Главный ориентир - повышение качества жизни населения
В прошлом номере мы коротко познакомили читателей со стратегическим планом развития г.Тюмени. Сегодня расскажем о нем подробнее. Наш собеседник - начальник управления экономики администрации города Надежда Тархова.
- Надежда Андреевна, начну с "крамольного" вопроса. Зачем нужен стратегический план? Жила же Тюмень без него 417 лет.
- В советские времена разрабатывались планы социально- экономического развития города, пятилетние, десятилетние. При социалистической экономике это было нормально. В период переходной экономики, связанной с дестабилизацией, ростом инфляции, расслоением общества, четкое планирование, как раньше - рост производства на столько-то процентов - невозможно. Хотя правительство вырабатывает основные направления развития страны, территории находятся на разных уровнях развития, имеют свою специфику и должны сами определять свое будущее.
Поэтому многие российские города по примеру европейских занялись разработкой стратегических планов. Первый такой план появился в Санкт-Петербурге, затем в Новосибирске, а в прошлом году - в Екатеринбурге. В 2001 году мы тоже приступили к составлению своей стратегии. По заказу администрации этим занимается институт проблем освоения Севера (ИПОС). Институт уже провел ряд стратегических и экономических исследований, сделал оценку существующего положения города и разработал систему показателей его устойчивого развития.
- Как же можно планировать устойчивое развитие города при неустойчивой ситуации в стране?
- Для этого применяется специальная "ооновская" методика. Как я уже сказала, сделана оценка существующего положения города по определенным показателям. Оценка дается в индексе. Самый лучший показатель - единица. Если индекс равен 0, 8 - это хорошо, 0, 5 - плохо. Допустим, индекс образования складывается из нескольких показателей: количество учебных заведений, число учащихся, студентов, уровень образованности населения и т.д. У нас индекс образования самый высокий, приближается к развитым странам. А вот индекс экологии меньше 0, 5, индекс здоровья тоже очень низкий. Администрация города должна вести постоянный мониторинг этих показателей, просчитывать, как они изменяются по мере реализации стратегического плана, который включает в себя конкретные программы по тем или иным направлениям развития города, и по мере необходимости вносить коррективы.
- А чем стратегический план отличается от генерального плана? Ведь генплан тоже определяет развитие города.
- Нет, генплан не определяет развития города. Это экономические показатели. Генплан определяет, в основном, его застройку: к примеру, здесь будет парк или школа... А как город будет расти, развиваться, как будет увеличиваться его население, какая будет экологическая ситуация и так далее - все это отражается в стратегическом плане. Генплан основывается на стратегии развития города. И когда его разработку передали Санкт-Петербургскому институту урбанистики, разработчики первым делом спросили: "А у вас стратегия развития есть?"
- Генплан разрабатывается в Санкт-Петербурге, а стратегический план здесь. Как же в таком случае они корректируют свои действия?
- Ну и что? Все свои наработки ИПОС уже передал санкт- петербуржцам. Они приезжали сюда, встречались и с нами, и с руководством института, знакомились с ситуацией на месте. Конечно, с одной стороны, мы несколько запоздали с разработкой стратегии, а с другой - это позволило нам учесть уже имеющийся опыт, положительные стороны и ошибки других городов.
- А теперь давайте подробнее поговорим о стратегии развития города. На чем она основывается? Что предусматривает?
- Стратегия развития города в значительной мере определяется величиной и эффективностью использования собственного потенциала.
Тюмень никогда не была крупным промышленным городом. Она исторически сложилась как транспортный, научно- образовательный, культурно-досуговый, финансовый и торговый центр Западной Сибири. При переходе к рыночной экономике эти тенденции усилились. В городе стремительными темпами идет создание современной качественной инфраструктуры, активно развивается система образования, здравоохранения, туризм, растет сеть культурно-развлекательных центров, банков, страховых компаний и так далее.
Исходя из этого, разработчики определили пять точек роста, или направлений развития города: город, привлекательный для жизни; рынок трудовых ресурсов для нефтегазовых предприятий Севера; финансовый узел; центр современных нефтегазовых технологий; торгово-транспортный терминал для северных поставок. Главная из них - "Тюмень - город привлекательный для жизни". То есть стратегия направлена на повышение качества жизни горожан за счет развития экономики.
Каждая точка роста включает несколько программ. К примеру, "город, привлекательный для жизни" предусматривает пять программ: "Транспортно-логистический центр", "Спортивно-оздоровительный центр области", "Возрождение историко-культурного наследия города", "Развитие информационного обеспечения города "Тюменское кольцо", "Развитие инфраструктуры развлечений и отдыха". Комплекс этих программ будет формировать привлекательный имидж города, делать его уютным, удобным, комфортным для жизни.
У нас имеется большое количество научных институтов, которые выполняют различные исследования по заказу нефтегазовых корпораций, создают новые уникальные технологии, позволяющие модернизировать оборудование и повысить эффективность производства. Точка роста "центр современных нефтегазовых технологий" предполагает поддержку данного направления, в частности, создание инновационно- технологического парка, включающего собственно технопарк, бизнес-инкубатор, учебно-туристическую выставку, центр нефтегазовых технологий.
Точка роста "Тюмень как финансовый узел" предусматривает не только сосредоточение банков, но и создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение иностранного капитала в финансовую систему города.
Тюмень издавна формировалась как транспортный узел, через который шли поставки грузов с запада на восток и на север. К сожалению, в последнее время грузоперевозки значительно сократились, значительную их часть перехватил Екатеринбург. Мы ставим задачу, используя естественный географические условия, расширить транспортные перевозки, возобновить связь с Севером и создать торгово-транспортный терминал для северных поставок, являющийся частью формирующегося Уральского логистического центра.
И, наконец, пакет программ, определенных точкой роста "рынок трудовых ресурсов для нефтегазовых предприятий севера", даст возможность обеспечить растущие потребности нефтегазового комплекса в квалифицированной рабочей силе.
Перечень программ опубликован в печати (в том числе и в газете "Сибирский посад" - С.Ш.) для обсуждения с населением. Кроме того, институт заключил договор с Западно-Сибирским центром маркетинга, который будет проводить опрос жителей. На основе изучения общественного мнения и с учетом мнения ученых программы будут скорректированы. Затем ИПОС сделает оценку каждой из них, бизнес-план, который будет продаваться на конкурсной основе для реализации.
- На какой период рассчитан стратегический план?
- Я не могу сказать. По всей вероятности, каждая программа будет иметь свой срок реализации. Администрация города будет следить за исполнением намеченных мероприятий и за тем, как в ходе этого изменяются показатели развития города, о которых я говорила: улучшается ли экология, здоровье, образованность людей и так далее. А главный ориентир - стабильное повышение качества жизни населения.