МРОТ-2005: увеличение на 20 процентов
720 рублей - такой минимальный размер оплаты труда предлагается Правительством на будущий год.
Как заметил при представлении соответствующего законопроекта о внесении изменений в закон о МРОТе, представленного вчера Думе в первом чтении, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, средства на эти дополнительные расходы в государственной казне есть. Говоря о законопроекте, Андрей Исаев заметил, что увеличение в будущем году МРОТа на 20 процентов опережает темпы инфляции. Вместе с тем члены комитета темпы повышения считают недостаточными. "Если будет принята новая методика расчета МРОТа, то прожиточный минимум составит по стране 3200 рублей, - обосновывал он позицию комитета, - а значит, МРОТ составит только 22, 5 процента от прожиточного минимума и вырастет на полпроцента в отношении нынешнего состояния. Подобные темпы признать достаточными невозможно..." Поддерживая предложение Правительства, комитет одновременно предлагает рассмотреть возможность повышения МРОТа до 900 рублей в месяц.
Парламентарии, естественно, попытались выяснить некоторые детали предстоящего увеличения МРОТа. В частности, депутат Сергей Решульский поинтересовался: а скольким субъектам Федерации не по силам выполнить предлагаемый закон? "Назвать невозможно", - последовал ответ министра, который тут же пояснил, что в Правительстве эта тема уже обсуждалась совместно с представителями Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы. Тогда было решено создать условия к маю будущего года, чтобы во всех субъектах необходимое повышение зарплаты бюджетникам все-таки произошло.
Депутат Тамара Плетнева в своем вопросе была куда как категорична: сколько лет понадобится для того, чтобы достигнуть равного уровня заработной платы и жизненного уровня? "Скажу вам так - перспектива появилась, - философски ответил министр. - Увеличение минимального размера оплаты труда, если это будет сделано достаточно быстро, может деформировать всю сложившуюся на сегодня систему оплаты труда".
Критически оценивая представленный Правительством законопроект, парламентарии в своих выступлениях тем не менее говорили о своей готовности поддержать его, поскольку это хоть и небольшое, но все же повышение.
***
Таможенный кодекс подновили
75 октября депутаты приняли во втором чтении законопроект "О внесении изменений в Таможенный кодекс РФ".
Документом определяются ставки таможенных сборов за таможенное оформление, которые устанавливаются Правительством РФ, но не могут превышать 100 тысяч рублей. Также устанавливаются сборы за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного транспорта. До 50 километров эти сборы составят 2 тысячи рублей, от 51 до 100 километров - 3 тысячи рублей, от 101 до 200 километров - 4 тысячи рублей, свыше 200 километров -1 тысячу рублей за каждые 100 километров, но не менее 6 тысяч рублей. За осуществление таможенного сопровождения каждого морского, речного или воздушного судна устанавливается ставка в 20 тысяч рублей, независимо от расстояния перемещения. Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе уплачиваются в размере 1 рубля за каждые 100 килограммов в день, а в специально приспособленных для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рубля с каждых 100 килограммов ежедневно.
***
Что стоит за ценами на бензин?
В пятницу палата приняла решение пригласить на "правительственный час" 10 ноября руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева. Вслед за Советом Федерации, бурно обсуждавшим эту проблему на последнем заседании, депутаты также намерены всерьез разобраться в причинах столь высокого роста бензиновых цен.
"Для граждан России повышение цен на бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты становится национальным бедствием, - обосновывал свое предложение член Комитета по безопасности Алексей Волков. - Нефтяные монополии, многочисленные посредники не скрывают своих намерений довести цены на бензин до уровня мировых, что представляет серьезную угрозу общественной безопасности, обороне страны". С этими доводами согласились и его коллеги по палате.
***
Цитата заседания
"Будет упираться - лично сам поеду и привезу его сюда. Давайте спросим у него - чего он позорище такое устроил? Всем нам - спортсменам в душу наплевал. Всей стране обидно!.." - возмущался депутат фракции ЛДПР Олег МАЛЫШКИН, предлагая палате разобраться с президентом Российского футбольного союза Вячеславом Колосковым за проигрыш наших футболистов португальцам с разгромным счетом 1:7.
Но приглашения представителей из общественных организаций не предусмотрены думским Регламентом. Тем не менее депутату было предложено подготовить документы по организации соответствующих парламентских слушаний или "круглого стола", чтобы скрупулезно разобраться с состоянием дел в отечественном футбольном хозяйстве.
***
К единой власти нет единого отношения
В скором времени депутатам предстоит определиться с законодательными инициативами Президента, в соответствии с которыми губернаторов будут утверждать региональные парламенты. В эти дни в Госдуме идет "мозговой штурм" идей главы государства. Единства мнений пока нет. И свидетельством тому стал прошедший "круглый стол", в заседании которого приняли участие различные политики. В частности, обсуждался вопрос о формировании единства исполнительной власти.
Задавая тон дискуссии, председатель Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин сразу же подчеркнул, что инициативы главы государства созвучны реалиям времени, находятся в русле правового поля и не противоречат основным положениям Конституции. Однако согласился, что с ходу принимать законопроекты нельзя и отдельные положения документов необходимо уточнять.
А вот по мнению независимого депутата Владимира Рыжкова нужно не уточнять, а просто набраться смелости и вернуть законопроект его инициатору. По простой причине - как не соответствующий Конституции. Как заметил парламентарий, ни в одной из федераций мира нет практики назначения губернаторов главой государства. "Если мы примем такой закон, то будем единственной Федерацией в мире с назначенными губернаторами", - считает Владимир Рыжков.
Впрочем, Президент страны предлагает не назначать, а избирать руководителей регионов. Потому член Совета Федерации Александр Казаков, поддерживая инициативы Президента, считает, что предлагаемое не более чем полумера. "Если мы хотим построить настоящую вертикаль власти, то нужно указом назначать руководителей регионов, - убежден он, - поскольку выборность доказала свою несостоятельность".
В свою очередь заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина предлагает доработать законопроекты. Чтобы распространить их действие и на более низкий уровень власти, что позволит добиться лучшей управляемости в стране. В этом ее поддержал и председатель Парламента Кабардино-Балкарии Ильяс Бечелов. "Вертикаль власти не может оборваться на уровне субъекта, - заявил он. - Сегодня надо, чтобы вертикаль шла донизу..."
Свои мнения по законопроектам высказали и другие участники заседания. И они порой радикально разнились друг от друга. Тем не менее было рекомендовано принять документы в первом чтении, а в ноябре провести парламентские слушания, на которых всесторонне обсудить правовые нормы президентского законопроекта. Стоит отметить, что само рассмотрение в первом чтении предусмотрено на конец октября.