ВЛАДИМИР ЩЕРБАКОВ: "КОРЕНЬ ЗЛА - В ОТСУТСТВИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА"

В минувший вторник в "Калининградской правде" было опубликовано нашумевшее заявление губернатора области Владимира Егорова, в котором он весьма жестко критиковал руководителя "Автотор-холдинга" Владимира Щербакова. И в тот же день в редакцию поступил текст интервью известного предпринимателя. Отвечая на вопросы журналиста Николая Семенова, он изложил свою точку зрения на возникший конфликт. Соблюдая принцип объективности, предлагаем текст состоявшегося разговора вниманию наших читателей.

- Владимир Иванович, чем вызвано громкое заявление губернатора? Чем вы его так обидели?

- Сожалею, что наши с Владимиром Егоровым оценки ситуации в области столь сильно различаются, а легкая критика в адрес даже не губернатора лично, а некоторых работников его администрации вызвала такую нервную реакцию. Видимо, кто-то, как это нередко бывает, сумел "подать" Владимиру Григорьевичу информацию, перевернув все с ног на голову.

Что, собственно, произошло? В Калининграде проводилось очередное заседание Международного клуба директоров, членом которого я состою свыше 20 лет. Клуб возглавляет академик Абел Аганбегян. Два-три раза в год собираются иногда 50, иногда 100 руководителей крупных предприятий СНГ и обмениваются мнениями о происходящем, обсуждают идеи, делятся опытом... И на этот раз, после ряда официальных выступлений, коллеги попросили меня изложить личный взгляд на ситуацию в регионе. Смысл вопроса: если в области существуют уникальные условия, действует закон об ОЭЗ и все, как утверждал выступавший до меня Михаил Цикель, замечательно, то почему ни по одному социально-экономическому показателю область не поднимается выше 50-60-го места в рейтинге регионов России? Где правда?

Попытался в меру сил ответить спрашивавшим. Те, кто со мной знаком, подтвердят: я всегда говорю, что думаю. Да и возраст уже не тот, когда порой приходится подстраиваться под собеседника.

Я сказал, губернатору что-то в искаженном виде передали, вот и вся история.

- Но ведь вы действительно критиковали экономическую политику администрации области. Губернатор даже обвинил вас в самозванном присвоении себе роли вершителя судеб региона, хотя ее, мол, никто в Правительстве России вам не поручал. Владимир Егоров заявил, что будет требовать вашего исключения из межведомственной комиссии по калининградским проблемам. Да и включили вас в эту комиссию, дескать, без согласования с ним...

- Давайте неприятности переживать по мере их поступления.

Первое. Мне не нужно поручения , а уж тем более-разрешения, правительства, чтобы высказать свою точку зрения. Это мое конституционное право. Если Владимир Григорьевич хочет обратиться в администрацию президента с требованием наказать меня за то, что я пользуюсь своим гражданским правом, ничего не могу сделать. Но думаю, что тот, кто готовил ему текст заявления, в очередной раз его подставил. Ведь защита конституционных прав граждан является одной из важнейших функций администрации президента. И не более месяца назад Владимир Путин специально высказывался на сей счет, потребовав усилить работу в этом направлении.

Второе. В рабочую группу (именно так называется эта структура) я включен как вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей. Именно РСПП, а не область и ее администрацию я там представляю. Нужно ли было согласовывать мою кандидатуру, не знаю. Администрации президента виднее.

Тем не менее, чтобы она пересмотрела свое решение, в заявлении меня охарактеризовали "как человека, дискредитирующего развитие региона на современном этапе и четко обозначившего пагубную перспективу построения его экономики на основе проекта новой редакции Закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Эту неудобоваримую фразу, очевидно, надо понимать так: я в целом позитивно оцениваю предложенный правительством законопроект, поэтому меня следует считать врагом калининградского народа. Но помилуй бог! Тогда уже врагами следует сначала объявить Шувалова, Грефа, Кудрина, десяток заместителей министров и полсотни научных работников - всех, кто принимал участие в разработке законопроекта. А заодно и одобрившего его концепцию президента Путина.

Если все эти люди - враги области, тогда кто же друг?

- И все же, в чем конкретно вы -видите просчеты областной администрации?

- Вот тезисы моего выступления на заседании МКД.

Я сказал, что, на мой взгляд, Калининградская область имеет громадные преимущества перед любым другим регионом России. Хороший климат. Зима -мягкая. Среднегодовая температура - +2, а не как на Урале -10 градусов мороза. Хорошая почва, на которой еще сто лет назад без современной техники и агрохимии получали урожаи до 70 центнеров с гектара. А сейчас 20 центнеров считаются очень приличным результатом. Регион Богом расположен так, что является мостом между Европой и основной территорией России. И функции моста способен выполнять на должном уровне. Железнодорожное сообщение с возможностью перехода на европейскую колею. Плотность автодорог с твердым покрытием в 4-5 раз выше, чем в среднем по России. Плюс незамерзающие порты, других таких у России на Балтике нет. Есть высококвалифицированные кадры, прежде всего -в промышленности. Хотя жаль, что часть их вынужденно деквалифицировалась, занявшись челночным бизнесом, когда старая экономика просто рухнула. Особое преимущество - область маленькая. До любого места можно добраться за 2-3 часа. За 3-4 дня можно побывать во всех пунктах, где реализуются ваши проекты, и рассмотреть все вопросы на месте.

Наконец, у области есть совершенно уникальное преимущество - закон об Особой экономической зоне. При всех недостатках, его нельзя сбрасывать со счетов. Да, он нуждается в улучшении, "осовременивании", но и в действующем состоянии дает региону очень многое.

Тогда возникает вопрос: почему область ни по одному основному экономическому показателю не вышла в передовые? Почему отстает, например, от Псковской и Новгородской, где таких преимуществ нет и в помине? Почему по темпам роста экономики уступает еще более чем 50 регионам страны?

Думаю, ответ нужно искать внутри области, а не вне ее. По-моему, сложившаяся ситуация объясняется прежде всего двумя крупными причинами. Первая - неадекватная структура управления областью. Вторая - нехватка профессиональных кадров в региональной администрации.

Иначе говоря, проблема в том, кто и как руководит областью. И она имеет внутрисистемный характер.

- Поясните, пожалуйста.

- Структура управления областью неадекватна в том смысле, что политические и хозяйственные функции сосредоточены в одном органе - региональной администрации. А поскольку губернатор является ее непосредственным руководителем, то ему приходится заниматься одновременно и политикой, и экономикой. В результате любой нерешенный хозяйственный вопрос немедленно перерастает в политический, нагнетается вплоть до прямой конфронтации с федеральным центром или предложений об отставке главы области.

Нужно разделить администрацию и губернатора, хозяйственные и политические функции. Для Владимира Григорьевича правильно решить этот вопрос особенно важно - его очень часто подставляют, дают на подпись крайне сомнительные документы.

- Ваше предложение, честно говоря, звучит несколько странно. Как можно рассматривать губернатора отдельно от администрации?

- Можно и нужно. Губернатор - фигура политическая. Главные направления его работы: защита конституционных прав граждан; выработка политики развития региона; защита интересов области как в России, так и вне ее; представительские функции, в том числе за рубежом; контакты с политической и деловой элитами, инвесторами, общественными организациями и так далее. Все это требует высокой нервной, интеллектуальной и физической концентрации. Времени - наконец! И "без отрыва" от политики серьезно заниматься хозяйственными проблемами очень трудно. Тем более что они сами по себе являются весьма сложными. Как наполнить бюджет? Как распределить его по муниципалитетам, отраслям и слоям населения, нуждающимся в поддержке? Что делать с дорогами, жильем, социальной и инженерной инфраструктурой? Как подготовиться к зиме?..

Владимир Григорьевич большую часть жизни служил в ВМФ. С гражданской экономикой столкнулся совсем недавно. Понять проблемы всей области, всех слоев населения и всех отраслей ему трудно. С политических позиций он их может рассматривать и решать, а вот с хозяйственных. .. Думаю, что единственный реальный выход из этой ситуации - как можно быстрее отделить функции политического руководства от хозяйственно-распорядительных.

Поэтому я считаю очень правильным, хотя и запоздалым, предложение создать правительство области, как это сделано во многих других регионах. Оно должно заниматься выработкой конкретных хозяйственных решений. А его председатель - принимать такие решения и отвечать за результаты и перед областной думой, и перед населением, и перед губернатором, и перед Правительством России.

Лично к Владимиру Григорьевичу Егорову у меня претензий нет. По-человечески я ему сочувствую - ведь ситуация такова, что сейчас за большинство допущенных ошибок он даже не может ни с кого спросить. Но к губернатору Егорову есть множество вопросов, и не только у меня. Все решения хозяйственного характера ведь подписывал тоже он. И он же нередко оказывался бессилен обеспечить их реализацию. Круг замыкается - сам принял политические установки, сам их и не выполнил. С точки зрения науки управления получается абсолютно неправильная система.

К тому же непосредственное руководство хозяйственной сферой области, по-моему, находится просто не в тех руках. Понимаю, что у губернатора, когда он подбирал себе первого заместителя, наверное, был не столь широкий выбор. Но мне кажется, что занимающий сегодня этот пост Михаил Цикель - не на своем месте. Не подходит он для этой работы ни по профессиональным, ни по личностным качествам.

-Почему?

- Михаил Аронович, конечно, человек интеллигентный. Имеет высшее образование, кандидат наук. Видимо, хороший геолог. Но для работы, которую он сегодня выполняет, необходим другой уровень профессиональных знаний. По крайней мере, нужно хорошо знать экономику и финансы, механизмы и инструменты реализации экономической политики. Умения отличать национальный доход от национального состава и депозит от дивиденда тут явно недостаточно.

Поэтому Михаил Цикель не может разработать внятную экономическую политику, тем более - выстроить бюджетные взаимоотношения. Отсюда - многочисленные бессистемные, а иногда просто судорожные шаги. Вместо кропотливой работы по привлечению инвестиций - бесконечные наскоки на инвесторов. Вместо стимулирования налогоплательщиков - "наезды" на них... В результате администрация воюет то с депутатами, то с предпринимателями, то с федералами.

В профессиональном плане им не делаются даже элементарные вещи. Не могу, например, понять, почему при составлении бюджета в администрацию не приглашают основных налогоплательщиков, чтобы узнать их планы на следующий год, прикидки по уплате налогов, количеству рабочих мест, зарплате и тому подобному. Думал, что не хотят говорить только с нами. Спросил других -оказывается, ни с кем из крупных бизнесменов области за последние три года таких встреч не было. Минфин России до разработки цифр, бюджета полгода беседует с нефтяниками, газовиками, металлургами, банкирами. Юрий Лужков постоянно собирает наиболее крупных бизнесменов Москвы. А в Калининградской области это считают совершенно не нужным.

Или возьмем другой пример - Федеральную целевую программу развития Калининградской области. На ее реализацию нужно 93 миллиарда рублей. Огромная цифра. Если взять червонцами в банковской упаковке, то получится 1380 километров. Дорога от Калининграда до Москвы в обход Литвы. Из российского бюджета обещано 6-7 миллиардов рублей. Остальные нужно привлечь. Что сделано за три года? Практически ничего.

Федеральный центр предложил в новом законе об ОЭЗ дать льготы инвесторам, капвложения которых в область превысят 10 миллионов евро. Хотелось бы, конечно, опустить планку пониже, но и это-дело.А что Михаил Цикель? Он выступил на комиссии Шувалова с такими речами, что ее члены решили больше его на свои заседания не приглашать. Вернувшись же в Калининград, вице-губернатор, по сути, ввел в заблуждение Союз промышленников и предпринимателей и областную думу. Попытался столкнуть депутатов лбами с федеральным центром, а предпринимателей просто запугать. Мол, Москва и Питер готовят захват местного бизнеса. Льготы получат только они, так как местный бизнес не способен инвестировать такие средства. Значит, вы будете платить налоги, а они нет, вы будете работать на бюджет, а они - на свой карман. Не нравится - тогда публично протестуйте.

И ради чего все это говорилось? Ответ прост: по мнению Михаила Цикеля, администрация ОЭЗ должна подчиняться администрации области, а не Правительству РФ. Иначе говоря, федеральные льготы особой зоны и федеральные деньги по целевой программе должен распределять не федеральный центр, а администрация области. Но в Москве преобладает другая точка зрения. Тем более что там видят результаты работы дирекции ОЭЗ под руководством Цикеля: областное инвестиционное законодательство заморожено, на тех, кто уже инвестировал капиталы в областную экономику, заключив с администрацией соответствующие соглашения (это не только группа "Автотор", но и свыше 25 других предприятий), организован популистский наезд ради отмены льгот под лозунгом "Выи так богатые, а нам нужно закрыть дефицит бюджета".

Каков результат? Принятие новой редакции закона об ОЭЗ заморожено уже в течение трех лет. Может ли профессионально подготовленный человек делать такие грубые ошибки? На пользу ли области такая политика?

- Ну ладно, вы критически оцениваете профессионализм Михаила Цикеля, но при чем тут его личностные качества?

- По-моему, вреда от них и для области, и для губернатора еще больше, чем от недостатка

профессионализма.

Что хорошего внес он в работу администрации области, во взаимоотношения с людьми? Сначала рассорил губернатора с его собственным ближайшим окружением, с теперь уже бывшими заместителями. Потом - с федеральным центром, Минфином, Минэкономики, таможенниками и налоговиками. Дальше-с Федеральным собранием, с фракциями и даже с калининградскими депутатами, с "Единой Россией", с областными и городскими депутатами. Затем - с главами многих муниципальных образований, с большинством руководителей калининградского бизнеса. Иначе говоря, со всеми государственными, политическими и деловыми элитами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. "Разборки" продолжаются, они стали постоянными.

Михаил Цикель пытается "замкнуть" на себя решение всех вопросов. В администрации области знают: если не получишь предварительного одобрения у "вице", ходить к другим замам или к губернатору со своей проблемой - бесполезно. При такой схеме управления любая бумага, любое дело продвигаются медленно и со страшным "скрипом".

Поэтому открыто говорю: Михаил Цикель не только не помогает губернатору в хозяйственной работе, но и мешает ему выполнять политические функции.

- Вы действительно считаете, что весь наш регион "развращен" и здесь "все проворовались".

- Во-первых, я таких обобщений никогда не делал. Это опять кто-то передернул. Я лишь сказал, что целый ряд действующих льгот устарел и требуется радикальный пересмотр их системы, в том числе по причине, так сказать, коррупционноспособности. Вопрос нужно обязательно решить при подготовке нового закона об ОЭЗ, но, к сожалению, отсутствуют поддержка и понимание со стороны администрации области.

Суть же проблемы, по-моему, в том, что ситуация сейчас радикально иная, чем в 19% году. Тогда безналоговый ввоз для потребления действительно был вопросом жизнеобеспечения, выживания региона и населения. Теперь ой во многом устарел, а по ряду позиций, на мой взгляд, просто развращает и бизнес и власть. Например, существуют квоты на ввоз 55 товарных "позиций".

Часть из них, наверное, нужна. Но надо уточнить, какие конкретно. А вот механизм реализации квот через аукционы следует переосмыслить, так как весь "навар" от этого получают только фирмы-посредники, реально же якобы льготные и беспошлинные товары в Калининграде нередко стоят дороже, чем в Москве, где льгот на ввоз импорта нет и в помине.

С другой стороны, квоты должны были стать способом защиты местного производителя, однако эту роль выполняют крайне плохо. Например, переработчики сельхозпродукции по-прежнему ориентированы на закупки по импорту, а местные сельскохозяйственные предприятия сворачивают свой бизнес. Этот процесс отражается в отрицательной динамике численности поголовья скота. Наша фирма "Автоторагро" вынуждена была сдать весь скот на мясокомбинат, так как при существующих закупочных ценах его содержание убыточно. Вообще говоря, цены на закупку скота и молока в регионе на 20-30 процентов ниже, чем в среднем по России. Стоит над этим задуматься.

Кроме того, есть ряд товаров, квотирование которых невозможно понять. Зачем ограничивать ввоз укропа, петрушки, лука, пластмассовых ведер и так далее? Чтобы прихватить кого-то на таможне за пучок укропа или купленное в Польше ведро? А кое-какие квоты совершенно устарели. Например, на ввоз готовой мебели, бытовой и видеотехники... Многие из этих товаров выпускаются в области уже в объемах до 20-30 процентов от всего российского производства.

И потом, механизм продажи квот создает много соблазнов и возможностей для злоупотреблений. В некоторых случаях он действительно развращает. Работает не на население, а на примитивных спекулянтов. В регионе образовался целый слой фирм-посредников, паразитирующих на населении, делающих деньги из воздуха. Они уже не занимаются ввозом, где все-таки нужно потрудиться, а просто перепродают квоты. Все видели, как продавались квоты, на алкоголь и табак. Квотирование этих товаров отменили. Кто-нибудь в области сильно пострадал? Из потребителей, конечно, а не фирм-паразитов? Я много раз поднимал этот вопрос и удивляюсь, почему в администрации никто не хочет обсуждать эту проблему и искать пути ее решение. Не найдем сами, найдут без нас. Не сомневайтесь.

По поводу слова "проворовались". Во-первых, я не говорил, что проворовались все. Во-вторых, мне доводилось читать акты Счетной палаты России, КРУ администрации президента по проверке ЖКХ и строительства, отчеты Минэкономики и Минфина по расходованию субвенций и средств, выделенных федеральным центром в рамках целевой программы развития области. Там открытым текстом написано: стоимость материалов и работ по большинству объектов завышена против рыночных цен иногда в два раза. Меня, как и многих других, настораживают попытки "прихватизации" судоремонтного завода, кондитерской фабрики...

Есть и другие вопросы. Например, откуда у некоторых работников администрации области, при их-то официальных зарплатах, появились элитные квартиры и дома на Куршской косе, в Калининграде, в Светлогорске, в других местах? Почему эта собственность у многих не отражена в налоговой декларации госслужащего?

А история с Леоновым?.. Причем он ведь "работал" довольно-таки откровенно и с завидным постоянством. На "Автоторе" тоже помнят его "подходы". Одному из наших руководителей он сказал четко и ясно: хотите сотрудничать с администрацией, решите несколько вопросов. Вопросы были, мягко говоря, своеобразные. В его семье оказался один из нескольких украденных у нас автомобилей. Следователь наложил арест на разысканные автомобили, в том числе и на этот. Леонов потребовал от нас арест снять, чтобы можно было автомашину продать. Были и другие "автомобильные просьбы". Ну и уж совсем мы удивились, когда заместитель губернатора потребовал 50 тысяч долларов наличными "на выборы Президента России", а потом столько же - "на помощь "Единой России". Я предложил своему коллеге изложить эти требования Михаилу Цикелю, который был "на хозяйстве", и попросить его совета. Как думаете, что произошло? Правильно. Цикель публично заявил, а затем "доложил по инстанции", что "Автотор" отказался помогать на выборах "Единой России" и даже президенту. "Крысятничеству" Леонова почему-то придали политический антураж. Кстати говоря, хотелось бы узнать, а что конкретно тот же Леонов сделал полезного на своем посту? Можно ли увидеть хоть какие-то результаты его трудов, кроме отраженных в уголовном деле?

- Но вы в самом деле сказали про нехватку мозгов в администрации? И про то, что федералы денег не дадут?

- Каюсь. Сказал, что главная проблема администрации - нехватка профессиональных мозгов и знаний. Погорячился.Пользуясь случаем, извиняюсь перед всеми, кто принял это на свой личный счет. Хотя не знаю, следует ли извиняться перед человеком, который о себе такого мнения.

А вот по деньгам - опять все передернуто. Я федеральными деньгами не распоряжаюсь. Это не я, а Герман Греф заявил, что не даст ни копейки, пока не будет уверен: все деньги будут потрачены надело. Этот подход он демонстрирует и на примере выделения средств на подготовку к 750-летию города. Думаю, министр добивается более профессионального подхода к федеральным финансам со стороны администрации.

- Возможно, профессионалы придут в обладминистрацию, когда будет, наконец, сформировано региональное правительство?

- Надеюсь, что так и произойдет. Правительство нужно формировать как можно скорее. Понимаю, что этот процесс, скорее всего, будет весьма болезненным. Значит, для снижения остроты ситуации нужно действовать на опережение. Законодательную базу можно подготовить за неделю. Знаю, что депутаты облдумы внесли свои предложения в администрацию больше месяца назад. Но их рассмотрение поручено тому же Михаилу Цикелю. На первом заседании комиссии ему задали ряд неприятных личных вопросов. Он - человек, умеющий делать выводы, и работа над проектами, естественно, резко замедлилась.

Между тем положение Владимира Григорьевича усложняется. На него начинают открыто нападать. Депутат областной думы Владимир Ежиков даже публично предложил ему подать в отставку.

- Вы не поддерживаете эту идею?

- На мой взгляд, Владимир Григорьевич как губернатор еще может вернуть себе поддержку населения, в том числе и представителей бизнеса, и восстановить свои позиции. Он мог бы возобновить отношения с политической и экономической элитами области, наладить нормальные контакты с федеральным центром. К нему лично уважение еще не потеряно. Вопросы в основном возникают по поводу методов и результатов работы администрации. Значит, надо быстрее ее перестроить, реформировать, создать правительство, подобрать новых людей.

-А если главой региона президент предложит избрать не Егорова, а московского назначенца? Говорят, что вы лично лоббируете бывшего министра Букаева. Другие считают вашу критику руководства области подготовкой к вашему собственному назначению...

- Мы работаем в области 10 лет, и все это время кто-то периодически "запускает" подобные слухи. Поверьте, я никого не лоббирую и не собираюсь выдвигаться на какой-либо пост в государственной службе. У меня другие личные планы. Что же касается выборов губернатора, то я действительно беседовал на эту тему, как принято выражаться, в высоких московских кабинетах. Такие разговоры негоже афишировать. Но раз уж меня обвиняют в подготовке "переворота" (хорошо хоть не вооруженного), придется кое-что пояснить.

Думаю, что схема, предложенная Владимиром Путиным, сработает более эффективно, если "президентскую вертикаль" по политической линии дополнить вертикалью "хозяйственной". Конечно, региональный премьер должен назначаться областной думой по представлению губернатора. Но он одновременно должен нести личную ответственность и перед Правительством России за выполнение его решений. Тогда появляется более четкая система управления экономикой. Президент проводит политическую линию через губернаторов, а Председатель Правительства России реализует эти установки и сам, и через председателя регионального правительства. Только так система заработает как следует. Иначе есть риск того, что любые политические установки заболтают. Ведь все реформы в России имеют ярко выраженную тенденцию к затуханию. Даже во времена КПСС с этим не могли справиться.

Если создать такую "хозяйственную вертикаль", станет возможным более жестко контролировать целевое использование бюджетных средств. Пенсии, зарплату учителей нельзя будет использовать на надбавки к зарплате чиновников, а деньги, предназначенные ЖКХ, детсадам, школам, больницам или на подготовку к зиме, не пойдут на ремонт здания администрации.

Относительно кандидата на пост губернатора Теперь ведь все зависит от политического выбора президента, от того, как он оценивает перспективы развития региона.

Если потребуются политики, хорошо знающие проблемы области, то из местных я бы рекомендовал повнимательнее присмотреться к Владимиру Никитину - председателю облдумы. Относительно молодой, толковый, юрист, имеет хорошую закалку законодательной работы, умеет найти общий язык и с администрацией, и с депутатами. Не слышал ни разу о каких-либо "скелетах" у него "в шкафу". Глава регионального отделения "Единой России" Юрий Шалимов-тоже относительно молод. У него большой опыт практической работы на разных должностях, в том числе замом губернатора. Теперь осваивает партийную стезю. Много собственных идей по развитию области.

Если нужно будет сделать упор на хозяйственную сторону развития региона, то я бы рекомендовал главу морского порта Владимира Калиниченко или руководителя Калининградской железной дороги Виктора Будовского. По-моему, они сильные менеджеры и сильные личности. В короткий срок подняли свои компании. Пользуются уважением и у политиков, и, что очень важно, у экономической элиты.

Если потребуются люди, не только знающие область и ее проблемы, но и прошедшие горнило администрации президента - есть заместитель полпреда Андрей Степанов и бывший главный федеральный инспектор Александр Саканов. Президенту и его администрации хорошо известны. В рекомендациях не нуждающиеся.

Ну а если президент сочтет, что обязательно нужна "свежая кровь", то почему бы не рассмотреть кандидатуры бывшего министра по налогам Геннадия Букаева или бывшего главы ГТК РФ, ныне - председателя Комитета по экономической политике Госдумы, Валерия Драганова. Оба - профессионалы "от бога".

Лучше Букаева трудно найти специалиста по экономическим механизмам и бюджету. А лучше Драганова - по свободным зонам и экономической политике. Оба известны в бизнес-среде тем, что никто не смог их купить. Желающих было много, возможностей продать свои решения у обоих хватало. Но устояли тогда, устоят и впредь.

Впрочем, на мой взгляд, и Владимир Егоров не выработал весь свой потенциал. Да, упал рейтинг, да, есть проблемы. Но лично он еще пользуется уважением. Рейтинг дело поправимое. Если ему удается выправить ситуацию с окружением, то его шансы на повторное избрание резко возрастут. Ему нужно помочь понять ситуацию и освободиться от компрометирующих его людей.

Вот такой у меня состоялся в Москве разговор. Не думаю, что это можно назвать лоббированием - не забывайте, что в столице советуются не только со мной, слушают всех, а выводы делают сами. И, уж тем более, не вижу здесь ничего оскорбительного для Владимира Григорьевича. Раскрываю суть той беседы совсем не из желания оправдываться. Оправдываться мне не в чем, а вот пресечь слухи и интриги всем нам нужно обязательно.

- Но почему же губернатор не предпринимает никаких шагов по выправлению ситуации?

- Трудно сказать. У меня с ним было несколько разговоров на эту тему.

По некоторым вопросам мы серьезно спорили. И наибольшие расхождения у нас были по Закону об ОЭЗ. Думаю, что позиция, которую сейчас занимает обладминистрация, - ошибочная и тупиковая. Она просто вредит развитию региона. Вспомните, два года назад все были готовы принять новый закон. И Госдума, и правительство. Даже президент дал добро. Но администрация потребовала вернуть текст на доработку, затянула дело, и время ушло. Областные власти борются за сохранение в своих руках управления особой зоной. Но деньги и льготы дает федеральный центр, и он считает, что контроль должен быть адекватным. Здесь нет ничего удивительного, тем более что министр финансов Алексей Кудрин и министр экономики Герман Греф не раз заявляли: видимых результатов действия льгот ОЭЗ в калининградской области мало. Да еще на этом фоне - игры с квотами.

При таком отношении к делу в Москве вообще могут плюнуть на ОЭЗ и отменить закон. И подобное решение назревает. Скажу больше - число сторонников сохранения закона заметно сокращается. После реформы правительства и назначения новых заместителей более половины министерств и ведомств пересмотрели свою точку зрения, и теперь Герман Греф вновь мучается, ищет компромиссы. Если он, Шувалов, Ястржембский, Клебанов и Медведев перестанут лично "толкать" закон, то вероятность его полной отмены весьма высока. Напомню, что подобное предложение правительство в этом году уже вносило в Госдуму.

- Что тогда произойдет с нашей областью?

- Это будет такой удар, после которого экономика региона долго не сможет восстановиться. Ведь до 70 процентов ее "завязаны" именно на закон об ОЭЗ. Если он исчезнет, то остановятся все производства, работающие благодаря режиму Особой экономической зоны. Между тем такого сценария развития событий исключить нельзя.

Поэтому мои претензии к профессионализму администрации области появились не на пустом месте. На мой взгляд, ситуация очень опасная. Не только для "Автотора", но и для многих других предприятий. Это отнюдь не узкогрупповые или личные интересы. Речь - о судьбе всего региона.

- Вы во всем вините команду с Дмитрия Донского, 1, а губернатора отлетаете от администрации. Но разве не у высшего должностного лица вся полнота власти и ответственности за происходящие в регионе процессы?

- Разумеется, корень зла не в Михаиле Цикеле как личности. Он лишь олицетворение нынешнего неудачного механизма управления, в котором смешаны политические и хозяйственные вопросы, и один из примеров непрофессионализма, процветающего в администрации. Хотя, конечно, губернатор должен контролировать все принципиальные вещи, и, учитывая это, мне трудно судить, почему до сих пор он не принял стратегически важных структурных и кадровых решений.

- Если все-таки губернатор внесет предложение об отмене льгот, предоставленных в свое время "Автотору", что будете делать?

- Мы эту ситуацию осмыслили давно и 2 месяца назад направили Владимиру Егорову и Владимиру Никитину письмо. Вот его копия. Пусть читатели газеты тоже ознакомятся с ситуацией, в том числе и по налогам от автоторовского проекта. В него вложено свыше 300 миллионов долларов. Он - самый крупный в регионе. Мы производим около 25 процентов регионального валового продукта, являемся ведущими налогоплательщиками. Только за 9 месяцев этого года перечислили в бюджеты всех уровней около 1 миллиарда рублей. Кому-то кажется, что это жалкие крохи? Лично я так не думаю.

- Но губернатор объявил, что разрывает с вами договорные отношения.

- У нас с ним лично никаких договорных отношений и не было. Инвестиционные договоры есть у компаний группы "Автотор" с администрацией области. Мы все свои обязательства по ним выполняем. Если Владимир Григорьевич считает правильным отомстить за критику разрывом инвестиционного соглашения, то что же я могу сделать? Но думаю, подсказав ему эту странную идею, его в очередной раз грубо подставили.

Угадайте, кто?

- Владимир Иванович, на днях к нам должны приехать президентский помощник Сергей Ястржембский и полпред главы государства в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. Чего вы ждете от их визита?

- Поживем - увидим. Ясно одно - такие люди, да еще вдвоем, по мелочам не ездят.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости