В небольшом кабинете члена Совета Федерации, заместителя председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности С. Н. Попельнюхова часто раздаются телефонные звонки, то и дело прерывая нашу беседу. Судя по разговорам, касаются они разных тем: взаимоотношений с правительством, делам на Белгородчине, проработки законодательных инициатив и многих других.
Владение ситуацией, энергия и твердость чувствуются в голосе Сергея Николаевича при разговоре с собеседниками, он быстро просматривает поступившую почту. Извиняясь за такое неудобство во время беседы, С. Н. Попельнюхов объясняет: "Обычная повседневная работа"...
Из биографической справки. Сергей Николаевич Попельнюхов родился 7 декабря 1968 года в селе Казачок Старооскольского района. Учился и окончил строительный техникум, МГУ и Государственную финансовую академию при Правительстве РФ. С 1994 года работал на руководящих должностях предприятий и организаций строительного комплекса. В настоящее время представляет Белгородскую область в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.
Отвечая на вопрос о его деятельности в верхней палате парламента, Сергей Николаевич сказал:
- Основные вопросы, которые приходится решать в Совете Федерации, можно определить в три блока. Первый: функции представительства субъекта Федерации на федеральном уровне с точки зрения учета интереса Белгородской области как в межобластных отношениях, так и между федеральным центром и областью. А это субвенции, дотации, вопросы финансирования федеральных инвестиционных программ, а также программ социальной поддержки и помощи малообеспеченным слоям населения и так далее.
Во второй блок входят: поддержка и, скажем так, проталкивание - лоббирование в хорошем смысле слова - законодательных инициатив субъекта Федерации в комитетах и комиссиях. Это касается вопросов административной ответственности, миграционного законодательства, поскольку наша область является приграничной. А потому это важно и актуально.
И, наконец, третий блок. В него включена работа с федеральными исполнительными органами по организации, проработке тех или иных инвестиционных программ Белгородчины, которые бы способствовали созданию в регионе и развитию необходимой инфраструктуры как для привлечения и обслуживания инвестиций, так и для формирования областной экономической базы с целью создания необходимых предпосылок для дальнейшего экономического роста.
Пожалуй, это основные вопросы, которые необходимо решать в Совете Федерации во благо Белгородчины.
Безусловно, немалая часть времени отводится и на чисто федеральную работу в профильном комитете, проведение экспертиз законодательных актов, которые ранее готовятся, а затем проходят утверждения.
- Сергей Николаевич, надо полагать, что какие-то поручения вам дает губернатор области Е. С. Савченко, областная Дума. Можете ли привести примеры?
- Конечно, такие поручения есть. Так, необходимо решать вопросы по регулированию дальнейшего развития приграничного сотрудничества с соседней братской Украиной. В частности, по торгово-экономическому сотрудничеству, в сфере экологии в приграничной полосе, образования в вузах, упрощенного порядка перемещения граждан в приграничье.
- А можно подробнее?
- Уже сделаны определенные шаги. Так, в июне 2002 года построен и сдан в эксплуатацию международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) "Нехотеевка" Белгородской таможни. Кстати, это крупнейший в Европе автопереход, контролирующий один из самых напряженных в области участков границы с Украиной. Он обустроен по самым современным требованиям и способен пропускать более 12 тысяч автомобилей в сутки.
Однако замечу, пока это не решает всех вопросов по сближению и интеграции в рамках СНГ двух стран - России и Украины. Поэтому в июне состоялся официальный визит делегации Совета Федерации в Украину. Во время него прошла встреча парламентариев, представляющих приграничные территории двух стран. Тогда мы обсудили проблемы, сдерживающие развитие приграничного сотрудничества, ознакомились с опытом, накопленным в этой сфере. Приятно было, когда особо отмечались те тесные связи, которые налажены между нашей и Харьковской областями, создавшими еврорегион "Слобожанщина". Но парламентарии посчитали, что этого недостаточно, тем более что разработана программа взаимодействия и интеграции, есть проект создания зоны приграничной свободной торговли, строительства приграничного торгово-промышленного комплекса, создания благоприятных условий для научного обмена и сотрудничества в области образования, экологии.
А для реализации этого проекта, который откроет новые пути экономического развития наших стран, необходимо законодательное определение статуса приграничных территорий и нужны экономические меры поощрения приграничной торговли. Ведь, судя по мировой практике, именно приграничные территории характеризуются наиболее высокой динамикой развития. Мы в Совете Федерации подготовили документ, определяющий общие принципы организации приграничного сотрудничества. Цель этого закона - содействовать более эффективному социально-экономическому развитию приграничных территорий благодаря их разносторонним связям с территориями сопредельных государств.
Но вернусь к визиту в Украину. По его итогам, учитывая мнения членов Совета Федерации, администраций Белгородской и Харьковской областей, Председатель Совета Федерации С. М. Миронов обратился с письмом к Председателю Правительства РФ М. Е. Фрадкову. В нем высказаны просьбы по реализации проектов строительства приграничного торгово-промышленного комплекса, создания Приграничного российско-украинского университетского консорциума на базе БелГУ, также ставился вопрос о медленной реализации Межрегиональной экологической программы по охране и использованию вод бассейна реки Северский Донец на период до 2015 года.
- Ну и каков же результат этого обращения?
- Первым откликнулось Министерство природных ресурсов, сообщив, что на регулирование и охрану водных ресурсов бассейна Северского Донца запланировано направить определенные средства. Ответ дало Министерство образования и науки, сообщив, что в настоящее время в вузах Брянской, Белгородской, Курской и Ростовской областей обучается более тысячи граждан Украины, из которых 200 обучаются за счет средств бюджета РФ. В нынешнем году в вузы этих регионов поступило 280 человек из Украины, из них 60 на места, финансируемые из российского бюджета. Министр А. А. Фурсенко в заключение пишет: "В целях содействия реализации проекта "Приграничный российско-украинский университетский консорциум" Минобрнауки готово по заявке органов государственной власти субъектов РФ рассмотреть возможность выделения, начиная с 2005 года, стипендий для подготовки в рамках проекта в вузах региона специалистов из числа граждан Украины".
А вот это долгожданное письмо из Министерства экономического развития и торговли пришло только что. Господин Греф пишет, что рассмотрено обращение по вопросу строительства торгово-выставочного комплекса на территории Белгородской (Россия) и Харьковской (Украина) областей. Для его создания необходимо подготовить и подписать соответствующее соглашение между правительствами Российской Федерации и Украины, определить заказчика строительства, решить вопрос о выделении земельных участков на территориях Белгородской и Харьковской областей. Далее он пишет: "Основные затраты по созданию комплекса согласно концепции проекта планируется осуществить с привлечением отечественных и иностранных инвесторов, а также за счет бюджетного финансирования Харьковской и Белгородской областей на паритетной основе. Для рассмотрения вопроса о частичном финансировании строительства вышеуказанного объекта за счет средств федерального бюджета необходимо заключение соответствующих федеральных органов исполнительной власти после рассмотрения ими полного пакета проекта-сметной документации".
Ответ, мягко говоря, очень обтекаемый, в нем нет конкретики. Но мы продолжим отстаивать свою идею.
- Сергей Николаевич, вы рассказали о том, что делаете для области. Но, по вашим же словам, круг вопросов и проблем, которые необходимо решать, гораздо шире, и вы как член Совета Федерации активно участвуете в различных мероприятиях, направленных на развитие экономики России. Расскажите, пожалуйста, об этом.
- Верно. Довелось провести несколько крупных мероприятий, принимать участие и организовывать экономические форумы. Так, весной прошел Петербургский экономический форум, где обсуждались аспекты мирового развития, взаимодействия государств и народов. А прошедший в середине сентября Байкальский форум был более практическим, более приближенным к реалиям жизни. В нем участвовали представители всех уровней власти, бизнеса. Проходил он под эгидой Совета Федерации совместно с Минэкономразвития, Межрегиональной ассоциацией "Сибирское соглашение", администрацией Иркутской области, с участием ТПП России и РСПП.
Главная цель Байкальского форума - формирование взвешенного государственного подхода к развитию Дальнего Востока и районов Сибири как важнейших частей России. На нем шла речь о рационализации мировых транспортных взаимосвязей и грузопотоков, что может дать весомый экономический эффект для России, стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Выступил на нем и я. Говорил, что экономика страны сейчас на подъеме, но на тех огромных сибирских и дальневосточных просторах необходимо быстро развивать транспорт, который должен эффективно обслуживать народнохозяйственный комплекс. А для этого - развития транспортной инфраструктуры - необходимо задействовать частный сектор, внебюджетные и внегосударственные инвестиции, то есть надо объединить усилия государственной власти и бизнеса, чтобы найти оптимальные решения. Говорил и о том, что Совет Федерации подготовил проект закона о свободных экономических зонах, возможность заключения договоров о концессиях. Они тоже могли бы сыграть свою роль с точки зрения развития инфраструктуры для обслуживания инвестиций как механизм для инвестирования денежных средств в такие объекты.
Надо развивать и реформировать транспортную отрасль, в которую входят железнодорожный, авиационный, автомобильный, морской транспорт.
На форуме были выработаны рекомендации и предложения, которые, надеюсь, в скором времени претворятся в соответствующие законы.
- Вернемся к международному сотрудничеству. Как известно, большая часть товарооборота с государствами - членами СНГ приходится на торговлю с Украиной, основной же поток идет через Белгородчину. И партнерские связи между предприятиями приграничных территорий могут, надо полагать, ускорить экономическое развитие наших стран. Каков ваш взгляд на эту проблему?
- Напомню, еще в 1980 году Совет Европы принял рамочную (так называемую мадридскую) конвенцию "О приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей". Она предоставляет органам местной власти (территориальных сообществ) возможность разработки юридических основ взаимодействия по экономическим, социальным, культурным и экологическим вопросам вне зависимости от границ. Россия подписала конвенцию в ноябре 1999 года и ратифицировала ее. Для нашей страны она вступила в силу 5 января 2003 года. Однако даже двусторонние межгосударственные соглашения и договоры оставили проблемы в законодательстве. Вот почему необходим закон о приграничных территориях, который будет относиться и к нашей области. Напомню, его проект подготовлен в Совете Федерации.- А что в нем определено?
- Во-первых, жителям приграничных территорий надо обязательно предоставить право по личным делам пересекать границу в любом месте и в любое время на основе документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их постоянное проживание в приграничных районах. Во-вторых, надо создать максимально благоприятный режим пользования инфраструктурой для совместного выхода на зарубежные рынки.
Однако замечу, сейчас почти все пункты пропуска на границе обустроены по временной схеме. А это не только препятствует развитию приграничного сотрудничества, но и не позволяет в полной мере контролировать грузы, следующие через границу.
Поэтому, считаю, необходимо совершенствовать приграничное сотрудничество с помощью законодательного регулирования правоотношений как национальным законодательством, так и с помощью международных договоров и соглашений.
- Известно, наша область добивается хороших результатов в сельском хозяйстве. Вместе с тем крестьянам явно недостает финансов, новой техники, семян, удобрений... Что вами предпринимается для улучшения дел на селе?
- Тесно работаю по аграрному сектору совместно с Агентством сельского хозяйства России по финансированию целевой федеральной программы по развитию села. Кстати, недавно прошло заседание Комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации. На нем высказывалась обеспокоенность судьбой села, так как правительство вопреки своим же решениям в проекте бюджета-2005 урезает ассигнования на АПК на 3,5 процента, при этом без учета инфляции и быстрого роста цен на энергоносители. Более того, есть федеральная программа "Социальное развитие села до 2010 года", на ее реализацию правительство решило направить 2,2 миллиарда рублей, что на 920 миллионов рублей меньше, чем намечалось долгосрочным правительственным планом на 2005 год. Еще хуже по другой федеральной программе - "Повышение плодородия России на 2002-2005 годы", финансирование которой предлагают урезать более чем на два миллиона рублей.
К слову, Белгородчина по федеральной программе развития села недополучила в этом году 40 миллионов рублей. По поручению губернатора Е. С. Савченко разбирался с этим делом. И положение поправляем: на 2005 год "выбили" 160 миллионов, Агентство сельского хозяйства, кроме того, обещает погасить старые долги.
Надеюсь, что это позволит родной Белгородчине и в дальнейшем занимать лидирующее положение в отрасли сельского хозяйства и наращивать производство продукции.
Белгород-Москва.