Новая концепция развития российского автопрома
Правительство отказывается поддерживать российских автопроизводителей. Многолетний протекционизм не дал результатов - вместо повышения качества они лишь поднимали цены. Теперь надежды возлагаются на автосборочные иностранные предприятия в России. До конца года изменится таможенное налогообложение автомобильных компонентов. Это должно привести к снижению стоимости собираемых в России иномарок на 7-10%.
Пошлины на крупные готовые агрегаты, ввозимые в страну для продажи на вторичном рынке, будут увеличены, рассказал Газете эксперт Министерства промышленности и энергетики Алексей Сереженькин. Но при этом предполагается снизить таможенные ставки на комплектующие, используемые в действующих на территории России сборочных производствах. По одному сценарию, пошлина на автокомпоненты будет уменьшена с 10 до 3%, по другому - до нуля. Это должно привести к снижению стоимости собираемых в России иномарок на 7-10%.
Эти меры - только начало. В ближайшее время профильные министерства и ведомства должны подготовить новый план мероприятий по реализации действующей концепции развития отечественного автопрома. Срок действия предыдущего плана, в соответствии с которым были повышены пошлины на подержанные иномарки, истекает в этом году. "В ближайшее время правительством будет поставлена задача по разработке нового плана", - сказал Сереженькин.
Параллельно всем этим мерам "АСМ-холдинг" разработал собственный законопроект "О стимулировании развития автомобильной промышленности". Суть его в том, что крупные инвестиционные проекты в области автомобильной промышленности освобождаются от налога на прибыль, а ввозимые для реализации этих проектов товары - от таможенных пошлин и НДС. Сейчас "АСМ-холдинг" планирует обсудить новый закон с представителями бизнес-ассоциаций и предприятий.
Новые меры по стимулированию автопрома, разработанные в правительстве и "АСМ-холдинге", направлены на поддержку не столько "оригинальных" отечественных производителей, сколько действующих в России предприятий по сборке иномарок. Именно этот сектор в наибольшей степени зависит от импортных комплектующих, и он же конкурирует с ввозимыми в страну иномарками.
Правительство изменило ориентиры, полагают эксперты, поскольку многолетняя поддержка российских заводов не дала результатов - вместо повышения качества отечественные предприятия лишь поднимали цены. Правительство загипнотизировано успехами сборочных производств. Всего выпуск легковых автомобилей в России за первые девять месяцев 2004 года вырос на 12, 6% по сравнению с 2003 годом - до 839 тысяч штук. Между тем производство автомобилей иностранных брендов увеличилось в 2, 7 раза и достигло 92 тысяч.
На фоне этих цифр весьма скромными выглядят достижения "АвтоВАЗа", который, оставаясь крупнейшим производителем автомобилей в стране, смог за 9 месяцев нарастить производство только на 4, 4%.
Теперь и отечественные производители должны переходить на импортные комплектующие. По мнению исполнительного директора Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов Михаила Блохина, мировой тенденцией является переход автомобильных предприятий на унифицированные компоненты, производимые в разных частях мира. "Сегодня можно открыть капот Peugeot и увидеть там двигатель Nissan", - отмечает Блохин. Такой путь тем более показан российским предприятиям, не имеющим собственных ресурсов для организации производства высококачественных комплектующих. Разработка и внедрение новой продукции - очень капиталоемкий процесс. По оценкам экспертов, он обходится примерно в миллиард долларов. Отечественные производители не могут себе позволить таких инвестиций. При этом капитализация крупнейшего отечественного автопроизводителя равна лишь 750 млн. долларов. Поэтому, говорят аналитики, правительство повернулось к иностранным концернам. В нашей стране уже работают шесть конвейеров, выпускающих иномарки. И спрос на них превышает предложение. Суммарные иностранные инвестиции, привлеченные в российский автопром, оцениваются в 800 млн. долларов. Правительство должно воспользоваться благоприятной экономической ситуацией, говорят эксперты, чтобы привлечь в Россию новые автосборочные предприятия.