С 14 октября изменилась форма российской таможенной декларации. Это несущественное, казалось бы, событие вызвало большую волну негодований в адрес таможенных органов.
Некомпетентные в юридических вопросах люди не только в кулуарах, но и через средства массовой информации тут же объявили о том, что новая декларация стала еще одним шлагбаумом на пути ввоза в Россию подержанных иномарок простыми автолюбителями. Сейчас, если кто не знает, на некоторых таможнях разрешают оформлять по единым тарифным ставкам (ETC - то есть в зависимости исключительно от объема двигателя и возраста авто, но независимо от стоимости машины) строго ограниченное количество иномарок. Например, на московских автомобильных постах Центральной акцизной таможни, относящихся к Центральному таможенному управлению, разрешают оформлять по ETC только две машины в год. Если человек ввозит третью, ее оформят, скорее всего (если он не докажет, что третья машина ему жизненно необходима), через уплату совокупного таможенного платежа (СТП). Обычно это получается дороже. Поэтому те, кто везет машины на заказ, обычно берут от заказчика доверенность и оформляют сразу на него. Так вот, говорят недоброжелатели, теперь и эта "лавочка" закроется. Основанием для таких заявлений стало несколько пунктов декларации, требующих некоторых полных данных владельца авто. На основании этого они сделали вывод, что теперь присутствие владельца машины потребуется если уж не при заключении сделки купли-продажи за рубежом, то при таможенном оформлении точно. А это лишние нервы и время.
Однако поводов для таких заявлений совершенно нет. С какой стати? Как нам разъяснили на Московском областном автотранспортном посту "Донской" , новая форма декларации утверждена приказом председателя бывшего Государственного таможенного комитета (ныне - Федеральная таможенная служба). Однако не только приказ министра (к рангу которого раньше приравнивался пост председателя ГТК), но и даже постановление правительства не могут быть выше федерального закона, которым является Гражданский кодекс. А именно он устанавливает такую форму отношений между гражданами, как выдача доверенности на проведение каких-либо действий от имени доверителя. Например, на приобретение за границей и таможенное оформление автомобиля.
А что касается новых пунктов декларации, нуждающихся в специфичных данных собственника машины, то их может заполнить и доверенное лицо, то бишь перегонщик.
Если же посмотреть на новую декларацию беспристрастно, то окажется, что заполнять ее стало даже проще. Да, она стала больше, однако существенно понятнее. Раньше далеко не каждый без посторонней помощи (или без стакана, как говорят в народе) мог это сделать. Теперь таких проблем будет меньше.
С другой стороны, далеко не все пункты декларации теперь должен заполнять декларант. С середины октября прибавилось забот и у таможенных инспекторов, принимающих декларации. Отныне и они принимают участие в заполнении декларации физических лиц. Для этого им специально отведено несколько пунктов.
В первые дни работы таможен с новыми декларациями инспектора, как это обычно бывает, порой путались. Пропускная способность таможенных постов снизилась. Однако прошло немного времени, и все встало на свои места.
Так что не стоит бояться новой декларации - гражданам даже стало проще с ней работать.