В "ВЕК ОКЕАНОВ" РОССИИ НУЖЕН СИЛЬНЫЙ ФЛОТ

Сегодня в Мурманске состоится выездное заседание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности "Военно-морской флот в системе национальной безопасности Российской Федерации: состояние и проблемы правового обеспечения". В его работе, как ожидается, примут участие губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, помощник полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Михаил Моцак, командующий Северным флотом Михаил Абрамов, Генеральный директор ФГУП "Морфизприбор" Юрий Корякин, генеральный директор и генеральный конструктор Государственного ракетного центра "КБ им. академика В.П. Макеева" Владимир Дегтярь, начальник Управления заказов и поставок ВМФ контр-адмирал Николай Коваленко и другие. Такое представительство объясняется прежде всего важностью темы, выносимой на обсуждение парламентариями.

Предстоящее заседание - очередное из системы мероприятий Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, проводимых в субъектах РФ с целью мониторинга правоприменительной практики в сфере национальной безопасности. За последнее время сенаторы ознакомились с состоянием и проблемами правового обеспечения национальной безопасности в Сибирском, Северо-Кавказском, Приволжско-Уральском, Дальневосточном военных округах, Черноморском, Балтийском и Тихоокеанском флотах, Каспийской флотилии. Результатом этой работы явились обращения Совета Федерации к Президенту и Правительству РФ, другим органам законодательной и исполнительной власти, принятые федеральные законы, решения главы государства и кабинета министров, реально улучшающие состояние соединений и частей армии и флота.

Выбор местом проведения очередного заседания Мурманска продиктован возрастающим значением военно-морского потенциала для современного развития России. Здесь, в Заполярье, создан форпост, надежно обеспечивающий защиту национальных интересов государства в полярных морях. Его основу составляет Северный флот.

Надо отметить, что сегодня это самый мощный по потенциалу флот России, который, несмотря на огромные трудности, сохранил боеспособность, успешно решает поставленные задачи и служит мощным фактором сдерживания. Подтверждением этому является недавний выход сил флота в дальний поход, основу которых составила корабельная авианосная группа в составе тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий", ракетного крейсера "Маршал Устинов".

Северный флот принимает непосредственное участие в обеспечении испытаний новых образцов оружия и, в частности, стратегического ракетного комплекса "Булава". Менее месяца назад в Белом море успешно проведено "бросковое" испытание лодочного стартового комплекса этой новой баллистической ракеты с борта тяжелого подводного крейсера "Дмитрий Донской".

Эти факты демонстрируют активность России в области военно-морской деятельности.

Вообще морским вопросам руководством страны в последнее время уделяется много внимания. Президентом России,

Правительством РФ утверждены и одобрены основополагающие документы в области морской деятельности, определяющие национальную морскую политику. Это "Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года", Федеральная целевая программа "Мировой океан", концептуальные документы по функциональным направлениям национальной морской политики. Для реализации Морской доктрины и координации всей морской деятельности создана и функционирует Морская коллегия при Правительстве РФ. Начато поэтапное формирование общегосударственного механизма реализации национальной морской политики.

Важным нормативным правовым актом, определяющим роль, место и задачи Военно-морского флота, являются "Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года", руководство реализацией которых осуществляет лично Президент России Владимир Путин.

Однако на заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности разговор, как заявил первый заместитель председателя Василий Ключенок, в основном будет посвящен рассмотрению проблем Военно-морского флота - тому, что мешает его развитию, определению путей их оптимального разрешения на исполнительном и законодательном уровнях. Тревогу вызывает то, что сохраняется устойчивая тенденция сокращения боевого корабельного состава за счет списания кораблей. При этом строительство новых кораблей находится практически на "нулевом" уровне. В настоящее время возводится 1-2 головных корабля, а серийное строительство практически отсутствует. И, наконец, не прекращается процесс старения флота и его хронического недофинансирования.

Еще одна группа проблем связана с деятельностью предприятий оборонно-промышленного комплекса, ориентированных на военное судостроение. Здесь больных вопросов не меньше. Это и утрата целых направлений базовых технологий, без которых невозможно создание новых перспективных боевых кораблей, и несовершенное, децентрализованное управление ОПК в области судостроения, и актуальность сохранения в интересах государства базовых предприятий, которые в процессе приватизации предприятий "оборонки" меняют специализацию.

Члены верхней палаты парламента намерены также проанализировать состояние законодательного обеспечения деятельности ВМФ, ведь не секрет, что отсутствие и несовершенство федеральных законов и других нормативных правовых актов по таким вопросам, как обеспечение прав России в Арктике, закрепление за Азовским морем статуса внутренних морских вод России и Украины, обеспечение свободы деятельности России в Черном и Каспийском морях, а также на континентальном шельфе России, укрепление международно-правового статуса и обеспечения деятельности Черноморского флота создают серьезные проблемы для ВМФ России.

Ожидается, что одной из важнейших тем заседания станет тема состояния Морских стратегических ядерных сил, являющихся значимой компонентой СЯС России (они составляют более трети их совокупного потенциала). Внимание к этому вопросу понятно: в настоящее время в разной степени боеготовности остались 4 АПЛ проекта 941/941У "Тайфун", 7-8 АЛЛ проекта 667БДРМ "Дельта-III" и 7 АЛЛ "Дельта-FV", но в среднесрочной перспективе (10 - 15 лет), видимо, следует ожидать ввиду значительного срока службы вывода из боевого состава большинства из них.

Это, конечно, не значит, что Морские СЯС уйдут в историю. Военно-политическое руководство России утвердило программу развития Морских СЯС страны до 2010 г., согласно которой в течение первого этапа (до 2005 г.) предусмотрено проведение мероприятий по поддержанию боевой готовности существующей группировки морской компоненты российских СЯС, состоящей преимущественно из кораблей проекта

667 БДРМ, и введение в строй головной ПЛАРБ проекта 955 ("Юрий Долгорукий") с баллистическим ракетным комплексом нового поколения "Булава".

В ходе второго этапа программы (2006 - 2010 гг.) планируется развернуть серийное строительство подводных ракетоносцев с межконтинентальной твердотопливной БРПЛ комплекса "Булава", а также поддерживать эту группировку в боевой готовности. При этом наличие в составе ВМФ России атомных подводных ракетоносцев четвертого поколения позволит отечественным МСЯС преодолевать систему ПРО любого государства, в том числе и США.

Один из двух дней работы, по словам заместителя председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслава Попова, парламентарии намерены посвятить мониторингу правоприменительной практики в сфере ОПК. Вопросы оптимизации законодательства в сфере военно-промышленной политики будут обсуждены на судоремонтном заводе "Нерпа". Внимание сенаторов к задачам модернизации Вооруженных Сил, включая оснащение Стратегических ядерных сил, а также других видов и родов Вооруженных Сил соответствующим оружием тактического и оперативного назначения, о чем говорил в Послании Федеральному Собранию РФ Президент России Владимир Путин, вполне понятно - их выполнение происходит в далеко не простых условиях. Проблемы отечественного ОПК не новы: остается крайне низким уровень финансирования НИОКР, а также закупок вооружения и военной техники, прогрессирует износ основных фондов ряда предприятий, происходит потеря квалифицированных кадров.

Все эти негативные факторы актуализируются несовершенством нормативно-правового поля функционирования "оборонки". Хотя справедливости ради следует заметить, что работа по законодательному обеспечению деятельности ОПК проводится. Принята и действует новая концепция развития российского оборонно-промышленного комплекса, утверждена Федеральная целевая программа "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 гг.)", приняты Основы военно-технической политики РФ на период до 2015 года и дальнейшую перспективу, Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Государственная программа вооружения (2001 - 2010 гг.) и т. д.

Тем не менее практика свидетельствует, что имеющихся законодательных актов недостаточно для проведения эффективной политики государства по развитию оборонно-промышленного комплекса страны. Предприятия ОПК должны обладать законодательно закрепленной государственной поддержкой в области финансирования, налогообложения, землепользования, таможенного законодательства, обеспечения всеми видами ресурсов, транспортного обеспечения, законодательства в области банкротства, социального обеспечения. Кроме того, для реализации стратегии государства в отношении оборонной отрасли, гарантирующей ее дальнейшее развитие, безотлагательно нужен закон о государственной поддержке "оборонки" и оборонно-промышленного производства страны.

Россия по географическому положению, совокупности экономических, политических и военных интересов - великая морская держава. Это объективная реальность. Интересы России в Мировом океане, требующие защиты, обширны, стабильны и постоянны вне зависимости от политической или экономической конъюнктуры. Именно поэтому состав и техническое оснащение ВМФ так важны сегодня и завтра. Нынешнее выездное заседание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности должно послужить укреплению Флота Российского.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости