Проект Союза российских судовладельцев
РЕКОМЕНДАЦИИ
Парламентских слушаний в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации на тему:
Участники парламентских слушаний отмечают, что за истекший период после предыдущих слушаний федеральными органами законодательной и исполнительной власти, судоходными компаниями, портами, судоремонтными заводами и другими организациями транспортного комплекса во взаимодействии со смежными организациями проведена значительная работа по созданию условий для нормального функционирования и развития флота и морского транспорта в целом.
Принятое Правительством России постановление "О мерах по совершенствованию морской деятельности Российской Федерации" установило комплекс конкретных мер для реализации.
Проведенные в последующем действия Министерства транспорта России совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, союзами, ассоциациями обеспечили принятие подпрограммы "Морской транспорт" в составе федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" , а также ряда важных постановлений Правительства России по вопросам совершенствования таможенного оформления судов и судовых припасов, государственной поддержки обновления флота, деятельности лоцманских организаций, государственного управления морскими торговыми портами.
Наряду с этим разработаны и согласовываются проекты законов "О Российском международном реестре судов" , "О морских портах России" , одобрена транспортная стратегия Российской Федерации.
На законодательном уровне принят ряд поправок в Налоговый кодекс, новая редакция Таможенного кодекса с учетом интересов российских судовладельцев.
Президентом Российской Федерации утверждена Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. , в которой определена сущность национальной морской политики.
Придавая особую важность вопросам осуществления национальной морской политики в стране, для координации работы на этом направлении при Правительстве России создана Морская коллегия под руководством Председателя Правительства России.
На основании указанных мер участники считают, что:
- на государственном уровне сформирована и доведена до морского сообщества национальная морская политика, определены основные направления ее реализации;
- принятые за последние годы на законодательном и правительственном уровне решения направлены на создание условий для нормального функционирования и развития морского флота и в целом морского транспорта России.
В результате обеспечен рост объемов перевозок и переработки грузов в морских портах России, доставка в полном объеме грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, своевременно внесены в бюджет страны налоговые платежи, осуществлялось строительство перегрузочных комплексов, судов.
Вместе с тем на фоне позитивных результатов участники парламентских слушаний отмечают, что не решен ряд принципиальных вопросов, включая:
- принятие законов "О Российском международном реестре судов" и "О морских портах России";
- решение задачи по увеличению доли флота российских судоходных компаний в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых грузов;
- создание условий для привлечения инвестиций, стимулирования строительства флота на отечественных предприятиях и обеспечения конкурентоспособности российского флота;
- снижение налога на имущество;
- выплату морякам инвалюты взамен суточных;
- совершенствование действующей системы портовых сборов и плат за услуги;
- отмену таможенных пошлин и налогов, взимаемых с судов, ремонтируемых на загранбазах, а также по импорту судов, оборудования.
Принятые Морской коллегией решения по реализации задачи Морской доктрины в части увеличения доли российского флота во внешнеторговых перевозках и обеспечения преимущественного права российского перевозчика по соглашениям о разделе продукции не выполнены.
Не исполнено поручение Президента Российской Федерации об ускорении принятия закона "О Российском международном реестре судов" , а также по применению ставки "О" по НДС при перевозке экспортно-импортных и транзитных грузов.В этой связи участники слушаний вынуждены констатировать:
- отсутствие со стороны государства создания условий для обеспечения приоритетного участия российских судоходных компаний в национальных внешнеторговых перевозках, что ведет к полному захвату отечественного рынка транспортных услуг иностранным флотом;
- уменьшение наличия флота под российским флагом;
- снижение конкурентоспособности отечественного флота. Его участие в обеспечении внешней торговли России снизилось до 4%, что увеличивает ее зависимость от иностранных судовладельцев, снижает валютные поступления в страну, нарушает ее экономическую безопасность.
Указанные тенденции вызывают особую тревогу.
Наряду с отмеченными недостатками участники обращают внимание на необходимость:
- повышения безопасности мореплавания;
- совершенствования взаимодействия судовладельцев, портовых властей, смежных видов транспорта и др. организаций с целью снижения транспортных затрат, обеспечения сохранной доставки грузов, создания привлекательных условий грузоотправителям для перевозки грузов морским транспортом;
- продолжения поиска путей, направленных на расширение участия российских и зарубежных инвесторов в развитии транспортной инфраструктуры.
В целях дальнейшей реализации положений Морской доктрины Российской Федерации, а с ней и национальной морской политики, восстановления позиции России в качестве ведущей морской державы приоритетными мерами следует считать:
- обеспечение конкурентоспособности морского транспорта и безопасности мореплавания;
- строительство новых судов, соответствующих международным стандартам;
- увеличение доли флота российских судоходных компаний в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых грузов;
- оптимальное использование транспортного флота для северного завоза грузов;
- развитие перегрузочных комплексов и портовой инфраструктуры для максимального привлечения основных экспортно-импортных грузов (нефть, нефтепродукты, уголь, зерно, контейнеры) в порты России на основе их специализации и повышения их конкурентоспособности;
- создание условий для возвращения судов под российский флаг;
- сохранение и развитие структуры морского образования;
- создание условий для привлечения квалифицированных кадров в плавсостав и сферу управления морским транспортом;
- совершенствование форм взаимодействия общественных объединений с государственными органами власти, повышение результативности в совместных действиях по решению проблем морского транспорта, повышению его роли в экономике страны.
По итогам парламентских слушаний Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации для реализации приоритетных мер рекомендует:
Региональным законодательным органам
Рассмотреть возможность снижения уровня ставки налога на имущество для судоходных компаний в соответствующих краях, областях, республиках с целью содействия активному строительству нового флота для обеспечения жизнедеятельности региона.
Правительству Российской Федерации
1. Ускорить внесение в Государственную Думу Российской Федерации проектов законов "О Российском международном реестре судов" и "О морских портах России".
2. Внести в установленном порядке предложения о дополнениях, изменениях в:
Налоговый кодекс по отмене НДС с судов, строящихся и ремонтируемых на загранбазах, оборудования, сменно-запасных частей; исключению для перевозчика грузовой таможенной декларации из состава представляемых им документов при перевозке внешнеторговых грузов; временному снижению для морских судов уровня ставки налога на имущество или его отмене.
Об организации страхового дела в Российской Федерации в части сохранения действующего положения, позволяющего российским судоходным компаниям страховать свои риски в зарубежных клубах взаимного страхования.
Трудовой кодекс в части установления порядка принятия уставов о дисциплине работников морского транспорта (на правительственном или законодательном уровнях), а также выплаты инвалюты взамен суточных экипажам судов.
Кодекс торгового мореплавания в части вопросов организации лоцманской проводки судов, функционирования морских торговых и рыбных портов и др. аспектов, вытекающих из результатов проведенной административной реформы.
Учесть интересы российских судовладельцев в разрабатываемом законе "Водный кодекс Российской Федерации" (в части порядка водопользования объектами в целях судоходства).
В целях обеспечения экономической безопасности страны, решения задачи Морской доктрины Российской Федерации по увеличению доли флота российских судоходных компаний в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых грузов и формирования стабильной грузовой базы для российского флота:
- внести предложения о поправках в закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" , предусматривающие установление приоритетного права российского перевозчика на участие во внешнеторговых перевозках;
- учесть интересы российских судовладельцев в разрабатываемом проекте закона "О реализации заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд" в части защиты отечественного рынка транспортных услуг от иностранных перевозчиков.
Ускорить принятие закона "О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации".
Установить норму, обязывающую выпускников морских учебных заведений, обучающихся за счет средств государственного бюджета, по распределению отрабатывать не менее 3 лет в российских компаниях, или возмещать учебному заведению средства, потраченные на его обучение.
3. Осуществить комплекс мер, направленных на создание условий для:
- обеспечения приоритетного права российских судоходных компаний в перевозках национальных внешнеторговых грузов и по соглашениям о разделе продукции и формирования на этой основе стабильной грузовой базы для отечественного флота;
- возврата в Россию залоговых судов (ранее вывезенных под контролем государства) без пошлин и налогов.
4. Рассмотреть на заседании Морской коллегии ход выполнения задач Морской доктрины Российской Федерации об обеспечении конкурентоспособности морского транспорта и увеличении доли флота российских судоходных компаний в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых грузов. Принять целевую программу по обеспечению конкурентоспособности российского флота.
5. Содействовать реализации положений Подпрограммы "Морской транспорт" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" в части активизации привлечения отечественных инвесторов к развитию инфраструктуры морского транспорта с целью обеспечения пополнения флота судами для перевозок контейнерных и специализированных грузов.
6. Поручить Федеральной службе по тарифам России и Минтрансу России пересмотреть действующую систему портовых сборов, взимаемых с судов в российских морских торговых портах, с целью обеспечения привлекательности портов для российских судовладельцев и грузовладельцев.
7. Ускорить принятие: постановления о выплате морякам инвалюты взамен суточных;
Концепции развития Северного морского пути и программы развития судоходства в Арктике на период до 2020 года.
8. Рассмотреть вопрос о внесении на ратификацию в Государственную Думу Конвенции (пересмотренной) об удостоверениях личности моряков (Конвенция МОТ 185). Поручить соответствующим министерствам и ведомствам срочно начать проработку технических вопросов, вытекающих из Конвенции МОТ 185, решение которых необходимо для организации выдачи морякам новых удостоверений личности.
9. Издать регламент взаимодействия органов исполнительной власти с российскими ассоциациями, союзами.
Министерству транспорта Российской Федерации
1. Представить в правительство предложения по обеспечению:
- приоритетного права российских судоходных компаний в перевозках национальных внешнеторговых грузов и по соглашениям о разделе продукции;
- возврата в Россию залоговых судов, ранее вывезенных под контролем государства, без пошлин и налогов.
2. Ускорить завершение разработки проектов нормативных актов по вопросам безопасности мореплавания, исходя из положений Кодекса торгового мореплавания.
3. Разработать совместно с Федеральной таможенной службой России, ассоциациями, союзами предложения по изменению действующей законодательно-нормативной базы в связи с принятием Таможенного кодекса.
4. Разработать и внедрить систему мониторинга в части исполнения на морском транспорте законодательно-нормативных актов.
5. Активизировать деятельность Фонда поддержки российского флота, подчинив ее целям реального содействия строительству новых судов для российских судоходных компаний.
6. Рассмотреть на совете Федерального агентства морского и речного транспорта России ход выполнения задач Морской доктрины Российской Федерации о повышении конкурентоспособности морского транспорта и увеличении доли флота российских судоходных компаний в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых грузов.
7. Проанализировать действующую систему портовых сборов и плат за услуги, включая проверку соответствия уровня ставок сборов реальным затратам, и подготовить совместно с ассоциациями, союзами предложения по ее совершенствованию для последующего утверждения в установленном порядке.
8. Обеспечить сопровождение проекта постановления Правительства России по вопросу выплаты морякам инвалюты взамен суточных, а также подготовить предложения по уточнению порядка обеспечения питанием экипажей морских судов.
9. Принять нормативные правовые акты о порядке использования в каботаже судов, плавающих под иностранным флагом, и о линейном судоходстве.
10. Обеспечить разработку и сопровождение проекта постановления Правительства РФ об удостоверении личности моряков в соответствии с Конвенцией МОТ 185.
11. Продолжить с участием ассоциаций, союзов подготовку в МОТ рамочной Конвенции МОТ по морским трудовым стандартам.
12. Подготовить необходимые материалы по проблемам морского образования для обращения в Правительство России с целью их решения, включая вопросы статуса морских учебных заведений, ведомственной принадлежности, закрепления моряков за российскими судоходными компаниями.
13. Разработать совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, региональными органами власти программу по обеспечению нормального функционирования пунктов пропуска в морских портах, ускорив представление в Правительство России проекта постановления "О внесении изменений и дополнений в действующее Положение о пунктах пропуска в морских портах" (от 19. 01. 1998 N 60).
Принять меры по упорядочению системы проверок российских судов в портах органами государственного контроля.
14. Ускорить завершение мероприятий по совершенствованию системы государственного управления морскими торговыми портами согласно постановлению Правительства России N 705, включая меры, вытекающие из решений по административной реформе органов исполнительной власти России в части управления морскими торговыми и рыбными портами.