БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Трагические события, происшедшие в России в конце августа - начале сентября, остро поставили вопрос о выработке новых, более эффективных методов и механизмов противодействия терроризму. Эта задача сегодня является важнейшей для всех органов государственной власти нашей страны, для всего нашего общества. Терроризм объявил России войну. Правда, это случилось не сегодня, а много раньше. Но теперь, когда наша страна встала перед выбором, итогом которого будет дальнейшее ее существование, нужна мобилизация абсолютно всех ресурсов и сил. Причем бороться с терроризмом можно (и нужно) не только на "линии огня". Огромное значение имеет искоренение самих корней террора, или, так сказать, превентивные меры в борьбе с ним. А они неразрывно связаны с необходимостью изменить сложившуюся ситуацию в социально-экономической сфере, и прежде всего на Северном Кавказе, где сегодня еще немало нерешенных проблем. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что многие статистические показатели Южного федерального округа значительно ниже как среднероссийских, так и показателей развития других федеральных округов. Так, валовой региональный продукт на душу населения отстает от среднероссийского в 1, 9 раза, а от других федеральных округов - в 1, 4-3, 3 раза; среднедушевая стоимость основных фондов ниже среднего по России в 1, 6 раза и в 1, 4-3, 7 раза ниже, чем в других округах; значительно отстают от среднестатистических и темпы роста инвестиций в основной капитал.

При этом в ЮФО практически самый высокий удельный вес полностью изношенных основных фондов (на 12, 8 процента выше среднего по России), особенно в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство и транспорт. Подтверждением "нездоровья" экономики округа может служить и то, что средние доходы на душу населения в округе на 34, 5 процента ниже, чем в целом в РОССИИ, а среднемесячная заработная плата отстает от российской в 1, 45 раза и в 1, 4-2 раза ниже, чем в других федеральных округах. Уровень безработицы в ЮФО в 2-5 раз выше, чем в других округах. В конечном итоге все это отрицательно сказывается на жизненном уровне населения, дестабилизирует обстановку, создает предпосылки социального недовольства, что, в свою очередь, может сказаться на снижении эффективности антитеррористических мероприятий.

Сколько денег необходимо для ликвидации так называемой экономической составляющей терроризма? Откуда брать эти средства? Должно ли государство в одиночку решать финансовые вопросы или привлекать к решению этой проблемы частные отечественные структуры? Что нужно сделать, чтобы частный бизнес решился инвестировать в регионы с повышенной террористической угрозой? По всему спектру этих проблем "Парламентская газета" намерена организовать ряд "круглых столов", в которых примут участие парламентарии, представители Правительства и бизнеса, известные экономисты и политологи. Сегодня - первая дискуссия.

"Юг России": определимся с задачами

Дальнейшая стабилизация общественно-политической обстановки в Чеченской Республике, а следовательно, и победа в борьбе с терроризмом, немыслима без повышения качества жизни ее населения, скорейшего восстановления и дальнейшего развития собственного экономического потенциала, обеспечения занятости населения и достойного уровня жизни народа. Чтобы заручиться пошатнувшейся поддержкой населения Чечни, террористы спекулируют не только на религиозных и национальных чувствах, но и тяжелом социальном положении людей. Безработица и безденежье, отсутствие ясных жизненных перспектив у чеченской молодежи являются той питательной средой, на которую делают ставку басаевы и масхадовы, считает заместитель Председателя Госдумы, фракция "Единая Россия", Владимир ПЕХТИН. Власть ждет от российского бизнеса прежде всего инвестирования средств в восстановление экономики и социальной сферы...

В этом его поддерживают многие коллеги по парламенту. При этом член Комитета по бюджету и налогам Михаил ЗАДОРНОВ убежден, что борьбой с терроризмом должны прежде всего заниматься властные структуры и правоохранительные органы. "Противостоять террору должно все общество. А вот бизнес стоит в решении этих проблем только на третьем месте. Да и то о его влиянии на решение этой серьезнейшей проблемы можно говорить опосредованно".

"Недоработки, существующие в решении проблем социально-экономического развития регионов Северного Кавказа, используются идеологами международного терроризма в их преступных планах, - говорит председатель Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Виктор ГРИШИН. - Уверен, успешное решение этих проблем невозможно без выработки государственной политики и создания нормативно-правовой базы в сфере государственного регулирования регионального развития.

К сожалению, государственное регулирование регионального развития не является целостным и специально выделенным предметом федерального законодательства. Как следствие, мы получаем, что ни в прогнозных, ни в бюджетных документах не выделены конкретные социально-экономические меры по Северному Кавказу. Федеральная целевая программа "Юг России" не соответствует предъявляемым к целевым программам требованиям, имеет нечеткие цели и задачи, носит описательный характер, страдает отсутствием бизнес-плана и рядом других недостатков. Результаты деятельности по ее реализации в конечном счете не достигают поставленной цели - улучшения социально-экономического положения населения Юга России..."

Нельзя подливать масла в огонь

В свою очередь, член Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей ИВАНОВ считает, что для противодействия терроризму прежде всего необходимо создать законодательную базу, которая позволит эффективно бороться с этим злом и уже после этого говорить о других мерах, в том числе и об участии бизнеса в искоренении причин появления террора.

"На мой взгляд, в любом случае главную роль в этой борьбе должно играть государство. Во всяком случае еще нигде не нашли более эффективной системы борьбы с террором, нежели целенаправленная, методичная работа по его искоренению, - говорит Сергей Иванов. - Вообще, говоря о терроризме, мы должны отдавать себе отчет в том, что сама по себе проблема очень острая. У нас иногда представляют дело таким образом, что терроризм имеет исключительно социальные корни. Но ведь это только одна из причин. Террор сам по себе вырастает из целого комплекса факторов, и социальный момент - лишь один из многих. Кроме него можно назвать религиозную нетерпимость, национальную рознь, расовую неприязнь, да и, в конце концов, культурные различия между этносами и народностями. Дело в том, что терроризм как явление чрезвычайно трудно искореним. К тому же с тем технологическим прорывом, который произошел в течение последних двух столетий, возможность совершения террористических актов возросла в разы. А с развалом СССР в руки террористов попало огромное количество оружия и боеприпасов, контролировать которое практически невозможно.

И здесь, без сомнения, большой бизнес может выступить в качестве помощника государства в искоренении причин терроризма. Безусловно, любые инициативы полезны, но лишь с оговорками. С очень серьезными оговорками. С другой стороны, экономика Северного Кавказа сегодня находится в плачевном состоянии. Безработица в некоторых республиках - пятьдесят и более процентов. Разрушена инфраструктура, не работают предприятия. Практически полностью развалено сельское хозяйство. Не будет большим преувеличением сказать, что Кавказ сегодня скатился в феодализм, где процветает натуральное хозяйство, где нет никакой возможности самостоятельно совершить прорыв и заставить экономику региона работать. Молодежь обречена на прозябание, у нее нет будущего, а настоящее - беспросветно. Именно эти люди сегодня являются подручным материалом для террористов... Потому к идее развития и подъема этих территорий я отношусь положительно, но мне кажется, что государству нельзя пускать эту работу на самотек. Здесь возможен единственный вариант помощи крупного бизнеса в противодействии терроризму: это финансовое участие в государственных программах, которые необходимо разработать для проблемных регионов".

С мнением Сергея Иванова о необходимости решать проблемы борьбы с терроризмом сообща в принципе согласны и другие сенаторы, в частности первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Александр КАЛИТА.

"У нас есть государство, уполномоченные госорганы, и именно они должны непосредственно заниматься ситуацией на Северном Кавказе и должны отвечать за то, что там происходит. А бизнес, если он действительно хочет помочь, может обеспечить наши правоохранительные органы всем необходимым для борьбы с терроризмом. И это действительно важно, чтобы милиционеры были вооружены лучше боевиков, - заметил он. - Другое направление, в котором бизнес мог проявить себя, - это создание инфраструктуры и восстановление жилого фонда в регионах, пострадавших от террористов. Но опять же хочу оговориться, что к такой работе можно допускать только те компании, которые зарекомендовали себя как добропорядочные, никаким образом не связанные с теневыми капиталами. В этом вопросе главное не навредить... Южный регион сегодня раскален до предела, любой искры здесь достаточно, чтобы Кавказ вновь запылал. Поэтому все действия и власти, и бизнеса необходимо сегодня четко координировать и ни в коем случае не пускать дело на самотек".

Однако большинство участников говорили о необходимости сотрудничества власти и бизнеса в социально-экономическом развитии Северо-Кавказского региона. Кстати, как раз относительно такого партнерства шел разговор и на одном из октябрьских заседаний кабинета министров, когда Правительство обсуждало методы привлечения частного капитала к финансированию крупных инфраструктурных проектов. Пока - в сфере транспорта. Идея сформулирована как государственно-частное партнерство во взаимоотношениях власти и бизнеса.

Государственно-частное партнерство

На этом же совещании Правительства премьер Михаил Фрадков заметил: "У нас еще не было опыта публичного совмещения государства и бизнеса, непубличный был, но плохо закончился..." Однако сегодня без эффективного сотрудничества власти и бизнеса уже не обойтись. Тем более что подобное партнерство успешно реализовано уже во многих странах.

"Государственно-частное партнерство имеет серьезные традиции в странах рыночной экономики и осуществляется именно по методу партнерства, а не госзаказа, как это понимается порой у нас, - подчеркнул вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь ЮРГЕНС. - Это социальный заказ, когда бизнес помогает государству в развитии той или другой отрасли экономики, или какого-то инфраструктурного проекта. Партнерство означает, что нужны здравые, юридически проверенные экономические формы, обеспечивающие эффективность реализации проекта. Ярким примером такого рода является строительство многоцелевого перехода (а на самом деле - огромного моста) по морю между Швецией и Данией стоимостью 3 миллиарда долларов. В итоге создалась концессия, куда 50 на 50 вошли государства и частные компании, и осуществившие проект, который окупается в течение 10-15 лет. Есть аналогичные партнерские проекты и в других странах... У нас, безусловно, подобное тоже нужно внедрять в практику. Начиная от трубопроводов, являющихся очень узким местом для развития отечественной нефтяной и газовой промышленности, и заканчивая железными и автомобильными дорогами, водными путями, портами. И все это - огромные затраты, которые возможны только таким методом..."

При этом Игорь Юргенс уверен, что такое партнерство "только и возможно" в решении социально-экономических проблем Северо-Кавказского региона - "иначе произойдет или разворовывание, или разрушение". "Только объединенными усилиями на Северном Кавказе целый ряд инфраструктурных проектов было и логично, и выгодно - и государству, и частнику - осуществлять, - резюмирует он. - Тем более в связи с высоко рисковой зоной на государстве лежит и дополнительная обязанность обеспечить безопасность осуществления этих проектов".

Фактически о развитии государственно-частного партнерства шла речь и на недавнем Международном экономическом форуме в Сочи. В частности, министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что в ближайшее время в Госдуму будет внесен законопроект о концессиях. "Мы не готовы приватизировать монополии, но мы можем передать их в концессии, причем спектр сфер будет разнообразным - от транспортной инфраструктуры до социальных объектов", - подчеркнул министр. Для развития отношений власти и бизнеса это очень важный шаг. Ведь так называемое концессионное соглашение и есть инструмент частного и государственного партнерства, когда государство привлекает к различным проектам частных инвесторов. В данном случае Правительство намерено "уйти" из традиционно опекаемых государством сфер. Прежде всего, как отметил Герман Греф, законодательство затронет объекты ЖКХ, убыточное муниципальное хозяйство, а также транспорт и некоторые другие сферы. В том числе и развитие Северо-Кавказского региона.

Нужна комплексная программа

"Сегодня ни в коем случае нельзя заболтать тему Юга России, как ранее заболтали тему Дальнего Востока и Севера. Но мы за поддержку Юга, а как сидел там без работы дагестанец или аварец, так пока и сидит. Но Юг - это не однообразная территория. Краснодар, Ростов, Ставрополь - одна ситуация, и совсем другая - в республиках. Если мы будем действовать "по средней температуре в больнице", то опять допустим серьезную ошибку. Вся наша работа должна быть направленной и дифференцированной с учетом этих особенностей, - полагает председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Геннадий КУЛИК. - На сегодняшний день выход из сложившейся ситуации, думаю, в том, чтобы повысить уровень занятости населения в этих районах, особенно в республиках, за счет восстановления более высокими темпами сельского хозяйства. Мы уничтожили там, например, животноводство, а значит, ликвидировали рабочие места и традиционный образ жизни многих людей, которые всю жизнь занимались именно животноводством. И сегодня эти люди в растерянности. Они не имеют соответствующей подготовки, чтобы заняться какой-то другой профессиональной деятельностью. Поэтому уверен, что на ближайшую перспективу - год, два, три - задача восстановления сельского хозяйства в регионе - это задача номер 1.

Необходимо сегодня урегулировать и вопрос со ставками и тарифами на электроэнергию по многим республикам Северного Кавказа.Это препятствие, например, для инвестиций, потому что инвестор не пойдет в этот регион с деньгами, если там электроэнергия дороже, скажем, чем в соседнем регионе. Думаю, что надо разработать и принять также целевую программу по водообеспечению и развитию мелиорации. Во многих регионах без этого невозможно сельскохозяйственное производство. И, наконец, самое последнее - необходимо приостановить процесс банкротства сельскохозяйственных организаций в этом регионе".

Впрочем, проблема не только в социально-экономическом развитии (вернее, неразвитости) Северо-Кавказского региона. По мнению депутата от Республики Северная Осетия - Алания, заместителя председателя Комитета Госдумы по физической культуре и спорту Арсена ФАДЗАЕВА, "при разработке превентивных мер противодействия терроризму на Северном Кавказе необходимо определить основные меры, которые следует реализовать комплексно". Таких направлений депутат выделяет несколько.

"Во-первых, это укрепление государственной границы - особенно на юге страны. Во-вторых, необходимо нанести бескомпромиссный удар по коррупции, особенно на уровне органов субъектов Федерации. Требуется также ужесточить санкции за терроризм и пособничество террористам. И наконец, надо перекрыть все каналы финансирования террористических организаций, которые, я полагаю, давно известны. Очевидным является и то, что обеспечение безопасности во многом зависит от эффективности законодательной базы, основным условием которой является единство нормативно-правового пространства России. Однако катастрофически низкий уровень жизни и безработица - крайне благоприятная среда для зарождения и проявления терроризма. И одним из важнейших условий противодействия терроризму на Северном Кавказе является тесное взаимодействие власти и бизнеса, основной задачей которого является прежде всего создание необходимых условий для социально-экономического развития регионов".

Аналогичные проблемы беспокоят и первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Валерия КАДОХОВА. "Здесь - низкий уровень должностной ответственности чиновников, нескоординированность силовых ведомств и сопутствующее отсутствие дисциплины со стороны властных структур, - отмечает он. - Чего греха таить, то есть Миннац в структуре Правительства, то его нет. А экономика, выстроенная на основе ультралиберальных ценностей, отбросила Кавказ на обочину исторического процесса. Дальнейшее непонимание государством необходимости интенсивного социально-экономического развития регионов Кавказа в сложившейся ситуации становится просто непростительным упущением. Проблема социально-экономического развития субъектов Федерации Северного Кавказа делает Кавказ очень уязвимым местом перед лицом надвинувшейся уже на Россию террористической угрозы. России без Кавказа не быть, но и Кавказ без России - это еще более опасная ситуация. Поэтому, считаю, недооценка социально-экономических проблем столь важного для России геополитического региона как раз и есть первопричина нынешнего положения".

Кавказ - геополитически неотделим

О том, что Россия не может существовать без Кавказа, как и Кавказ не может существовать без России, говорили все участники дискуссии. Причем от этого тезиса - как основного - отталкивались для того, чтобы обозначить все проблемы, связанные и с развитием этих регионов, и непосредственно с борьбой с терроризмом.

"По моему глубокому убеждению, Кавказ геополитически неделим. И представляет собой единое целое, - отмечает председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Евгений ТРОФИМОВ. - Исходя из этого должна выстраиваться как внутренняя, так и внешняя политика нашего государства. Сейчас на Северном Кавказе - 13 национально-государственных и административно-территориальных образований. По территории, кажется, регион небольшой, но в нем проживают свыше 20 миллионов человек. И самые сложные узлы, самая питательная база для терроризма существуют именно в этом регионе. И, как сказал Президент России, на этом стратегическом направлении не все у нас сейчас благополучно. На первое место я бы вынес проблему, связанную с созданием рабочих мест. Мне могут возразить: не закончены военные действия, а вы говорите о создании рабочих мест. Да, я говорю об этом, потому что есть целые регионы, города, районы, села, куда бандитов не пускают. Где население несет ответственность за порядок в этих населенных пунктах. Считаю, что в сложившейся ситуации Правительство должно переориентировать свою политику и в первую очередь направить ее на создание рабочих мест. На восстановление и создание рабочих мест можно и нужно задействовать бизнес-элиту. Думаю, что если Правительство и бизнес-элита коренных национальностей открыто пойдут в республику, то туда пойдут инвесторы, в том числе и зарубежные".

О том, что среди основных социально-экономических проблем Северного Кавказа главное место занимает безработица, говорили едва ли не все. Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина ПЕТРЕНКО видит в решении вопросов занятости необходимое условие профилактики терроризма.

"Всегда лучше предупредить преступление, чем потом разбирать завалы и хоронить тела, - утверждает она. - А вопрос о занятости населения в южных регионах России - чрезвычайно больная тема. И в ее решении как раз и мог бы помочь крупный бизнес. У него есть для этого все необходимое. Возрождение производства в проблемных территориях сможет изменить отношение людей к власти. Когда у человека есть работа, дом, семья, он уже не пойдет так просто, обернувшись поясом с взрывчаткой, убивать своих же соотечественников. Создание рабочих мест чрезвычайно важно. Это позволит снять напряженность в регионе. Проведение мониторинга проблемных регионов на предмет возможности создания мест занятости сегодня открыло бы новые возможности как для бизнеса, так и для людей, которые попали в тяжелое положение из-за ликвидации устойчивых экономических связей. Есть и другая проблема, где мог бы помочь крупный бизнес, - это жилищный вопрос. На территории ряда республик велись полномасштабные боевые действия. Очень много домов были разрушены в межэтнических конфликтах, поэтому сегодня эта проблема, проблема восстановления утраченного жилого фонда, стоит как никогда остро... Еще одна сфера применения сил крупного бизнеса - проблема наркомании. Конечно, она не так просто решаема, но ею необходимо заниматься".

От слабой экономики все беды

Ослабленная экономика Северного Кавказа - это "питательная среда для терроризма", убежден и депутат от Чеченской Республики, член Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Ахмар ЗАВГАЕВ.

"В последнее время нам пришлось работать с последствиями террористических актов. А ведь восстановление социально-экономической сферы на Северном Кавказе является одним из основных способов противодействия терроризму, - отмечает он. - Если родители не могут ни одеть, ни обуть, ни накормить своего ребенка, то они теряют моральное право от него что-то требовать, воспитывать его. И что в дальнейшем получится из такого ребенка?! А вот если в регионе появятся рабочие места и люди сумеют удовлетворять свои жизненные потребности, то вряд ли они станут террористами или их пособниками".

"По производству валового регионального продукта на душу населения особенно сильное отставание наблюдается в Ингушетии, Адыгее и Дагестане - в 8, 3 раза ниже среднероссийского. Подсчитано - чтобы выйти на средний уровень по России, большинству регионов Северного Кавказа потребуется от 8 до 20 лет при темпах годового роста в среднем на уровне 110 процентов!" - поддерживает коллегу заместитель председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Заурби НАХУШЕВ Депутат также отметил и тот факт, что в проекте федерального бюджета на 2005 год "целевых средств на Северный Кавказ на сегодняшний день не выделено ни одного рубля". Однако председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий ВАСИЛЬЕВ при этом отмечает рост бюджетных ассигнований по другим направлениям, напрямую связанным с борьбой с терроризмом.

"Бюджетные расходы по разделу "национальная оборона" по сравнению с 2004 годом увеличены на 27, 9 процента. Суровые реальности нашей жизни постоянно заставляют страну модернизировать оружие защиты против своих врагов. Значительно, на 26 процентов, возросло финансирование на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Выделены средства и на финансирование федеральной целевой программы "Антитеррор", свыше двух миллиардов рублей. Скорее всего эта сумма будет увеличена в процессе обсуждения законопроекта о бюджете. При этом особое внимание будет уделяться решению социально-экономических проблем регионов, где непосредственно проводятся спецоперации по борьбе с терроризмом. Необходимо ликвидировать и уничтожать физически не только банды террористов, но и экономические основы зарождения терроризма - бедность, безработицу, отсутствие жилья. Развивать малый и средний бизнес, давать людям возможности найти себя в мирной жизни, получить достойную работу по душе, выращивать хлеб, создавать семью и растить детей. Человек созидающий - уже не будет разрушителем, и ружье перестанет стрелять".

Кстати, относительно бюджетного финансирования недавно высказался и министр финансов Алексей КУДРИН.

"В бюджете этого года у нас выделен один миллион долларов США, и в бюджете следующего года предусмотрен также миллион долларов. В случае необходимости мы можем увеличить данную сумму", - заявил он, говоря о финансировании работы секретариата Евроазиатской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В свою очередь руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор ЗУБКОВ сообщил, что по поручению Президента страны заканчивается работа над национальной концепцией по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, которая будет представлена главе государства в конце ноября. Документ будет содержать в себе предложения об изменении законодательства.

Для инвестиций требуются условия

Поднятие экономики, наращивание производственных мощностей, создание в регионе Кавказа дополнительных рабочих мест - задача действительно очень важная, считает и заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Игорь РУДЕНСКИЙ. По его мнению, это можно осуществить и с помощью крупного бизнеса.

"Например, у предпринимателей есть свои программы развития, которые реализуются в тех или иных регионах страны. Основа для таких проектов - хорошее взаимодействие с региональными властями, недорогое сырье и развитая инфраструктура - все для получения дополнительных доходов и освоения новых рынков, - отмечает депутат, - Однако при этом бизнесмены, как правило, рассматривают вопросы обеспечения безопасности человеческих и материальных ресурсов очень тщательно - даже в Москве руководство компаний всегда при охране. А Северный Кавказ предприниматели пока обходят стороной. Опять-таки из-за вопросов обеспечения безопасности. Круг замкнулся. Ни иностранные, ни российские инвесторы не хотят подвергать риску свои проекты в нестабильных регионах. Конечно, пока еще в этом Северо-Кавказском регионе катастрофически не хватает материальных и финансовых ресурсов. Но созданное новое Министерство регионального развития РФ уже приступило к работе. И министр Владимир Яковлев на первой своей пресс-конференции сказал, что вопросы Северного Кавказа для него будут первоочередными. А не поддержать ли и бизнесменам своим личным участием или выделением корпоративных грантов разработку таких программ по Северо-Кавказскому региону в этом министерстве?.."

Тезис о том, что поднятие экономики Северного Кавказа - это и есть один из важнейших элементов противодействия терроризму, поддерживается всеми. Причем у парламентариев есть конкретные предложения.

"Экономическим развитием региона определяется и уровень жизни людей. Экономика Чечни за время военных действий была сильно разрушена. И теперь жителям этой республики надо дать возможность работать, чтобы они не искали заработок в незаконной деятельности. А для этого нужно создавать рабочие места, привлекать в Северо-Кавказский регион предпринимателей, заинтересованных в рабочей силе. Бизнес же пойдет в эти субъекты Федерации, если государство создаст для этого условия, простимулирует предпринимателей, привлечет компании. Ушли в прошлое те времена, когда в нашей стране строили только государственные фабрики и заводы. Сейчас надежда в основном на предприятия частного бизнеса, - отмечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил ГРИШАНКОВ. - А потому мы уже обратились к Правительству с просьбой оказать эффективную помощь в финансовом оздоровлении экономики субъектов Южного федерального округа. В частности, для предприятий, которые работают на территории Северного Кавказа, надо снизить налоговое бремя по налогу на прибыль, чтобы полученные доходы могли идти на техническое перевооружение и модернизацию производства, разработку и освоение новой продукции, подготовку и обучение кадров, Также эти предприятия следует освободить от таможенных пошлин на импортные материалы и запасные части оборудования. Для того чтобы бизнес пришел в Северо-Кавказский регион, одних деклараций мало. Это все прекрасно понимают. Поэтому надо срочно действовать. И хотя частные предприниматели, естественно, опасаются террора, однако если со стороны государства будут сделаны такие серьезные протекционистские шаги, то, соразмерив выгоду и риски, бизнесмены пойдут на Северный Кавказ".

"Само государство должно создать благоприятные условия для привлечения капиталов на Северный Кавказ, - считает в свою очередь заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Алексей МИТРОФАНОВ. - Если в этом напряженном регионе будут восстанавливать электростанции, прокладывать дороги, заниматься строительством, то появятся и вложения бизнес-структур. Так что само государство должно восстанавливать экономику Северного Кавказа, и бизнесмены туда устремятся автоматически. Однако от бизнеса в условиях борьбы с террором следует потребовать выполнения новых требований, которые надо четко сформулировать. Например, это касается отмывания денег, выбора партнеров для заключения сделок, а также сообщения в соответствующие органы о подозрительных сделках. А если это будет выгодно - они сами туда пойдут".

***

Одним словом, проблема социально-экономического развития Северного Кавказа, согласились в итоге все участники дискуссии, организованной "ПГ", - одна из основных в списке приоритетных задач, которые должна решать сегодня власть в борьбе с терроризмом. Ведь только искореняя в зародыше причины возникновения этой чумы XXI века, можно добиться успехов и не допустить ее распространения по всей России,

"Наверное, можно говорить о том, что в стране объявлена чрезвычайная ситуация: все политические решения направлены на укрепление государственности и мобилизацию нации перед лицом общей опасности. Предприниматели России не могли остаться в стороне от той огромной волны солидарности с пострадавшими во время недавних терактов, которая охватила весь мир. В заявлении, сделанном по горячим следам Беслана, известные российские бизнесмены особо подчеркнули, что намерены активно содействовать государству в преодолении последствий случившегося. Элита отечественного бизнеса пообещала предоставлять для борьбы с терроризмом финансовые и организационные ресурсы своих компаний. И уже есть немало конкретных примеров осуществления заявленных намерений, - констатирует заместитель Председателя Госдумы, председатель Комиссии Госдумы по проблемам Северного Кавказа Владимир КАТРЕНКО. - Поэтому высоко оцениваю заявление руководства Российского союза промышленников и предпринимателей о готовности бизнес-сообщества принять участие в разработке программы экономического развития этого региона. Пока Северный Кавказ остается в числе беднейших в России, с высоким уровнем безработицы, он будет представлять заманчивое поле деятельности для вербовщиков террористических банд. Для того чтобы решительно покончить с этим, нужны не одни только оперативные меры. Следует создавать все необходимые, в том числе и экономические, условия, призванные ликвидировать сами основы терроризма. И здесь помощь предпринимателей, бизнесменов может оказаться поистине бесценной. Существует, правда, у некоторых представителей власти соблазн принятия "простых решений". Например, есть идея обложить предпринимательское сословие своего рода "налогом на борьбу с терроризмом". Уверен, что это было бы самой настоящей профанацией "всенародного сплочения". Ибо для бизнеса лучший способ консолидироваться с обществом и властью - более быстрое развитие экономики, создание новых рабочих мест. Для этого капитал надо инвестировать, а не раздавать на латание дыр. В этом вижу важнейшее условие участия бизнеса в нашей борьбе с общей опасностью".

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости