производств, конкурентоспособных на мировом рынке.

В условиях. ограниченных возможностей для полноценного развития машиностроения ТПП России сделала упор на использование более высоких форм научно-технологический кооперации и производственной интеграции со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Ответ на вопрос, кто будет ответственным за этот "упор", думается, дает замечание Президента В. Путина на встрече с деловыми кругами 18 декабря 2003 года: "приоритеты ставит министерство...". Разумеется, добавим от себя, если министерство в состоянии выполнять государственную волю в достижении заданных целей.

Надежда возлагается на объявленную административную реформу. По словам вице-премьера Бориса Алешина, выступившего на форуме промышленников России и ЕС, реформа тесно связана с формированием такой промышленной политики, которая должна обеспечить конкурентоспособность не только сырьевых, но и обрабатывающих отраслей. Это, в свою очередь является условием не только роста ВВП, но и социальной стабильности. Остается надеяться, что административная реформа во многом решит эту проблему и ей удастся соединить, наряду с техникой разрозненные, зачастую противоречащие одно другому направления налоговой, кредитно-финансовой, таможенной, региональной политики в единый комплекс "новая промышленная политика России".

Многообещающий проект

Примером возможностей в международной производственной кооперации мог бы стать проект "ЕвроРоссия" для региона Санкт-Петербурга и Ленинградской области близ границы с Финляндией - пока единственной границы России с ЕС. Целью проекта, начатого еще в 1999 г., было увеличение степени интеграции фирм России и ЕС через развитие бизнес-сетей предприятий. Участники проекта, в который предполагалось инвестировать около 200 млн евро, высокотехнологичные российские предприятия типа "Буревестник", а также известные компании Финляндии и Швеции - "Электролюкс", "Элкотек", "СтураЭнсо", "Сканска" и, возможно, "Нокиа".

При взаимной заинтересованности и поддержке ЕС, в том числе технической и финансовой, "Евро-Россия" мог бы стать пилотным проектом крупномасштабной производственной кооперации, открыть дорогу целому ряду других проектов сотрудничества от Санкт-Петербурга до Мурманска. Проявилась бы жизненность известной стратегии "Северного измерения" и нуждающегося в обновлении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией.

Вот уже пятый год стороны проекта пытаются наладить производство готовой продукции и обмен для этого компонентами, их "русификацию", развитие соответствующего производства в России.Предполагалось, что участникам проекта будут предоставлены не только региональные, но и таможенные и налоговые преференции на федеральном уровне. Однако дело застопорилось. Внешнеэкономическая служба Ленобласти считает, что участники проекта "только потеряли время и темп".

Запрошенные участниками проекта льготы вовсе не противоречат целям здравой промышленной политики. На самом деле они способствовали бы реализации ряда имеющихся, но не работающих постановлений правительства. Среди них - освобождение от НДС и пошлин технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся в России (ПП РФ N 806 от 18.10.2000). Ни одна из более чем 400 федеральных целевых программ, по существу, не была реализована, в том числе и программа развития экспорта. Нет денег при рекордном золотовалютном запасе?

Нужда в "балансе интересов"

Новое - иногда хорошо забытое старое. В 70-80-е годы производственная кооперация вносила весомый вклад в совершенствование нашей внешней торговли. С одной только Финляндией кооперация развивалась по 50 направлениям с объемом поставок продукции на сотни миллионов долларов. До сих пор железные дороги Финляндии обслуживают более ста электровозов, построенных на Новочеркасском заводе в кооперации с финскими, шведскими и швейцарскими фирмами.

Попытки возродить производственную кооперацию в рамках проекта "ЕвроРоссия" и создать свободные экономические зоны, технопарки, таможенные территории производственного типа натолкнулись на такие препятствия, как устаревшие таможенные технологии, отсталая транспортная логистика и скудное информационное обслуживание. Отсутствует унификация технических норм и стандартов, гигантских размеров достигла межведомственная несогласованность. Отрицательную роль играют недостаток доверия и неадекватность подходов сторон на начальных стадиях технико-экономической подготовки проектов. Здесь есть в чем упрекнуть и скандинавских партнеров.

Набор организационно-технических нестыковок усугубляется и такой серьезной, на наш взгляд, экономической причиной, как отсутствие режима "свободной таможенной зоны". Он предполагает хотя бы частичное освобождение работающих в этом режиме предприятий от таможенных пошлин и НДС на импортируемые компоненты и оборудование для производства конкурентоспособной продукции.

Даже новый Таможенный кодекс РФ не различает, для каких целей поставляются компоненты - для сборки или в качестве запчастей. В Кодекс не вошел очень важный для международной кооперации раздел "Свободная таможенная зона" из старого Кодекса по причине отсутствия федерального закона о свободных экономических зонах. Но ведь доработка закона может длиться годами! Новый кодекс лучше старого, однако сохранил свой фискальный характер (пополнение бюджета). В передовых странах таможенная политика ориентируется на структурное совершенствование внешней торговли.

Поправить положение можно было бы путем внесения соответствующих дополнений и поправок в акты законодательной и исполнительной власти, для более оперативного принятия которых сегодня, на наш взгляд, создалась благоприятная политическая обстановка по причине усиления монопартийности власти в стране и в Думе.

Важное значение для реализации проекта типа "ЕвроРоссия" является нахождение сторонами баланса интересов. В машиностроении это, естественно, труднее, чем в сфере ТЭК. Зачастую интересы сторон противоположны. Тем не менее, как говорил на форуме промышленников "ответственный за ВТО" заместитель министра Минэкономразвития М. Медведков, по многим вопросам стороны стали говорить на общем языке. Россия заинтересована участвовать в регулировании мирового рынка на согласованных условиях, но иностранный контроль над нашими реформами неприемлем.

График:

Доля обрабатывающей промышленности в экспорте, %

Материал доступен в бумажной версии издания

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости