ЧЕМОДАН НА КОЛЕСАХ

На минувшей неделе ряд местных СМИ растиражировал весьма негативное мнение председателя Совета директоров ЗАО "Автотор" Владимира Щербакова о социально-экономической ситуации в области, о ее руководстве и, в частности, о вице-губернаторе - руководителе администрации ОЭЗ Михаиле Цикеле.

Сегодня наша газета предоставляет слово Михаилу ЦИКЕЛЮ для изложения его позиции по существу затронутых Владимиром Щербаковым вопросов.

Двести лет назад петербургский таможенник Александр Радищев создал прецедент: его описание путешествия на перекладных из Петербурга в Москву на долгие времена стало образчиком непримиримой критики власти. Сегодня в наших условиях этот жанр решил, похоже, развить председатель Совета директоров ЗАО "Автотор" Владимир Щербаков. Но. в отличие от А. Радищева он свои вояжи из Москвы в Калининград совершает не на лошадях, а на быстрокрылых лайнерах. Видимо, поэтому его впечатлениям, положенным в основу критической оценки действии администрации области, явно не хватает радищевской наглядности и доказательности.

По тональности выступлений, которые он буквально обрушил на местные СМИ, чувствуется, что во Владимире Ивановиче жив еще бывший вице-премьер последнего правительства Советского Союза. В том смысле, что свое мнение он считает единственно верным, чужих доводов не приемлет.

Владимир Щербаков ссылается на свое конституционное право высказаться об администрации области, о жизни в регионе. Хотя, по сути, то, что мы слышали и читали, можно расценить как оскорбление и очернительство. Поэтому я тоже решил воспользоваться правом на личное мнение и правом человека, постоянно живущего в Калининграде, чтобы довести до населения области свою позицию.

В высказываниях г-на Щербакова я вижу попытку расшатать региональную лодку. Во имя чего?

В пространной статье, опубликованной в газете "Калининградская правда" 21 октября сего года, Владимир Щербаков объясняет свои слова и поступки благородным намерением помочь губернатору "правильно" определиться. Дескать, регион хороший, природных преимуществ у него с избытком, географическое положение - на зависть многим. А вот команда у губернатора, человека по сути порядочного, но к хозяйственному управлению в силу предшествующего жизненного опыта не способного, - не дай Бог!

Г-н Щербаков и сам не заметил, как он, походя, оскорбил губернатора. На каждом шагу Владимир Иванович твердит: "Губернатора подставили". Работая четыре года бок о бок с Владимиром Григорьевичем, я могу с полной уверенностью утверждать, что еще никому не удалось бездоказательно повлиять на мнение губернатора. Руководитель "Автотора", судя по его высказываниям, не имеет достоверной информации, сам ситуацию не анализирует, а пользуется слухами и сплетнями, что нисколько его не красит.

При этом он не приводит ни одного веского довода. Есть только эмоции и всего одна цифра, с помощью которой В. Щербаков пытается провести сравнение между далеким историческим прошлым этого региона и его настоящим. Он пишет, что сто лет назад на этой земле получали урожаи по 70 центнеров с гектара, "а сейчас 20 центнеров считаются приличным результатом". Тут надо сразу уточнить: у кого считаются? Если в его фирме "Автотор-агро", то это действительно так. Урожайность зерновых на полях ООО "Автотор-агро" составила в этом году всего 17,8 центнера с гектара. А вот по области этот показатель почти в два раза выше - 31,2 центнера с гектара. Он мог бы быть еще лучше, если бы не низкие урожаи на полях "Автотор-агро".

К слову, оформление в собственность "Автотором" 30 тысяч гектаров земли в различных районах области, в основном в приморской зоне, выглядит, скорее, авантюрой, чем реальной производственной деятельностью. Не похоже, чтобы холдинг собирался заниматься здесь сельским хозяйством. 2/3 земель так и остаются необработанными. А идею завода по производству крахмала, которую сам В. Щербаков настойчиво внедрял в наше сознание год назад и под которую в области начали расширять посевы пшеницы, он же, увы, и похоронил.

А вот другой пассаж из выступлений руководителя "Автотора". "Ни по одному социально-экономическому показателю область не поднимается выше 50-60-го места в рейтинге регионов России". Открываем газету "Экономика и жизнь" (ј42) за этот год. Ссылаясь на данные рейтинга Комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в 2003 году, она ставит Калининградскую область на 7-е место в стране. И по темпам роста экономики наш регион выглядит совсем не так, как его рисует В. Щербаков. Например, индекс промышленного производства по итогам прошлого года обеспечил нам 8-е место среди регионов России. В первом полугодии этого года мы вышли по данному показателю уже на 3-е место. По строительству жилья в 2003 году регион занимал 15-е место в стране, в первом полугодии этого года он уже переместился на 6-е место.

Далее г-н Щербаков снисходительно сообщает: "Область маленькая... За 3-4 дня можно побывать во всех пунктах, где реализуются ваши проекты, и рассмотреть все вопросы на месте". А мы этим и занимаемся. Поэтому с 2002 года реализация Федеральной целевой программы развития области идет полным ходом. Ее основные объекты - морская платформа для добычи нефти па месторождении Д-6, ТЭЦ-2, газификация области, паромный терминал, новые погранпереходы, дороги - это весомые, осязаемые результаты совместной деятельности федерального центра, региональной власти и бизнеса. Складывается впечатление, что г-н Щербаков, бывающий в области наездами, в данном случае оказался "не в теме".

Вооружившись статистическими данными, можно опровергнуть практически все претензии главы "Автотора" по поводу отсталости нашего региона и несоответствия уровня его развития возможностям, отпущенным ему природой и историей. Но, судя по всему, для г-на Щербакова поиск этих несоответствий -всего лишь повод, чтобы "лягнуть" администрацию области. Менторским тоном он наставляет "неразумных" калининградцев, что надо отделить политические функции в управлении регионом от хозяйственно-распределительных.

Но эти функции никогда и не были смешаны в системе управления областью. Губернатор всегда являлся фигурой политической, остальная команда занималась хозяйственной деятельностью. С созданием администрации ОЭЗ это разделение было окончательно зафиксировано.

За огульными обвинениями г-на Щербакова явно чувствуется его глубокая обида на региональную власть. И в этом я вижу доказательство того, что наши действия в отношении "Автотора" были верны.

За восемь лет, в течение которых г-н Щербаков был связан с нашим регионом, мы наслушались от него немало всевозможных прожектов. О создании агрохолдинга и строительстве крупнейшего в России завода по производству крахмала я уже упоминал. А, кроме того, были планы на месте Дома Советов возродить Кенигсбергский замок в его первозданном виде, наладить совместно с поляками выпуск автобусов.

Ничего из этого нет и в помине. Так сколько же, г-н Щербаков, можно вводить жителей области в заблуждение?

Вне всяких сомнений, у региональной исполнительной власти есть свои ошибки. Любая власть подвергается критике. С этим я полностью согласен. Огульное же охаивание, каким занимается В. Щерабков, пользы делу никогда не приносило.

Характерно в этом смысле мнение президента областной ассоциации производителей мебели Владимира Присяжного: "Заявление Щербакова может в значительной мере повредить области. В ответ на это администрация области имела полное право применить какие-то санкции. Если заявления губернатора повлекут за собой уход из региона такого инвестора, как "Авто-тор", не вижу в этом катастрофы. Желающих занять эту нишу немало. К тому же условия для работы в рамках особой экономической зоны этому благоприятствуют".

Сегодня "Автотор" почувствовал себя в Калининграде неуютно. Для него наступил "момент истины". Спустя восемь лет после того, как было подписано первое инвестиционное соглашение между администрацией области и председателем совета директоров Международного фонда инвестиций и приватизации - "Интерприватизация" Владимиром Щербаковым о создании в регионе автосборочного производства, встал вопрос, а что реально область получила от этого проекта? Какова его отдача? Где тот российский "Детройт", который рисовался летом 1996 года? Тогда мыслилось, что это будет грандиозный экономический прорыв. Ведь во всем мире автосборочное производство является мощным локомотивом, вытягивающим за собой целые отрасли производств.

Мы помним, как г-н Щербаков обещал нечто подобное и в наших краях. На схемах и таблицах нам показывали, как оживет со временем умирающий Гусевский завод "Микродвигатель", поскольку здесь будут производить комплектующие для южнокорейских автомобилей. Как новый импульс сможет получить другой Гусевский завод "СТА", поскольку здесь станут выпускать автомобильные фары. Сегодня и то, и другое предприятие -банкроты. А на "Автоторе" автомобили по-прежнему собирают из импортных комплектующих, хотя через восемь лет от начала реализации его первого проекта 80 процентов деталей должны были иметь калининградское происхождение. Собственно, региональные льготы "Автотору" были даны как раз для того, чтобы эта доля систематически возрастала.

Восемнадцать предприятий, входящих в "Автотор -Холдинг", на протяжении восьми лет не платят в областной и местный бюджет практически никаких налогов. По самым осторожным оценкам официальных контрольно-счетных проверок казна края за последние годы потеряла порядка 160 млн рублей.

Однако среди этих 18 предприятий не оказалось ни одного, которое с полным основанием можно было бы отнести к разряду производственных. Ведь нельзя же, в самом деле, считать таковыми "Энерготрансбанк", осуществляющий расчетно-кассовые операции холдинга, или какое-нибудь ООО "Эллада Трейд", оказывающее ЗАО "Автотор" услуги по сдаче в аренду зданий и оборудования. Смежные же производства, громко разрекламированные в свое время, такие, как "Техкон", "Автопласт" и другие по выпуску необходимых комплектующих для автосборочного производства, так и остались только на бумаге. Вместе с тем, согласно региональному законодательству, льготы предоставляются тем предприятиям, которые 75 процентов валовой выручки получают от производственной деятельности.

Справедливость требует признать, что "Автотор" не был обижен областной властью. По платежам в областной бюджет с 1996 года холдинг получил льгот на сотни миллионов рублей. Более 1 млрд рублей в год условно начисленных таможенных платежей и НДС предприятие получает в виде льгот Особой экономической зоны за счет федерального бюджета, причем эта сумма составляет 10 процентов от всей суммы таможенных льгот всего калининградского бизнеса. Шумно рекламируемому автосборочному производству под благим лозунгом коммерческой раскрутки предоставлялись еще и серьезные местные преференции. И вот любопытная история- как только у "Автотора" заканчивается очередной льготный период, на повестке дня возникает новый проект. Так вслед за автомобилями "KIA" появились BMW, а затем - "Hummer".

Г-н Щербаков утверждает, что в автосборочное производство вложено 300 млн долларов. Деньги немалые. Столько, к примеру, вложил "ЛУКОЙЛ -Калининградморнефть" в реализацию проекта Д-6 по добыче нефти на морском шельфе. Но отдача от того и другого проекта - день и ночь. "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" перечисляет в областной бюджет налогов в сто раз больше, чем "Автотор".

К слову, я горжусь тем, что работал в "ЛУКОЙЛе", что губернатор Владимир Егоров оттуда пригласил меня на работу в администрацию. И я уверен, что в этом мой плюс, а не минус, как считает В. Щербаков.

Собственно, главная проблема "Автотора", на мой взгляд, в том и состоит, что это "чемоданный" бизнес. Завод в считанные дни может быть разобран здесь и заново собран в любом другом месте. Он так и не пустил калининградских корней. Впрочем, Владимир Щербаков такого поворота событий не исключает, намекая на возможность ухода "Автотора" из Калининградской области. Зачем же тогда, весь этот пафос, это мнимое беспокойство о перспективах развития западного края России?

В 1996 году на основании запротоколированного соглашения с администрацией области "Автотор" обещал за короткий срок инвестировать в экономику края 1 млрд долларов. Веерный метод развития производства сулил довести ежегодный выпуск продукции до 50 тысяч единиц машинной техники. Причем не только легковых, но и' грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, велосипедов, различной сельскохозяйственной техники. На деле с конвейеров сходят лишь элитные легковушки в ограниченном количестве.

Поэтому стремление администрации области получить ответ на вопрос - а какова же отдача от льгот, предоставленных "Автотору", не является популистским "наездом". Популизм - это когда г-н Щербаков публично заявляет, будто бы его предприятия производят около 25 процентов валового регионального продукта. А, по официальным данным, доля холдинга в выпуске товаров и услуг в 2002 году составила всего 0,64 процента, а в 2003 году - 2,8 процента. Как говорится, почувствуйте разницу!

Вклад "Автотора" в областной бюджет составляет менее 0,01 процента. Нужно увеличительное стекло, чтобы разглядеть такие показатели. Так чем же тут гордиться?

Разрекламированным им 1 млрд рублей, якобы выплаченным холдингом в виде НДС в федеральный центр? Так эти деньги он себе же и возвращает в цене реализованных машин. Выходит, что вместо "бешеных" денег области, приютившей у себя изобретательный проект В. Щербакова, достаются только жалкие копейки. Не хочу пересказывать слухи, которые упорно ходили и ходят по поводу характера сборки на "Автоторе", об уголовных делах периодически возникающих вокруг этого бизнеса.

Что до самой идеи Особой экономической зоны, то дискредитировать ее, вызвать у московских чиновников желание свернуть льготы, предоставленные Законом об ОЭЗ, могут как раз такие результаты, о которых сказано выше.

Не могу не привести слона из выступления Владимира Щербакова о перспективах, о новой версии Закона об ОЭЗ.

" ...производственный потенциал ... надо поддержать путем льготирования по ряду новых для области налогов... Мы предложили логику, что если сюда вкладываются 10 млн долларов, не в основной капитал, и не в оборотный, а в прямые инвестиции, так называемые капитальные вложения, таким компаниям можно дать на 6-7 лет освобождение от налогов на имущество, от налога на прибыль", - буквальная цитата из телевизионного интервью НТРК "Каскад".

Честное слово, когда такое слышишь, хочется достать где-нибудь томик Карла Маркса, чтобы презентовать его г-ну Щербакову, рассуждающему подобным образом. Может быть, "остепененный" экономист и умеет отличить "национальный доход от национального состава и депозит от дивиденда". Но то, как он смешивает базовые экономические понятия, путает основной капитал и оборотный, прямые и "портфельные" инвестиции - непростительно не только человеку, "обремененному" экономическими знаниями, но даже студенту - первокурснику.

И этот человек был на одной из ключевых должностей в руководстве СССР. Для меня теперь совершенно очевидно, что такого рода руководители как раз и поспособствовали краху той страны.

В. Щербаков жалуется в газете, будто основных налогоплательщиков не приглашают в администрацию области в процессе формирования бюджета, "чтобы узнать планы на следующий год, прикидки по уплате налогов, количеству рабочих мест, зарплате и тому подобному".

Губернатор Владимир Егоров и я постоянно встречаемся с представителями деловых кругов региона, регулярно обсуждаем с ними все вопросы. Более того, в прошлом году мы подписали с калининградским Союзом промышленников и предпринимателей, с профсоюзами трехстороннее соглашение об установлении в регионе более высокого размера минимальной оплаты труда. Так местный бизнес доказал свою социальную ответственность, проявил озабоченность в пополнении доходной части бюджета. Если же г-н Щербаков оказался от всего этого в стороне, так это его проблемы. Видимо, он считает, что " не царское это дело" копаться в региональных заботах. У него, как ему кажется, замах федеральный.

Внезапная публичная активность, прежде за ним не замеченная, объясняется, скорее всего, его желанием обратить на себя внимание федерального центра накануне грядущих перемен, вытекающих из новых инициатив президента. Похоже, что он уже видит себя над областью: "...мы даем федеральные льготы, мы даем федеральные преференции, мы должны иметь федеральную дирекцию, которая это все будет контролировать". Г-н Щербаков необоснованно ассоциирует себя с Правительством России, а мнение калининградцев ему уже ни к чему.

Сожалею, что вынужден пересказывать в газете многие очевидные истины, участвуя в этой навязанной мне дискуссии. Но я не могу оставаться равнодушным, когда человек со стороны, каковым, по сути, является г-н Щербаков, высокомерно дает нашей области незаслуженно низкую оценку.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости