На встрече министра промышленности и энергетики Российской Федерации В. Христенко с Т. Донахью - президентом и председателем Торговой палаты США - обсуждались вопросы вступления России в ВТО, перспективы развития российской экономики и промышленности, социальная ответственность российского бизнеса и пр.
Не случайно в Торговой палате (ТП) США заинтересовались именно этими вопросами. Дело в том, что в нее входят представители деловых кругов Америки - потенциальные инвесторы России. И ответы на задаваемые вопросы помогают им оценить риски при инвестировании в российский промышленный комплекс.
Пожалуй, основной вопрос, который волновал американских бизнесменов, что такое социальная ответственность бизнеса в российском понимании, так как последнее время в российских СМИ эта тема постоянно обсуждается. В. Христенко заявил, что "призыв к социальной ответственности бизнеса - это призыв к исполнению своих обязательств перед государством. Социальная ответственность бизнеса не есть насильственная благотворительность в те сектора, в которые укажет государство. Эта позиция продиктована тем неудовлетворительным уровнем исполнения налогового законодательства, которое мы видим сегодня. Бизнес должен четко платить налоги, а государство уже эти средства будет расходовать на социальные проекты". Представители американского бизнеса высказали удовлетворение ответами министра, поскольку в США социальная ответственность бизнеса давно уже стала привычным понятием. Большое место на встрече было уделено российско-американскому сотрудничеству. То, что это обсуждалось именно на встрече с президентом и председателем американской Торговой палаты - не случайно. Дело в том, что в США ТП - одной из самых могущественных и эффективных лоббистских организаций.
Впервые о необходимости создания организации, которая объединила бы представителей бизнес-кругов, заявил в 1911 году президент США У. Тафт. Поддержав его инициативу в апреле 1912 года представители 700 коммерческих и торговых организаций объявили о создании Торговой палаты США. В настоящее время в ТП входят более 3 млн представителей деловых кругов, 3 тыс. региональных и местных палат, 830 ассоциаций и более 90 американских ТП за рубежом.
Торговая палата США проводит активную промышленную политику, направленную на повышение конкурентоспособности американской продукции на внешнем рынке, развитие инновационной сферы. Вместе с тем это и общественный орган, который занимается не только поддержкой американских производителей.
На встрече много говорилось о том, что Торговая палата поддерживает намерение России вступить в ВТО, и будет всячески этому способствовать при принятии решения американским Конгрессом. В связи с этим В. Христенко выразил надежду, что переговоры находятся в заключительной стадии. Министр отметил, что "для многих секторов российской экономики это является очень мощным стимулом для развития, но вместе с тем задачи присоединиться любой ценой у России нет. ВТО - глобальное внешнее обстоятельство для развития России".
В целом по итогам встречи стороны пришли к обоюдному решению развивать экономическое сотрудничество. И не только в тех отраслях, где уже оно осуществляется (ТЭК, автопром), но и в рамках таких отраслей, как авиастроение и атомная энергетика.
***
СПРАВКА "ПЕ": По данным ГТК России, взаимный оборот России и США в 2003 году составил $7,1 млрд, а в первом полугодии 2004 года - $4,03 млрд, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14%. Несмотря на то, что более 80% от общего объема поставляемой в США российской продукции приходится на сырье и полуфабрикаты, постепенно центр тяжести смещается в сторону продукции первичной переработки. В первую очередь, это топливо, минеральное сырье и продукция черной и цветной металлургии. Вместе с тем компании США занимают одно из лидирующих мест среди зарубежных фирм по объему накопленных инвестиций в экономику России. В то же время нельзя не отметить тенденцию понижения инвестиционных поступлений из США (по сравнению с 2003 годом США опустились на две позиции по объему накопленных инвестиций и занимают сейчас 6-е место среди стран, инвестирующих в Россию) на общем фоне растущего интереса многих других стран. Большая часть американских инвестиций по-прежнему поступает в нефтегазовый сектор. Совместные проекты охватывают освоение и добычу углеводородов, производство современного оборудования. Продолжается сотрудничество в автомобильной, аэрокосмической, пищевой и табачной отраслях.