Он похож на УК: никогда не устроит тех, чей бизнес связан с "переходом" границы
Подробности
ЧЕРЕЗ полгода Таможенный кодекс, похоже, снова ожидают серьезные поправки. По крайней мере участники парламентских слушаний, посвященных первому году работы этого документа, решили обобщить все возникшие претензии и вынести их на суд депутатов в июле 2005 года. Напомним, что Таможенный кодекс действует с 1 января 2004 года. "Разбор полетов" начали с приятных итогов. Сегодня лочти 98 процентов всех товаров и транспортных средств оформляются таможней в отведенные кодексом три дня. Другой важный момент - переход от тотального контроля к системе управления рисками. Если в 2003 году почти 90 процентов всех товаров подвергались досмотру, то в 2004 году количество проверок сократилось до 60 процентов. Создание стабильных и понятных для бизнеса таможенных правил позволило увеличить как товарооборот, так и платежи в бюджет. На этом комплименты в адрес Кодекса закончились.
Представитель легкой промышленности назвал обсуждаемый документ "кодексом контрабандиста". В основном гневные выпады были направлены против статьи закона, позволяющей россиянам (физическим лицам) беспошлинно провозить через границу для личного пользования до 50 килограммов товаров на сумму 65 тысяч рублей. Этими льготами, по мнению работников легкой промышленности, неограниченно пользуются "челноки". Они пересекают границу по нескольку раз в неделю. И неудивительно, что сегодня российский рынок на 60 - 80 процентов наводнен неучтенным азиатским и итальянским импортом. Именно поэтому необходимо внести изменения в Кодекс: распространить льготы по беспошлинному провозу товаров физическими лицами только на несколько поездок в год и почти вчетверо сократить необлагаемую пошлинами сумму с 65 тысяч рублей до 500 долларов.
А вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Евгений Судаков посетовал на то, что таможенники не справляются с предоставленными им полномочиями - сопровождать транзитные грузы по российским дорогам. И перекладывают их на посредников, что в Кодексе не предусмотрено. По данным Судакова, порой цена за такой коммерческий "конвой" доходит до 2 тысяч долларов.
Много на парламентских слушаниях говорилось об электронном декларировании товаров. В принципе Кодекс закрепил правовую базу для перехода от эксперимента к практическому применению этой прогрессивной технологии. Но детально ни статус, ни методы хранения, ни механизмы передачи электронной информации не прописаны. На практике таможенники сегодня требуют от предпринимателей одновременно и электронные, и бумажные носители. А себестоимость только одного таможенного документа обходится бизнесменам в 10 - 15 долларов. И таких документов только по одной сделке приходится представлять до 20 - 25. Когда же речь зашла о том, что статья 68 Таможенного кодекса о применении упрощенных процедур таможенного оформления для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности практически не работает, на трибуну вышел сотрудник Американской таможенной палаты Константин Антипов. И подлил масла в огонь словами, что доступ к "упрощенке" с многочисленными препонами получают даже всемирно известные международные корпорации. Дело в том, что новый Таможенный кодекс предоставляет такую возможность только компаниям, которые безупречно работают на российском рынке не менее трех лет. И многолетняя безупречная репутация на мировом рынке для российских таможенников, похоже, не аргумент. Кстати, для зампреда Федеральной таможенной службы Юрия Азарова, присутствовавшего на слушаниях, все эти высказывания новостью не стали. Он заметил, что в его ведомстве тоже думают над возникшими проблемами. Все замечания будут обобщены и, возможно, уже к июлю 2005 года вынесены на рассмотрение Госдумы.