ДОРОЖАЙ, НО ЗНАЙ МЕРУ

ПРИМЕТА верная, подтвержденная временем, - на исходе лета начинают дорожать ГСМ. Происходит это в обязательном порядке как раз накануне уборки урожая и активного формирования запасов топлива в преддверии холодов. Такая "обязательность" нефтяников который уже год наталкивает экспертов и простых обывателей на логичное умозаключение: налицо сговор крупнейших компаний, очень уж синхронно и практически одновременно на всей территории нашей огромной страны начинают на бензоколонках меняться ценники. Так было, например, в прошлом году, точно то же самое происходило и нынче. Хотя темпы удорожания увеличились. В августе и сентябре 2003 года ежемесячно стоимость автомобильного бензина увеличивалась в нашей области на 2,1 процента. В этом году вторая неделя августа была отмечена ростом цен на процент. За весь месяц удорожание составило 3,1 процента. В сентябре темпы выросли. Бензин марки А-76 вырос в цене на 8,9 процента, АИ-92 - на 6,6, АИ-95 - на 8,5 процента.

Росли цены и в соседних регионах. Максимальные показатели в сентябре стоимости бензина А-76 достигнуты в Белгороде - 13,2 процента. В Курске его цена была 10,6 рубля за литр, в Воронеже - 11,28, в Тамбове - 10,98 рубля. На бензин марки АИ-92, АИ-95 наибольшее подорожание в минувшем месяце зарегистрировано в Тамбове, соответственно на 6,9 и 8,5 процента. На начало октября литр АИ-92 в Белгороде стоил 13,87 рубля, в Воронеже - 14,5, в Тамбове - 13,88 рубля. Литр бензина марки АИ-95 в Курске продавался по 15,1 рубля, в Белгороде - 15,7, в Тамбове - 15,38 рубля.

В октябре рост стоимости автомобильного бензина замедлился. В областном центре на 11 октября марка А-76 реализовывалась в среднем за 10,96 рубля за литр, АИ-92 - за 13,86, АИ-95 - за 15,38 рубля, дизельное топливо - за 10,96 рубля. Налицо замедление темпов удорожания ГСМ, но долго ли сохранится эта тенденция?

Даже простой обыватель, тем более автолюбитель, ныне с неподдельным интересом отслеживает по сообщениям СМИ котировки нефти на международных биржах. Понятно, что непрекращающийся рост цен на топливо прямо сказывается на отечественном рынке. Баррель российской нефти Urals перешагнул рекордный уровень в 40 долларов (напомним, что, например, в 1997 году его цена не превышала 9 долларов).

Нельзя однозначно оценить влияние всплеска цен на нефть для нашей страны в целом и на благополучие ее конкретных граждан. Ударными темпами растут золотовалютные резервы ЦБ, очевидно, запланированное до конца этого года превышение 100 млрд. долларов будет достигнуто уже в ближайшее время. Пополняется стабилизационный фонд, который аккумулирует дополнительные поступления от нефтяных пошлин и налогов. Если в начале 2004 года в нем было сосредоточено 106 млрд. рублей, то на 1 августа уже - 267,5 млрд. рублей. К январю в фонде может быть не менее 600 млрд. рублей. Кстати сказать, эти накопления, созданные благодаря мировой нефтяной конъюнктуре, позволили взяться за монетаризацию льгот. Дополнительные средства, поступающие в казну, помогут решать и другие назревшие социальные проблемы.

Но есть и другая сторона у происходящего. Резко увеличилась зависимость экономики от нефтяной отрасли, по мнению экспертов ею формируется уже примерно треть ВВП. При обязательном колебании цен, их снижении залихорадит все народное хозяйство. Не будем забывать, что даже сохраняющийся и в целом положительный для России рост цены на нефть неизбежно отражается на отечественных рынках и затрагивает не только ГСМ, он подстегивает инфляцию на все другие товары и услуги. Поток нефтедолларов не успевает "перевариваться" экономикой. Не случайно недавно принятое Госдумой по предложению правительства двадцатипроцентное увеличение минимального уровня оплаты труда с начала 2005 года встречено профсоюзами не как реальное повышение доходов трудящихся, а как компенсация скачка инфляции.

Который уже год на самых разных уровнях идет поиск таких подходов к развитию нефтяной отрасли, которые бы оборачивались только лишь благом для страны. Однако до настоящего времени четкую политику государству сформировать не удалось. Отвергнуты предложения, как это практикуется в арабских странах, перечислять на счета всех граждан сверхдоходы от продажи нефти. В российских условиях такое распределение признано несущественным, слишком незначительны получились бы суммы. Не находит поддержки и идея о национализации отрасли, как это имеет место

в Норвегии. Однако общепризнано, что ситуация в нефтяной отрасли далека от идеальной, необходимо предпринять комплекс мер, чтобы получить дополнительные доходы, которые можно было направить на развитие экономики, улучшение уровня жизни широких слоев населения.

В середине октября ситуация на отечественном топливном рынке была рассмотрена на заседании Совета Федерации. С докладом на нем выступил председатель комитета СФ по промышленной политике В. Завадников. Он, кроме объективных причин роста цен на нефть - конъюнктуры мирового рынка и увеличение затрат на ее транспортировку, выделил монополизированность топливного рынка, отсутствие конкуренции между производителями ГСМ. По его прогнозам, такое положение дел уже к весне следующего года может обернуться стоимостью литра бензина АИ-95 до 20 рублей (что означает повышение приблизительно на 40 процентов). Такая тенденция крайне негативно сказалась бы на экономике.

Можно ли предотвратить подобное развитие событий?

Парламентарии обещают уже в ближайшее время внести поправки в антимонопольное законодательство и повысить санкции (штрафы) до такого уровня, чтобы они стали чувствительны для нефтяных компаний-монополистов. Кроме того, руководство отдела таможенных платежей Минфина заявило, что с 1 декабря ставка экспортной пошлины на нефть может превысить ТОО долларов за тонну. Еще раньше, с 1 ноября будут дифференцированы пошлины на светлые и темные нефтепродукты. По предварительным данным, они составят на мазут - 45,4 доллара и на светлые нефтепродукты - 57 долларов. Ставки будут рассчитываться, исходя из мировых цен на российскую нефть Urals, умноженных на установленный коэффициент. Однако, как считают эксперты, при нынешнем росте цен даже такие изменения кардинальным образом не повлияют на заинтересованность нефтяных компаний прежде всего отправлять топливо за рубеж. При этом беспокойство не вызывает лишь экспорт мазута, которого производится с избытком.

Руководители нефтяных компаний не могли не отреагировать на шквал критики. В ответ на многочисленные упреки в "Российской газете" 22 октября выступил первый вице-президент ОАО "Лукойл" Д. Тарасов. Объяснил он причины непрекращающегося роста цен на бензозаправках просчетами, допущенными еще в советское время, мол, мало современных нефтеперерабатывающих заводов тогда было построено в России, при распаде СССР значительная часть мощностей оказалась в нынешних странах СНГ. С резким увеличением автопарка обострился дефицит бензина. Объяснил он и почему не строятся новые НПЗ - дорого. Обходятся такие предприятия, ориентированные на глубокую переработку нефти, в сотни миллионов долларов. Как можно оценить такие заявления и сетования на нехватку свободных средств? Невольно вспоминаются покупки олигархами футбольного клуба "Челси", декоративных яиц фирмы "Фаберже", дворцов на Лазурном берегу Франции и в Лондоне...

А стоимость бензина на заправках после некоторого замедления в начале октября вновь начала расти. По данным Росстата, с 1 по 20 октября оптовая цена бензина А-76 подскочила на пять процентов, мазута - на семь процентов.

Как видно, государство все еще не выработало универсальный способ поддержания оптимального баланса между потребностями отечественных потребителей в доступных ГСМ, заинтересованностью нефтяников в получении сверхприбыли от экспорта и пополнением общефедеральной казны. Даже с учетом последних мер продолжающийся рост цен на топливо на мировых рынках обеспечит компаниям-монополистам примерно сорокопроцентное увеличение их доходов, будут расти и золотовалютные запасы, а вот гарантий прекращения роста цен на бензоколонках пока никто дать не может.

В. САНТЫЛОВ.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости