"Аэрофлот" сядет на два самолета

Государство планирует убить сразу двух зайцев, пополнив парк самолетов и решив по ходу дела международные проблемы. Вместо того чтобы выбрать из двух поставщиков - Boeing и Airbus - одного, "Аэрофлот" объявил, что разделит заказ поровну. Эксперты называют это решение политическим.

Итоги тендера на закупку дальнемагистральных самолетов ОАО "Аэрофлот" планировалось подвести еще в марте. Основными претендентами на получение заказа были европейский концерн Airbus с самолетом А350 и американская авиастроительная компания Boeing с В787 Dreamliner.

Окончательное решение оказалось соломоновым.

Глава компании "Аэрофлот" Валерий Окулов на Байкальском экономическом форуме сообщил, что поставщиками будут обе компании. В 2010-2012 годах планируется приобрести 22 самолета Boeing, а в последующие четыре года - 22 лайнера Airbus. "Мы предложили Boeing и Airbus приступить к подготовке конкурсной документации, - заявил Окулов. - Речь не о том, что мы выбрали Boeing, мы намерены приобрести и Boeing, и Airbus". Оформление трехмиллиардного контракта с Boeing сейчас находится в окончательной стадии, с Airbus переговоры продолжаются. Пресс-служба "Аэрофлота" объясняет это задержкой предоставления необходимых документов от европейской компании.

Окончательное утверждение сделки с Boeing должно произойти на совете директоров "Аэрофлота". Однако точная дата пока неизвестна; по словам Окулова, в компании ждут, пока правительство подготовит соответствующую директиву.

Договоренность о поставках "Боингов", кстати, могла сорваться - предварительные сроки окончательного решения ограничивались 15 сентября. Положение спасла Национальная резервная корпорация (НРК). Ранее сообщалось, что НРК, миноритарный акционер "Аэрофлота", зафиксировала слоты на поставку "Боингов" российской авиакомпании. "Если контракт с Boeing сорвется, то "Аэрофлот" понесет колоссальные убытки, мы не хотим этого допустить, поэтому решили зарезервировать эти самолеты на предложенных условиях", - заявил владелец НРК Александр Лебедев "Интерфаксу". "Поставочные позиции, которые были за "Аэрофлотом", наши акционеры сохранили", - подтвердил Окулов.

Первые результаты решения "Аэрофлота", однако, проявятся гораздо раньше 2010 года: в предстоящие выходные во Франции планируется встреча Владимира Путина с президентом Жаком Шираком и германским канцлером Ангелой Меркель, посвященная будущему европейской авиации.

Как отмечает "Интерфакс", ряд наблюдателей утверждает, что контракт на поставку дальнемагистральных самолетов "Аэрофлоту" является разменной монетой в переговорах России с США и ЕС и по другим вопросам - в частности, о присоединении к ВТО.

Зарубежные эксперты пребывают в уверенности, что решение имеет политическую подоплеку. С этим согласна Ольга Шкред, аналитик ИК "Файненшл Бридж". "Оферта, предложенная Boeing, гораздо выгоднее в финансовом плане, - поясняет она. - Но компания американская, и отдавать ей весь заказ не представляется логичным". Аналитики говорят, что первоначально "Аэрофлот" планировал закупку лайнеров полностью у американцев. Решение поделить контракт между концернами Boeing и Airbus связывают, в частности, с вводом США санкций в отношении российских компаний "Рособоронэкспорт" и "Сухой", которым американцы инкриминировали поставки оружия Тегерану.

В то же время аналитик Rye, Man & Gor Sec Олег Судаков считает, что разделение заказа было предопределено изначально. "Просто договор с Boeing удобнее: поставка самолетов назначена на более ранние сроки, сами самолеты меньше, то есть дешевле. Плюс были сделаны дополнительные скидки, - говорит Судаков. - Самолеты Airbus более вместительны, но поставки их будут значительно позже. Тем более что модель А350 сейчас продолжает модернизироваться, поэтому конкретное соглашение о поставках сейчас не может быть заключено".

"Airbus поставил руководство "Аэрофлота" перед угрозой опоздания обновить самолетный парк в течение запланированного времени, - продолжает Ольга Шкред. - И все-таки совсем отказаться от Airbus не представляется возможным в связи с нынешними отношениями между Россией и Европой".

Недавно Россия в лице полностью государственного Внешторгбанка стала владельцем 5,02% акций аэрокосмического концерна EADS. Теперь же с заказом на $3 млрд Россия становится одним из крупнейших заказчиков Airbus. Аналитики не исключают, что заказ делается сознательно, с расчетом на то, что это поспособствует увеличению российского пакета в EADS и позволит влиять на решения концерна. В первую очередь это касается привлечения европейского концерна к участию в российской Объединенной авиастроительной корпорации, которой для достижения конкурентоспособности необходимы специалисты европейской индустрии.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости