Посредники, "вмененка" - не для вас!
Наше предприятие осуществляет перевозку грузов транспортными средствами (переведено на уплату ЕНВД). Одновременно предприятие является посредником между предпринимателями, осуществляющими перевозки, и заказчиком. С предпринимателей, также переведенных на ЕНВД, мы удерживаем определенный процент. Наше вознаграждение составляет разницу между суммой, уплачиваемой предпринимателю-принципалу, и суммой, которую мы выставляем организации-заказчику за перевозку. Нам предприниматели выставляют фактуру на всю стоимость перевозки, без вычета нашего вознаграждения. Не допускаем ли мы нарушений по оформлению документов? Подлежит ли в данном случае посредническая деятельность обложению НДС по ставке 18%, ведь в п. 2 ст. 156 НК РФ говорится только о тех видах работ (услуг), которые перечислены в ст. 149 Кодекса. Если же нам надо руководствоваться п. 1 ст. 156 НК РФ, то почему в этой статье не отражены специальные режимы налогообложения?
С. Поберий, ООО "Коркодон"
В соответствии со ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора по заключению от своего имени договора перевозки груза и другие обязанности, связанные с перевозкой.
При классификации транспортно-экспедиционной деятельности для целей налогообложения следует руководствоваться положениями ст. 805 ГК РФ, согласно которой экспедитор может выполнять обязанности по договору транспортной экспедиции лично либо через третьих лиц.
! В случае привлечения экспедитором к выполнению услуг третьих лиц его деятельность может быть отнесена к посреднической.
К договору транспортной экспедиции могут применяться положения о договоре поручения (гл. 49 ГК РФ), если экспедитор действует от имени клиента, и положения о договоре комиссии (гл. 51 ГК РФ), если экспедитор действует от своего имени. Могут применяться и положения главы 52 "Агентирование" ГК РФ. При оказании экспедиционных услуг непосредственно транспортной организацией, оказывающей услуги по перевозке, эти услуги в комплексе с транспортными относятся к обычному виду ее деятельности. Таким образом, оформление документации осуществляется вами в рамках действующего гражданского законодательства.
Поскольку ваша организация осуществляет транспортные услуги, облагаемые ЕНВД, и услуги по договору транспортной экспедиции с привлечением для перевозок третьих лиц - предпринимателей, то транспортно-экспедиционная деятельность должна облагаться налогами в общеустановленном порядке, в том числе и НДС. В данном случае осуществляемая вами посредническая деятельность должна облагаться НДС на основании ст. 156 НК РФ. Перечень видов посреднической деятельности в сфере оказания услуг, освобождаемых от НДС, приведен в п. 1, подп. 1 и 8 п. 2 и подп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ. При решении вопроса о налогообложении посреднических услуг НДС не имеет никакого значения факт применения третьими лицами - перевозчиками режима налогообложения в виде ЕНВД.
***
"Спецрежимные" товарищи
Два субъекта предпринимательской деятельности, один из которых (юридическое лицо) применяет УСН с объектом обложения - доходы, а второй (индивидуальный предприниматель) - плательщик ЕНВД, заключили договор простого товарищества. Уполномоченным товарищем, ведущим бухгалтерский учет, является юридическое лицо. В соответствии со ст. 346.21 и 346.32 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН (объект обложения - доходы) или переведенные на ЕНВД, уменьшают сумму единого налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50%. Каким образом учитывать указанные взносы в нашей ситуации?
К. Захаров, Владимирская обл.
Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено одному из участников договора простого товарищества (п. 2 ст. 1043 ГК РФ). При этом прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости их вкладов в товарищество (ст. 1048 ГК РФ).
Таким образом, участник, осуществляющий ведение учета результатов финансовой деятельности товарищества, обязан руководствоваться ПБУ 20/03. Согласно п. 17 указанного ПБУ товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором о совместной деятельности, обеспечивает обособленный учет операций простого товарищества (на отдельном балансе). Отражение хозяйственных операций по договору простого товарищества, включая учет доходов и расходов, осуществляется в общеустановленном порядке.
! МНС РФ в Письме от 6 октября 2003 г. N 22-2-16/8195-ак185 указывает, что ведение учета общего имущества, обязательств и хозяйственных операций простого товарищества (вне зависимости от категорий лиц, объединившихся в простое товарищество и применяемых каждым товарищем систем налогообложения) осуществляется в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения,
В связи с этим страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные в рамках деятельности простого товарищества, включаются в состав его расходов при определении финансового результата и не участвуют при уменьшении сумм единого налога.
Страховые взносы, начисленные участниками простого товарищества в рамках деятельности, не относящейся к простому товариществу, уменьшают сумму единого налога (организацией применяющей УСН и индивидуальным предпринимателем, переведенным на ЕНВД) в порядке, установленном главами 26.2 и 26.3 НК РФ.
Если работники организации, осуществляющей учет результатов простого товарищества, заняты как в деятельности товарищества, так и в основной деятельности организации, то расходы по оплате их труда, являющиеся объектами для начисления страховых взносов, распределяются пропорционально удельному весу доходов простого товарищества в общем объеме доходов организации как от самостоятельной деятельности, так и от простого товарищества (п. 1 ст. 272 НК РФ).
***
Площадь - не главное
Индивидуальный предприниматель реализует в розницу автозапчасти (деятельность облагается ЕНВД) и моторные масла (общий режим налогообложения). Допустимо ли применять ЕНВД для обеих групп товаров, если площадь, занимаемая моторными маслами в магазине (склад отсутствует), составляет 0,5 м2, или 2% от его общей торговой площади? Если нет, то нужно ли начислять ЕСН, НДФЛ с дохода предпринимателя и НДС с объектов налогообложения, определяемых пропорционально торговой площади, отведенной под торговлю моторным маслом?
С. Величко, г. Саратов
К розничной торговле не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подп. 6-10 п. 1 ст. 181 Кодекса, в том числе моторного масла (ст. 346.27 НК РФ). Поэтому деятельность по его реализации должна облагаться в общеустановленном порядке, независимо от размера отведенной для этого торговой площади.
Налогоплательщики, осуществляющие несколько видов деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 6 и 7 ст. 346.26 НК РФ). Однако, поскольку главой 26.3 Кодекса не предусмотрен порядок его ведения для исчисления и уплаты определенных видов налогов, необходимо руководствоваться соответствующими положениями действующих законодательных и нормативно-правовых актов по этим налогам.
Порядок ведения раздельного учета сумм НДС установлен п. 4 ст. 170 НК РФ. Налогооблагаемая база по налогу на прибыль определяется в порядке, предусмотренном п. 9 ст. 274 НК РФ. Для исчисления ЕСН налоговая база рассчитывается в соответствии с положениями главы 24 Кодекса.
Что касается НДФЛ, то согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ индивидуальный предприниматель освобождается от его уплаты только в части доходов от деятельности, облагаемой ЕНВД. Следовательно, доходы от иных видов деятельности облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке.
Ю. Подпорин, ведущий эксперт "БП"
***
Билет - не товар, а своего рода чек
Индивидуальный предприниматель - комиссионер продает за наличный расчет билеты для проезда на железнодорожном, автомобильном и воздушном транспорте в арендованном для этих целей обособленном помещении железнодорожного вокзала. Признается ли эта деятельность розничной торговлей для целей уплаты ЕНВД?
В. Желткова, г. Курск
Розничная торговля (как подвид предпринимательской деятельности в сфере торговли) предполагает заключение между продавцами и покупателями договоров розничной купли-продажи (параграф 2 главы 30 ГК РФ), которые считаются заключенными в надлежащей форме с момента выдачи продавцами покупателям кассовых или товарных чеков или иных документов, подтверждающих оплату товара (ст. 493 ГК РФ).
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению О/С 002-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163, услуги по продаже билетов и резервированию мест на поездах (код 021101), воздушных судах (код 021401) и пассажирском автомобильном транспорте (код 021501) относятся к услугам пассажирского транспорта и предоставляются хозяйствующими субъектами - перевозчиками в рамках заключаемых ими с пассажирами договоров перевозки. По договору перевозки пассажира (ст. 786 ГК РФ) перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Как следует из приведенных выше норм гражданского законодательства, билеты, приобретаемые пассажирами для проезда на различных видах пассажирского транспорта, не признаются товаром (ст. 455 ГК РФ), а являются лишь документами, подтверждающими оплату услуг перевозчиков по договору перевозки пассажиров. По своему назначению билеты приравниваются к кассовым или товарным чекам, выдаваемым продавцами покупателям в подтверждение исполнения их обязательств.
Поэтому деятельность индивидуальных предпринимателей - комиссионеров, связанная с извлечением доходов от реализации пассажирам проездных документов, не может быть отнесена к деятельности в сфере розничной торговли и, следовательно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
***
Торговец-многостаночник
Я как индивидуальный предприниматель заключил с администрацией рынка договор аренды трех последовательно расположенных торговых мест для розничной торговли промышленными товарами. Арендную плату вношу отдельно за каждое торговое место, торгую без привлечения наемных работников одновременно со всех арендованных торговых мест. Каким образом в этом случае рассчитывать единый налог на вмененный доход?
Д. Мамедов, Рязанская обл.
Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (крытые рынки, ярмарки, торговые комплексы и т. п.), а также через объекты нестационарной торговой сети (палатки, ларьки, контейнеры и т. п.), при исчислении единого налога на вмененный доход в качестве физического показателя базовой доходности используют торговое место.
Торговое место - место, используемое для совершения сделок купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ).
Фактическое значение (величина) данного физического показателя базовой доходности за каждый календарный месяц налогового периода определяется налогоплательщиком на основании данных учета показателей, необходимых для исчисления налоговой базы по единому налогу, а также первичных документов, подтверждающих наличие правовых оснований на его использование в осуществляемой деятельности (договоры аренды (субаренды), разрешение на право торговли на открытой площадке и т. п.).
В соответствии с нормами гражданского законодательства при заключении договора аренды стороны вправе самостоятельно определять объект и условия такого договора (в том числе и количество арендуемых по договору торговых мест). Наличие у налогоплательщика нескольких договоров аренды либо использование им в соответствии с договором одновременно нескольких торговых мест является основанием для исчисления единого налога на вмененный доход по каждому арендованному им торговому месту.
И. Андреев, государственный советник налоговой службы РФ II ранга
***
Деятельности нет, а налог платить придется
Организация осуществляла розничную торговлю в магазине. По решению местного органа власти магазин был ликвидирован в начале сентября 2004 г. (последний день работы - 2 сентября). Можно ли в такой ситуации отказаться от уплаты ЕНВД за сентябрь (либо за его часть)?
О. Миронова, г. Балашиха
К сожалению, в тексте главы 26.3 НК РФ не определено, как рассчитать сумму ЕНВД в подобной ситуации. Но на практике налоговые органы требуют уплаты налога в полной сумме за тот месяц, когда налогоплательщик прекращает свою деятельность. По нашему мнению, данный подход может быть оспорен налогоплательщиками на основании норм, регулирующих уплату налога в начале осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, а также положений, устанавливающих порядок расчета ЕНВД в случае изменения величин физических показателей, на основании которых исчисляется сумма налога.
В случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, при исчислении суммы единого налога он учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло это изменение (п. 9 ст. 346.29 НК РФ). Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации (п. 10 ст. 346.29 НК РФ).
Если по аналогии применить указанные выше нормы к изложенной ситуации, то величина физического показателя (площадь торгового зала магазина) в сентябре будет равна нулю. Подобное изменение должно влиять на величину налога начиная с 1 сентября 2004 г. Иными словами, можно сделать вывод, что обязанность уплаты налога за сентябрь у организации отсутствует. Как вариант можно предложить пропорциональный расчет величины налога за 2 дня сентября (сумму налога, причитающуюся к уплате в бюджет, поделим на 30 (количество дней в месяце) и умножим на 2 дня).
Но в любом из этих случаев можно предположить, что такие действия налогоплательщика могут привести к конфликту с налоговыми органами и, вероятнее всего, правомерность такой позиции организации придется доказывать в арбитражном суде.
***
ЕНВД при перевозках между Москвой и областью
Наша организация осуществляет транспортную деятельность (перевозку пассажиров) на территории двух регионов - Москвы и Московской области, используя 12 автомобилей, зарегистрированных в Москве. Пассажиры перевозятся из г. Москвы в область и обратно. В Московской области введен ЕНВД в отношении указанного вида деятельности. Необходимо ли нам в такой ситуации его уплачивать и как вести раздельный учет доходов ?
А. Акопян, Московская обл.
Действительно, Законом Московской области от 27 ноября 2002 г. N 136/2002-03 "О системе налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности в Московской области" определено, что данная система налогообложения может применяться и в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей.
В изложенной ситуации договор на перевозку пассажиров заключается как на территории г. Москвы (при их поездке в область), так и в Московской области (при перевозке в обратном направлении). Исходя из этого можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность по оказанию автотранспортных услуг осуществляется в том числе и на территории области. Налоговое законодательство не устанавливает взаимосвязи между местом регистрации автомобилей, используемых для перевозок, и уплатой ЕНВД.
! Для решения вопроса о необходимости уплаты налога важен сам факт осуществления определенного рода предпринимательской деятельности, а также соответствие критериям, установленным налоговым законодательством.
В данном случае критерий - количество автомобилей (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Таким образом, можно сделать вывод, что по формальным основаниям организация в данной ситуации может быть признана плательщиком ЕНВД в части услуг, оказываемых на территории Московской области. Поэтому на основании п. 2 ст. 346.28 НК РФ организации придется встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности и уплачивать сумму налога, рассчитанную с учетом регионального закона о ЕНВД.
Что касается вопроса раздельного учета доходов от оказания автотранспортных услуг, то здесь возникают определенные сложности, связанные с неурегулированностью подобной проблемы на законодательном уровне. Так, по деятельности, осуществляемой на территории г. Москвы, организация может уплачивать налоги в рамках общепринятой либо упрощенной системы налогообложения. Для этих целей необходимо выделить сумму доходов, полученных при перевозках на территории г. Москвы. Но сделать это будет весьма затруднительно. Одним из вариантов в такой ситуации может быть разработка организацией документов, позволяющих учитывать количество пассажиров, следующих в конкретном направлении (например, они могут заполняться водителем автомобиля по окончании рейса). В то же время, по нашему мнению, для целей осуществления налогового учета сумму доходов, получаемых от осуществления деятельности в разных регионах, в этой ситуации можно признать равными. И данный вывод объясняется следующим: как правило, при осуществлении подобных перевозок количество пассажиров, следующих по маршруту, примерно одинаково. Но в любом случае организации можно рекомендовать согласовать порядок ведения налогового учета с налоговым органом по месту осуществления деятельности в г. Москве.
***
Не являешься плательщиком - не сдавай отчетность
Наша организация осуществляет один вид деятельности (розничная торговля), по которому уплачивается единый налог на вмененный доход. Так как мы не являемся плательщиками налога на прибыль, то декларации по данному налогу нами не сдавались. В результате налоговая инспекция блокировала операции по нашему расчетному счету за непредставление налоговой отчетности. Должна ли наша организация сдавать "нулевые" декларации по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость? Имеет ли право налоговая инспекция без уведомления блокировать расчетный счет при отсутствии недоимки по налогам?
Н. Смирнов, Московская обл.
Уплата организациями единого налога на вмененный доход заменяет уплату налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Можно предположить, что решение налоговиков базировалось на положениях п. 1 ст. 289 НК РФ, в соответствии с которым и "налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации". Но, по нашему мнению, данное положение не может распространяться на плательщиков ЕНВД, у которых отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль, и оно может относиться лишь к плательщикам налога на прибыль, не получившим доходов в отчетном (налоговом) периоде либо получившим убыток по итогам отчетного (налогового) периода. Данная точка зрения подтверждается рядом разъяснений представителей Минфина РФ и налоговых органов (например, Письмом Минфина РФ от 14 января 2003 г. N 04-02-06/3/96}.
Далее отметим, что в соответствии с уже упоминавшимся п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Но за исключением НДС, подлежащего уплате (в соответствии с НК РФ) при ввозе товаров на таможенную территорию России. Кроме того, в числе дополнительных исключений из этого правила можно назвать ситуации, когда организация, применяющая режим налогообложения в виде ЕНВД, по каким-либо причинам выступает в роли налогового агента по НДС либо выставила покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ).
! Таким образом, по нашему мнению, плательщики ЕНВД не обязаны представлять в налоговые органы "нулевые" декларации по НДС в силу того, что обязанность по представлению подобных деклараций непосредственно связывается налоговым законодательством с фактом обладания организацией статуса плательщика НДС и соответственно обязанностью исчисления и уплаты данного налога.
Исключением из этого правила могут являться только вышеназванные случаи, непосредственно указанные в тексте НК РФ.
Что касается правомерности приостановления операций по банковским счетам организации, то необходимо обратить внимание на следующее: налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках в порядке, определенном НК РФ (подп. 5 п. 1 ст. 31). Одно из оснований для приостановки операций по счетам организаций в банках - отказ от представления организацией-налогоплательщиком налоговых деклараций (п. 2 ст. 76 НК РФ). Решение о приостановлении операций налогоплательщиков-организаций по их счетам в банке может приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа также в случае непредставления налогоплательщиками налоговой декларации в течение двух недель по истечении установленного срока. Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками требуемых деклараций.
Обратите внимание!
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Это решение подлежит безусловному исполнению банком. Операции налогоплательщика-организации по счетам приостанавливаются с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до его отмены (п. 4, 5 ст. 76 НК РФ).
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что нормы НК РФ не содержат требования о предварительном уведомлении налоговым органом налогоплательщика о приостановке операций по его счетам. В то же время если признать, что у организации отсутствовали обязанности по подаче налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС, то можно говорить о неправомерности действий налогового органа.