Так считает заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, член Комитета Совета Федерации РФ по делам СНГ Виктор СТЕПАНОВ, рассуждая в беседе с журналистом "СВ" о состоянии российско-белорусской интеграции и некотором замедлении процессов союзного строительства.
- Можно по-разному относиться к Союзному государству. Но при этом следует объективно смотреть на реально идущие процессы и явления. Если исходить из того, что без границы государства не бывает, то существующая общая граница - один из главных признаков нашего Союзного государства. Обустройство ее финансируется из союзного бюджета, с участием известной организации ТАСИС. Это подтверждает тот факт, что общая граница Союзного государства получила мировое признание.
Необходимо привести и другие примеры интеграции двух государств. В частности, в области машиностроения, осуществлении перевозок по железной дороге и автомобильным транспортом... Налицо серьезные подвижки в союзном строительстве. Может, не всегда такие, какие хотелось бы иметь, но они намного значительнее, чем в отношениях России с другими странами СНГ.
Но строить, как и ломать, всегда сложно и не просто. За одну ночь можно было построить беловежскую стену между народами, а также разрушить то, что создавали эти народы столетиями. Разрушить теперь эту стену достаточно сложно.
Но Европа ведь тоже не сразу строилась. Вспомните Ленина, к наследию которого сейчас не часто обращаются: он еще в 1913 году написал известную статью о Соединенных Штатах Европы. С тех пор прошло около ста лет, а общеевропейская Конституция принята только теперь.
НАРОДЫ и руководители наших стран настроены на сближение, на интеграцию.Проведи мы сегодня референдум, который предложил бы людям заново построить границы, таможенные посты, уверен, что они выступили бы против этого. Только безумец может голосовать за разъединение народов. Поэтому нельзя говорить, на мой взгляд, о замораживании процесса союзного строительства, но следует согласиться с тем, что он серьезно замедлился. Конечно, хотелось, чтобы выполнение Договора о создании Союзного государства шло более эффективно.
Будучи управляющим делами Исполкома Союза Беларуси и России, я в свое время принимал активное участие в его разработке. До этого уже было подписано ряд соглашений президентами Лукашенко и Ельциным: о равных правах граждан, о равных условиях хозяйствования. Они, как и Договор о создании Союзного государства, во многом выполнены, но, к сожалению, самые главные их положения до сих пор не реализованы. Прежде всего, речь идет о правах граждан. Если посмотреть на соответствующие статьи союзного Договора, которые автоматически переносятся в любой вариант проекта Конституционного Акта, то мы уже сегодня являемся гражданами единого государства и должны иметь единый документ, удостоверяющий личность гражданина Союзного государства. Так, по крайней мере, гласит Договор. Но до сих пор не было даже попыток внести предложения по проекту документа, по которому белорусы без проблем устраивались бы в России на работу на основании соглашений о равных правах граждан, россиян не "трясли" бы на белорусских дорогах, не собирали бы мзду за проезд по ним и так далее. Такие нарушения, к сожалению, допускаются и с одной, и с другой стороны. Чаще всего это происходит по вине исполнительных властей Беларуси и России. Поэтому нам, союзным парламентариям, необходимо строже контролировать эти вопросы. Фактически сегодня не нужно "реализовывать" Договор, его надо просто выполнять. Если мы это сделаем хотя бы на 99 процентов, то это будет хорошая интеграционная основа для принятия Конституционного Акта, иных нормативно-правовых актов Союзного государства.
При этом не следует возводить в ранг принципиальных проблем отдельные различия, имеющиеся между нашими странами. Разность экономик, скажем, или различия в уголовных законодательствах. Возьмем те же Соединенные Штаты Америки. Там в одних штатах, например, применяется смертная казнь, в других нет. В СССР также были различия между республиками. Так почему же в Союзном государстве в отдельных его частях не может быть разницы в законодательстве? Не следует всех подгребать под одну гребенку, по солдатскому принципу: есть, стоять, бежать! А если ошибутся те, кто будет у власти сегодня или завтра?
В СОЮЗНОМ строительстве должен присутствовать истинный принцип демократии. Как известно, от разглагольствования о демократии она в обществе не утвердится. Суть в том, чтобы соблюдать принцип демократии, по которому строится ЕС, по которому построено большинство федеративных и унитарных государств, в том числе Швейцария, Соединенные Штаты, Австралия и другие. Не следует уходить от этих принципов и не пытаться навязать волю, вроде большинства меньшинству. Белорусы и россияне - это не меньшинство с большинством в Союзном государстве. Это равные народы, с равными правами, члены Организации Объединенных Наций, со своим суверенитетом, со своим суверенным правом выбора. Диктовать здесь какую-то одностороннюю волю никак нельзя. Конечно, у союзников могут быть разные подходы, разные взгляды. Но все это, в конце концов, притирается. И если, скажем, российские пути оказываются более эффективными, то только глупые в своей практике не применят то, что более эффективно. Но, если, скажем, организованная преступность, коррупция в России значительно выше, чем в Беларуси, а это сегодня - факт, то зачем нам навязывать нашу систему другой стране - участнице Договора.
ЧТО КАСАЕТСЯ перспектив Союзного государства, то я остаюсь оптимистом и считаю: альтернативы ему в судьбе наших народов просто нет. Думаю, это понимают и политики, и президенты, и премьер-министры, и депутаты.