На состоявшейся встрече с журналистами ведущих СМИ Республики Беларусь начальник Белорусской магистрали Владимир Жерело рассказал о выполнении поставленных в этом году перед отраслью задач и о российско-белорусских проектах в области железнодорожного транспорта.
Один из приоритетов сегодня -это, как выразился Владимир Ильич, "сдержанное отношение к тарифной политике". Именно такой подход обеспечивает стабильность экономики страны. Весь прошлый год тарифы на перевозки экспортно-импортных грузов оставались стабильными, что в значительной степени повлияло на грузооборот. Белорусской дорогой перевезено на пять процентов грузов больше, чем в прошлом году.
Что же касается прибыли, то ее львиная доля направляется на развитие и обновление железнодорожного хозяйства и экономию энергоресурсов. Магистраль внедряет устройства электронного обмена информацией, модернизирует и закупает подвижной состав, внедряет систему автоматической идентификации подвижного состава (САИПС), разрабатывает проект по организации скоростного движения пассажирских поездов на главном ходу. И работа эта видна. В частности, уже реконструированы практически все крупные вокзалы страны!
Об энергосбережении стоит сказать особо. Белорусская железная дорога построила свою работу в этом направлении таким образом, что внедряемые в области энергетики проекты должны окупаться в течение трех лет. Так железнодорожники обезопасили себя от связывающего руки долгостроя и обеспечили постоянное повышение производительности труда и снижение эксплуатационных расходов.
Не все, конечно, зависит от железнодорожников. Яркая иллюстрация тому - снижение объема прибыльных транзитных грузоперевозок. Дело в том, что в связи с изменением геополитической обстановки произошла переориентация перевозок углеводородного сырья в сторону Юго-Восточной Азии, прежде всего Китая. Чтобы восполнить эту потерю, необходимо искать новых зарубежных партнеров.Сейчас это одна из ключевых задач, над решением которой работают специалисты дороги. Положительные результаты в виде совместных разработок с казахстанскими и литовскими коллегами уже появились.
Благодаря шагам, предпринятым железнодорожными администрациями России, Беларуси и других стран, активизировалась разработка конвенции Европейской экономической комиссии ООН о процедуре международного таможенного транзита при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Когда документ будет подписан, железнодорожная накладная станет использоваться в качестве таможенного документа на всем пути следования груза.
Ведется белорусами и совместная с российскими железнодорожниками работа по крупному проекту ОАО "РЖД" и Германских железных дорог. В рамках меморандума о сотрудничестве подготовлен проект соглашения между ОАО "РЖД" и Белорусской дорогой об электронном обмене данными при перевозке грузов в российско-белорусском сообщении.
Владимир Жерело сказал, что требуют решения также и проблемы взаимодействия железнодорожного ведомства и некоторых государственных структур Беларуси. Связаны они прежде всего с необходимостью совершенствования таможенного законодательства. В республике действует подтвердивший свою эффективность упрощенный порядок оформления и контроля транзитных грузов. Он пока охватывает лишь десять процентов транзитного грузопотока, но и это уже немало. Ведь только в прошлом году эксперимент по его внедрению на нескольких направлениях вызвал там пятикратный прирост объемов транзита к уровню 2000 года.