В этом году Воронежская земля сподобится великой милости: в день Святой Пасхи представители Воронежско-Борисоглебской епархии привезут прямо от Гроба Господня в Покровский кафедральный собор к началу пасхального богослужения Благодатный огонь. Затем огонь от лампады будет передан благочиниям, зажжется во всех храмах, и таким образом православные воронежцы приобщатся величайшего чуда. А накануне, второго апреля, воронежских журналистов пригласили на презентацию проекта под названием "Благодатный огонь".
Как сообщалось в пресс-релизе, проект проводится под патронажем областной администрации при поддержке некоего агентства коммуникативного менеджмента (АКМ) "СтоЛица". В рамках пресс-конференции секретарь епархиального управления игумен Андрей (Тарасов) просветил журналистов относительно духовного смысла снисхождения Благодатного огня, а затем уже присутствующим был представлен замысел. По ходу представления звучали умные слова "логистика проекта" и "пиар". Собственно "пиар" или, иначе, PR в переводе с английского обозначает не что иное как "связь с общественностью". Но в нашем национальном менталитете PR столь прочно сросся в сознании с грязными предвыборными технологиями, что отцы-основатели проекта были тотчас ошиканы и быстренько "перестроились". Гендиректор АКМ (не путать с автоматом Калашникова модернизированным) И. Романов предпочел в дальнейшем именовать проект социальным. Почему авторам проекта ранее недостало чуткости не связывать христианское чудо и термин с негативным смыслом, осталось загадкой...
А теперь -о сомнениях. Настораживает не только то, с какой помпой был развернут проект (пресс-релизы во мгновение ока разлетелись по многочисленным печатным и электронным средствам информации), но и его замысел: устроить конкурс журналистских работ "на духовную тему". В воображении тотчас представляется некий современный Нестор-летописец, который при свете коптилки сочиняет текст "на духовную тему" в надежде, как ему обещано, получить "ценные призы, предоставленные фондом святителя Митрофания". Чур меня, Господи.
На вопрос автора этих строк: "Не кощунственно ли втягивать журналистов в конкурс работ на духовную тематику и не лучше ли деньги не тратить на ценные призы, а оставить в фонде, с тем чтобы они пошли на строительство кафедрального собора? " -И. Романов ответил, что никакого кощунства не находит, конкурс же проводится для достижения "лучших результатов". Фраза эта меня покоробила. Нашей вере нынче тысяча лет. До сих пор между Всевышним и человеком был только один посредник -священник. Теперь, выходит, нужны подпорки в виде агентств коммуникативного менеджмента. Теперь, выходит, нравственно подсмотреть таинство общения с чудом, уложить экзистенциальный акт веры в некий пиар-прокт. Все ли в порядке у авторов с нравственным чувством?
Слова о достижении "лучших результатов" эхом отозвались в памяти. Как часто они звучали из уст комсомольских вожаков, которые ныне успешно "перестроились" и теперь поучают вере верующих. Да и весь проект мне представляется порождением сумеречного чиновничьего сознания, порождением чиновников из бывших комсомольцев. Тех, что еще пятнадцать лет назад выстраивали на Пасху кордоны перед храмами, дабы оградить молодежь от тлетворного влияния "опиума народа".
Кстати, с достижениями "лучших результатов" у авторов проекта дело пока обстоит неважно. Аккурат первого апреля пресс-центр обладминистрации разослал сообщение. Сопредседатель оргкомитета проекта отец Андрей (Тарасов) здесь отчего-то назван иегуменом. Сколько молодых журналистов примет на веру это сообщение и растиражирует его в своих изданиях! Между тем никаких "иегуменов" церковь не знает, игумен (именно так! ) -это монашеский сан, в переводе с греческого слово означает "идущий впереди". И это не все. Анонимный автор пресс-релиза сообщает вовсе нечто несусветное. В церквях нашей области (цитирую) "загорится знаменитый Благодатный огонь, доставленный самолетом через Москву из Иерусалимского храма Воскресенья". И повернулся же язык назвать огонь "знаменитым". Ну да что возьмешь с чиновников?
Далее. "Воскресенье" -это вообще-то седьмой день недели. Воскресение -центральное событие христианской истории. Иерусалимский храм посвящен этому событию (а не выходному дню всех трудящихся), потому и называется храмом Воскресения Христова. Величайшее же чудо -схождение Благодатного огня -происходит в храме Гроба Господня, построенном над пещерой, в которой был положен обвитый в плащаницу Господь. Храм этот располагается под кровлей храма Воскресения.
... В пасхальную ночь тысячи православных сподобятся лицезреть Благодатный огонь. И если в толпе будут шнырять досужие репортеры с диктофонами и микрофонами, а в лицо вам будет назойливо глядеть глаз телекамеры, знайте, это "участники конкурса на лучшее освещение события", за что им обещаны "ценные призы". Такой вот, с позволения сказать, коммуникативный менеджмент.
Постскриптум. Первой растиражировала нелепость "Коммуна", в субботнем номере от 3 апреля сообщившая об участии в презентации проекта "иегумена Андрея (Тарасова)". Кроме того, анонимный автор заметки на первой странице газеты отчего-то решил, будто о проекте "Благодатный огонь" рассказал "заместитель главы обладминистрации Юрий Савинков". Вице-губернатора не было. Обладминистрацию представлял руководитель комитета по СМИ И. Щелоков.
Ошибки для газеты странные, поскольку главный редактор "Коммуны" В. Жихарев сидел в президиуме рядом с И. Щелоковым.