Экономика

ПОЯВИЛАСЬ НАДЕЖДА НА ОБНОВЛЕНИЕ ДОРОГ

Но даже и в новых условиях это будет слишком долгим процессом

Е.СТАРОСТИНА

В течение последних одного-двух лет автовладельцы Баку уже успели несколько попривыкнуть к тому,

что периодически движение на самых востребованных в городе трассах затрудняется либо из-за возобновления дорожной разметки, либо благодаря обновлению дорожного полотна. Более того, кто-то, уже примелькавшись и без острого чувства восторга, ездит по отремонтированным дорогам - но только местами.

Так, согласно последнему "юбилейному" отчету городской исполнительной власти, в течение последних двенадцати месяцев в Баку отремонтировано автодорог общей протяженностью 184, 142 тыс. метров, общей площадью 2 867, 686 тыс. кв. м, на что из госбюджета было выделено около 25 млрд. манатов.

Также за год были отремонтированы дороги, соединяющие села и поселки вокруг Баку общей протяженностью 89, 730 тыс. метров и общей площадью 1 055, 643 тыс. кв. м. На эти цели было израсходовано 80 млрд. манатов.

Но наверняка всем известно, что стоит только свернуть с ведущей трассы на дороги, расположенные внутри жилых массивов, приходится резко сбрасывать скорость и лавировать между ухабами, опасаясь за свой передок. Еще хуже обстоят дела с дворовыми дорогами - там, в буквальном смысле слова, водителям приходится демонстрировать чудеса изворотливости, выбирая между ямами глубокими и очень глубокими - и этот слалом не вызывает, в отличие от катания на горных лыжах, никаких приятных ощущений. Примерно так же дела обстоят и с дорогами в регионах - стоит только свернуть с основного, более-менее накатанного маршрута, сразу же начинается девятибальная качка.

Все эти неприятности представляют собой резкий контраст рядом с отреставрированными дорогами - например, частично восстановленной трассой в направлении Сумгайыта и границы с Грузией, а также - возвращаясь в столицу - рядом с полутора десятками обновленных трасс.

Понятно, что требовать полного ремонта всех, без исключения, дорог в республике несколько самонадеянно - средства на это необходимы не маленькие, и главным вопросом остается их поиск. Здесь укажем, что реконструкция региональных трасс должна осуществляться на средства государственного бюджета, а ремонт и поддержание в надлежащем состоянии городских дорог - силами муниципалитетов.

В обоих случаях изначальным источником денег являются автовладельцы, налог на движимую собственность которых должен направляться исключительно на обновление автодорог. Здесь отметим, что существует опыт, когда средства, собираемые с автовладельцев, аккумулируются в соответствующем Дорожном фонде, однако в Азербайджане эта практика себя не оправдала, и понятно почему.

В настоящее время деятельность муниципалитетов по ремонтированию входящих в зону их влияния автодорог остается невидимой, несмотря на то, что, по некоторым данным, налог, взимаемый с автовладельцев, составлял четверть всего годового бюджета муниципалитетов - и это при том, что многие собственники авто не имеют представления об этом налоге и не платят его.

Единственный вывод, который можно было сделать из сложившейся ситуации - это вернуть сбор налога, взимаемого с автотранспортных средств, находящихся в собственности физических лиц, в государственный бюджет, а полномочия по сбору этой пошлины сохранить за Министерством налогов. Такой вывод и был сделан, как следствие, в прошлом месяце на рассмотрение национального парламента был передан проект изменений и дополнений в Налоговый кодекс, согласно которому сбор дорожного налога возвращается в функции государства, а средства будут поступать непосредственно в госбюджет.

Таким образом, полномочия муниципалитетами по взиманию налога на автотранспортные средства автоматически могут быть упразднены, и после утверждения поправок к НК сбор данного налога сохраняется за Министерством налогов.

Уходя несколько в сторону, заметим, что противники проекта поправок к НК делают упор на то, что "отъем" у муниципалитетов одного из основных источников дохода следует расценивать как очередное ущемление прав и финансовой свободы последних. Здесь же вспоминается тот факт, что в последнее время фактически в полную собственность городской исполнительной власти перешли и средства, собираемые с дневных автомобильных стоянок, юридически подведомственных муниципалитетам. Согласно статиске, только в течение прошлого года доходы 2 653 муниципалитетов Азербайджана составили 55 472, 1 млн. манатов, что на 56, 7% меньше прогнозируемых поступлений. Однако при взгляде на муниципальные автодороги это возражение не кажется нам веским.

Можно было бы предположить, что в дальнейшем средства на ремонт муниципальных дорог будут поступать напрямую из государственного бюджета, в рамках дотаций, выделяемых муниципалитетам. Однако стоит вспомнить, что из общего объема данной расходной статьи госбюджета на 2004 - в размере 10 млрд. манатов - до настоящего времени выделено порядка половины от этой суммы. Согласно последним данным, дотации муниципалитетов в будущем году также определены в объеме 10 млрд. манатов, иначе говоря, средства на ремонт муниципальных дорог не предусмотрены, хотя и существует вероятность пересмотра этой расходной статьи после принятия поправок к НК, и только в том случае, если за муниципалитетами сохранится эта обязанность. Есть и другой вариант, и он кажется специалистам более действенным, нежели доверие к муниципалитетам - это передача полномочий по ремонту всех автодорог непосредственно государству. Таким образом, государство будет расходовать средства на ремонт муниципальных дорог непосредственно из бюджета, однако вероятность такого развития событий крайне невелика. Кроме того, нововведение распространяется и на районные муниципалитеты, где и вовсе исключается обновление дорожной инфраструктуры за счет государства.

Положительной стороной вопроса нам видится то, что в целом передача сбора автотранспортного налога в ведение Минналогов будет означать более своевременный сбор средств, и более того, увеличение абсолютного объема налоговых отчислений по этой линии.

Это то, что касается поиска средств на ремонт муниципальных дорог. Относительно прочих госдорог следует указать, что существует дорожный налог, взимаемый с грузоперевозчиков. Технически собираемые по этой линии деньги должны направляться на ремонт всех прочих автодорог. Здесь укажем, что, согласно принятым в сентябре коррективам налогового законодательства, с начала будущего года зарубежные грузоперевозчики будут платить в Азербайджане дорожный налог в размере 40 долларов не за неделю, а за две недели пребывания в стране транспортных средств, которые имеют до четырех осей. Аналогичное увеличение срока пребывания касается и автомобилей с четырьмя и более осями, которые платят 80 долларов. Отметим, что в настоящее время грузоперевозчик, задержавшийся в Азербайджане более недели, уже обязан платить налог по месячной ставке. Для транспортных средств, число осей которых не превышает четырех, эта сумма составляет 140 долларов, для машин с четырьмя и более осями - 280 долларов.

Таким образом, следует ожидать, что сумма сборов данного налога может снизиться. Однако в правительстве считают, что принятая парламентом поправка будет стимулировать иностранных грузоперевозчиков, осуществляющих перевозки в Азербайджан, и позволит привлечь дополнительный транзит. Но не стоит забывать, что в настоящее время объемы транзитных перевозок сохраняются на достаточно невысоком уровне - так, за январь-сентябрь по территории Азербайджана было перевезено 5 652 тыс. тонн различных грузов, преимущественно автомобильным транспортом. Эксперты прогнозируют в лучшем случае десятипроцентный рост перевозок автотранспортом с нового года. Это означает, что доходы госбюджета по линии этого налога практически не изменятся, более того, они могут сократиться, так как срок пребывания в стране грузоперевозчиков в среднем составляет полторы недели - а следовательно, уменьшится и объем средств, предназначенных для ремонта автодорог.

Итак, возврат налога, взимаемого со владельцев автотранспортных средств - физических лиц, в госказну вместе с налогом на грузоперевозчиков означает, что в будущем году средства на реконструкцию и профилактику автодорог, как муниципального, так и межрегионального значения, будут централизоваться в государственном бюджете. Все это ставит перед государством определенные обязательства - поскольку практически все средства, логически собираемые на поддержание автодорог в надлежащем состоянии, отныне поступают в госбюджет, правительство стоит перед необходимостью самостоятельно заниматься этой работой. Мы не хотим сказать, что до настоящего времени ремонт дорог не проводился, но теперь нет повода для отказа от восстановления "периферийных" трасс и внутрирайонных дорог - поскольку муниципалитетов это больше не касается.

Все это замечательно при одном условии, что кроме направляемых на ремонт дорог средств, собранных с автовладельцев и грузоперевозчиков, из госбюджета будут выделяться дополнительные средства. Заметим, что этому есть определенные предпосылки - в частности, рекомендации Международного валютного фонда относительно использования дополнительных бюджетных средств касаются инвестирования избыточных денег в госпроекты, в том числе и обновление дорожной инфраструктуры. Подразумевается, что этот маневр, в противовес более социальному повышению заработных плат работников бюджетной сферы и соцпособий, позволит замедлить темпы инфляции в стране.

Здесь укажем, что в составе расходных статей бюджета-2005 на поддержание внутриреспубликанских дорог будет выделено уже 150 млрд. манатов, что более чем в два раза превышает финансирование этой отрасли в текущем году. Также предполагается привлечь до 20 млн. долларов инвестиций в эту сферу. В результате расходы на реконструкцию автодорог в совокупности могут достигнуть 50 млн. долларов, или порядка 250 млрд. манатов. Сопоставим теперь эти цифры с расходами на ремонт дорог мэрии Баку, то есть со 105 млрд. манатов, и с объемом работ - то есть с 273, 8 тыс. метров отремонтированных дорог площадью 3 923, 3 тыс. кв. м (и это только для бакинских дорог, то есть относительно хорошо сохранившихся) - приходим к выводу, что процесс полного обновления дорожной инфраструктуры потребует еще не одну сотню долларов и не один десяток лет.

ЧАСТНЫЙ СЕКТОР ПОЛУЧИЛ ДОСТУП К КРЕДИТАМ АЗИАТСКОГО БАНКА

Также подписано соглашение о предоставлении очередного гранта

ФУАД

Азербайджанские предприниматели отныне могут воспользоваться финансовыми средствами Азиатского банка развития (АБР). Несмотря на то, что сотрудничество между Азербайджаном и АБР началось еще с 1999 года, выдача кредитов для нашей страны осуществлялась лишь в случае предоставления государственных гарантий.

Подписанное на днях в Министерстве экономического развития Рамочное соглашение "О проведении финансовых операций в частном секторе" между правительством Азербайджана и представителями АБР позволяет юридическим и физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, получать кредиты без предоставления правительственных гарантий.

Это имеет весьма важное значение для развития частного сектора, с учетом того факта, что кредиты под правительственные гарантии не охватывают коммерческие проекты и направлены в целом на улучшение инфраструктуры.

Напомним, что о готовности соглашения к подписанию было заявлено еще во время открытия представительства АБР 8 ноября. Принявший участие в церемонии открытия представительства руководитель департамента АБР по Восточной и Центральной Азии Мухаммед Тусним тогда отметил, что процентные ставки по кредитам для предпринимателей будут составлять либор плюс процентная ставка, которая будет рассчитываться на основе инвестиционного риска страны. В рамках проекта, выданного предпринимателем, АБР может представить также грант для технической проработки некоторых моментов. Кроме того, предусматривается, что сам кредит будет не краткосрочным, а долгосрочным.

Отметим, что Азербайджан, по линии сотрудничества с АБР, входит в группу, включающую Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Монголию и западный регион Китая.

Сотрудничество с АБР осуществляется в рамках Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). Основными приоритетными направлениями сотрудничества азербайджанского правительства и АБР являются транспорт, энергетика, коммунальные сферы, а также оказание технической помощи беженцам и пострадавшим от различных природных катаклизмов.

Кроме того, как отметили в МЭР, произошло подписание еще одного соглашения азербайджанского правительства с АБР: "Письмо - соглашение о предоставлении технической помощи для управления планируемыми мероприятиями по берегоукрепительным работам на селеопасных реках в Азербайджане по проведению противоселевых работ в бассейнах рек". В соответствии с ним АБР выделяет $500 тыс. Исполнителем данного соглашения будет выступать Государственное агентство по мелиорации и водному хозяйству при Министерстве сельского хозяйства.

Как отмечает агентство "Тренд", финансирование будет осуществлено из средств Специального фонда Японии на определение рамок среднесрочного и долгосрочного контроля над наводнениями. Пока данный проект является единственным, по которому между Азербайджаном и АБР уже было подписано кредитное соглашение - при общем бюджете в $29, 35 млн. Совет директоров АБР выделил $22 млн., а доля правительства составляет $7, 35 млн. Кредит Азиатским банком выдан на 32 года с 8-летним льготным периодом и 1% годовых в течение 7 лет и 1, 5% - в остальные годы. Для начала работ необходимо утверждение кредитного соглашения президентом Азербайджана.

Проект "Берегоукрепительные работы на селеопасных реках в Азербайджане" охватит 12 районов страны, 76, 8 тыс. га земли с населением 215, 3 тыс. человек, 5 городов и 43 села. Он будет реализован в Агсуинском, Астаринском, Балакенском, Габалинском, Гахском, Гейчайском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском, Загатальском, Гусарском и Шарурском районах страны.

В рамках проекта предусмотрены мероприятия по повышению потенциала вовлеченных в него министерств и организаций. Срок реализации проекта истекает в марте 2008 года.

Напомним, что в ноябре 2004 года с АБР были подписаны грантовые соглашения по оказанию помощи в функционировании антимонопольного законодательства - $250 тыс. и повышению потенциала Министерства экономического развития - $600 тыс. Также планируется подписать грантовое соглашение по проекту развития раннего детства в размере $600 тыс.

Пока Азиатский банк выделил Азербайджану гранты на $10, 5 млн по 18 различным проектам, включая два новых, уже подписанных грантовых соглашения. Планируется подписать еще 10 грантовых соглашений, что увеличит количество грантов, выделяемых Азербайджану, до 28. Таким образом, общий объем грантовых средств АБР для Азербайджана составит 17 млн. долларов.

Помимо этого, до 2006 года АБР планирует выдать Азербайджану в виде кредитов $77 млн. Банк также планирует предоставить кредит на реализацию проекта реконструкции водоснабжения в трех районах Азербайджана в размере $30 млн. и еще $25 млн. - на развитие микрофинансирования. Общая стоимость реализации этих проектов, с учетом госдоли, составит 100 млн. долларов.

В 2005 году Азиатский банк подготовит новый пятилетний план стратегии и программу по Азербайджану на 2006-2010 гг.

СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЕПРОВОДА BTC ПРЕВЫСИТ БЮДЖЕТ САМОГО ПРОЕКТА

Затраты на строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC) превысят бюджет данного проекта. Об этом, как передает агентство "Тренд", сообщил журналистам президент ГНКАР Натик Алиев. По его словам, на сегодняшний день в рамках проекта затрачено более $3 млрд.

Ранее предполагалось, что на строительство трубопровода BTC в целом потребуется $2, 95 млрд. (общая стоимость проекта составляет $3, 6 млрд., включая проценты по кредитам и расходы на заполнение трубопровода). "Проект выйдет за рамки бюджета, так как имели место значительные задержки строительных работ в Грузии и Турции", - сказал он.

По его словам, в Турции задержки были вызваны несвоевременным выполнением задач, в особенности организационных. "Ввиду сложности турецкого участка нефтепровода надо было заранее заказывать все материалы, оборудование, подсчитать количество рабочей силы - все это было сделано с большим опозданием, так как не был вовремя санкционирован проект в части его финансирования из-за противников BTC, которые и сейчас пытаются помешать его строительству", - сказал глава ГНКАР. По его словам, удорожание проекта, которое "может выйти на 5 или на 7%", не происходит по вине его заказчиков или подрядных компаний. "У нефтепровода BTC очень сильные противники, которые, применяя все возможные и невозможные методы, пытаются помешать строительству. В результате мы потеряли много времени, что и приводит к удорожанию проекта, а не чья-то плохо выполненная работа", - подчеркнул он.

H.Алиев также сообщил, что строительство нефтепровода находится на самой последней стадии - уже выполнено 98% всех работ. В Азербайджане строительные работы практически завершены, осталось построить ряд переходов через железнодорожные пути и через реку Кура, а также провести испытание и тестирование насосно-компрессорных станций. На территории Грузии осталось сварить 3 км трубопровода. В Турции работы идут очень хорошими темпами, и, по заверениям турецкой стороны, должны быть полностью завершены в марте 2005 года.

Однако, по словам H.Алиева, в Турции работы на насосно-компрессорных станциях BTC не будут полностью завершены к окончанию строительства трубопровода, поэтому готовится временная схема, в соответствии с которой будут установлены насосы и компрессоры для приема первой нефти, а затем работы на них будут продолжены. По мнению главы ГНКАР, первый танкер с азербайджанской нефтью выйдет из терминала Джейхан в июне 2005 года.

H.Алиев также сообщил, что 15-16 декабря в Лондоне состоится заседание управляющего комитета трубопроводной компании BTC Co., акционеры которой подведут итоги 2004 года и утвердят программу работ и бюджет проекта на 2005 год.

АРМЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕТ АЗЕРБАЙДЖАНУ СОТРУДНИЧАТЬ

Правительство Армении готово сотрудничать с Азербайджаном в области энергетики. Об этом, как передает агентство "Тренд",

сообщил в Баку журналистам начальник управления внешних связей Министерства энергетики Армении Левон Вартанян, принявший участие в заседании министров энергетики Азербайджана, Грузии, стран Средней Азии, а также Турции, России и Ирана.

"Мы знаем, что существуют определенные проблемы в энергоснабжении НАР, и мы готовы сотрудничать Азербайджаном в этом направлении", - отметил он. Касаясь перспектив этого сотрудничества и сложившуюся политическую ситуацию между Арменией и Азербайджаном, Л.Вартанян сказал, что политическая ситуация может быть нестабильной и изменяться. Однако этот фактор не должен препятствовать сотрудничеству в области энергетики, подчеркнул он.

В свою очередь начальник департамента международных отношений Министерства транспорта Армении Гагик Грегорян сообщил журналистам, что его страна заинтересована в сотрудничестве с Азербайджаном и в транспортной сфере. В частности, это может относиться к программам проекта TRASECA, начало реализации которых запланировано на 2007-2017 гг. "К тому времени политическая ситуация может измениться", - считает Г.Грегорян. По его словам, 3-4 года назад на заседаниях Европейской комиссии были обсуждены возможности подобного сотрудничества, однако "на сегодняшнем заседании этот вопрос не рассматривался". "Армения теряет значительный объем средств в связи с прохождением маршрутов TRASECA вне страны", - сказал Г.Грегорян.

Как сообщил журналистам вице-премьер правительства Азербайджана Абид Шарифов, на уровне президента АР было заявлено, что без мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией о сотрудничестве в сфере экономики речи идти не может. "Участие армянских представителей в заседании не означает, что мы намерены сотрудничать с Арменией", - отметил он.

ПОЯВИЛАСЬ НАДЕЖДА НА ОБНОВЛЕНИЕ ДОРОГ

БИЗНЕС-ФОРУМ И ЦЕЛИ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

Последние могут расцениваться далеко не однозначно

Сегодня начинает свою работу бизнес-форум.

Проведение подобных общенациональных мероприятий представляет собой важную продуктивную формулу диалога между бизнесом и властью, а также предпринимательством и обществом.

Совершенно очевидно, что инициация подобных мероприятий в Азербайджане крайне востребована. Достаточно вспомнить, что президент Ильхам Алиев сразу после своего избрания принял участие во встрече с отечественными предпринимателями и именно на ней самым неожиданным образом определил антимонополизм, как основу своей экономической политики.

Вместе с тем, по мнению экономистов, в последнее время наблюдается не совсем здоровая тенденция подводного теневого использования экономических форумов для политической борьбы за контроль, в том числе, над административно-бюрократическим полем страны. К примеру, во время таких мероприятий отдельные высокопоставленные чиновники страны внушают азербайджанским предпринимателям мысль о необходимости реорганизации или слияния тех или иных фискальных ведомств.

Так крупные функционеры Министерства экономического развития в кулуарах различных экономических форумов убеждают наиболее видных представителей предпринимательской среды в необходимости присоединения к МЭР фискальных служб. Дескать, было бы совсем неплохо, если бы, к примеру, таможня оказалась в составе Министерства экономического развития, поскольку именно МЭР представляет собой структуру, где озвучиваются мысли о необходимости разрушения "клановой экономики".

Возможно, и в самом деле главное экономическое ведомство и генерирует какие-то светлые экономические антимонопольные идеи, но ведь вышеуказанный рецепт слияния, по мнению экономистов, не пожелавших называться, как раз в сущности представляет собой монополистский метод лечения макро и микроэкономических болезней страны.

Кстати, как считают многие, в том числе зарубежные эксперты, нахождение антимонопольного комитета в составе МЭР не совсем целесообразно в условиях Азербайджана. Было бы более полезным создание, сохранение и укрепление самостоятельного антимонопольного центра, глава которого был бы отдельным представителем Кабинета министров. Кстати говоря, о необходимости этого не раз говорили представители международных структур, недовольные положением антимонопольной структуры в Азербайджане, стране - испытывающей множество проблем в данной сфере. Это становится особенно актуально в свете заявлений самого президента Ильхама Алиева и других ответственных чиновников, а также депутатов, о наличии в стране скрытых монополий.

Концентрация чрезвычайных административных полномочий в руках одного экономического ведомства ведет к таким процессам, которые подрывают рыночную сущность экономических отношений. Особенно в условиях отсутствия полноценной системы, способной создавать балланс и осуществлять должный контроль.

Однако перейдем к конкретике. Как стало известно "Зеркалу" из источников, близких к азербайджанской бизнес-элите, нынешний бизнес-форум также может быть задействован как трибуна для "атаки" с "полуполитическим" подтекстом.

Как сообщил источник, уже определенные именитые бизнесмены страны, по ориентировке некоторых руководителей МЭР, намерены выступить с острой критикой в адрес Министерства по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета. Эти предприниматели вроде бы намерены жаловаться на необоснованные проверки налоговиков, низкое качество и замедленность работы налоговой службы, сотрудники которой "демонстрируют полную некомпетентность".

А что касается таможни, то в ее адрес запланирован всплеск обвинений в теневых поборах. Более того, ожидается, что на этом форуме некоторые бизнесмены нарекут Гостаможню главным виновником установления монополизма в национальной экономике.

Согласно нашему источнику, таможенников также могут объявить главными виновниками повышения цен в стране. Интересно, что, как сообщил наш респондент, организаторы форума предприняли необходимые шаги к тому, чтобы на мероприятие не смогли попасть те предприниматели, которые недовольны деятельностью чиновников самого МЭР и особенно те, кто как-то пострадал от приватизации. А деятельность данного ведомства будет подана в розовых тонах.

Однако самой главной интригой предстоящего экономического форума является вопрос о том, примет ли в нем участие президент Ильхам Алиев. По словам источника, руководство МЭР прилагает усилия к тому, чтобы глава государства принял участие в мероприятии и выступил по его итогам.

Вообще организаторы форума, видимо, используют все имеющиеся под рукой рычаги для обеспечения высокой представительности. Для этого уже ведутся интенсивные консультации с функционерами президентской администрации. Также имеют место переговоры с зарубежными дипломатическими миссиями.

Итак, главное экономическое ведомство готовит очередное наступление на своих противников внутри власти. Но поможет ли это оздоровлению экономических отношений в стране в свете проблем, указанных выше?

Вряд ли, поскольку в основе мотивов не стоит желание улучшения экономической ситуации. Это просто война интересов внутри бюрократического сословия.

Как бы то ни было, страна вошла в самую ответственную фазу своего развития. Лишь инициировав в стране подлинно рыночные отношения, мы сможем стать равноправными членами сообщества цивилизованных наций. А для этого следует использовать экономические форумы по назначению.

ЧАСТНЫЙ СЕКТОР ПОЛУЧИЛ ДОСТУП К КРЕДИТАМ АЗИАТСКОГО БАНКА

СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЕПРОВОДА BTC ПРЕВЫСИТ БЮДЖЕТ САМОГО ПРОЕКТА

АРМЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕТ АЗЕРБАЙДЖАНУ СОТРУДНИЧАТЬ

БИЗНЕС-ФОРУМ И ЦЕЛИ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости