СТОУНСАЙФЕР СФОКУСИРОВАЛСЯ НА "ЛАЙНЕРЕ МЕЧТЫ", ПРО ОСТАВИЛ "НА ПОТОМ"
Рабочая неделя в Москве Гарри Стоунсайфера, президента и главного исполнительного директора компании "Боинг", была насыщенной: подписание соглашений с Министерством промышленности и энергетики РФ и поставщиком металла ВСМПО, посещение "ОКБ Сухого" и других "дружеских" фирм, переговоры с авиакомпаниями, встречи с учеными, инженерами, технологами и программистами, работающими по контрактам с американским аэрокосмическим гигантом.
В отличие от предыдущего главы "Боинга" Фила Кондита, совершившего путешествие в Москву в апреле 2001 - го, Стоунсайфер не стал "растекаться по древу", полностью сосредоточившись на теме 7Е7 Dreamliner ("Лайнер мечты") - перспективного пассажирского самолета на 200-250 мест. Тем самым он еще раз подтвердил репутацию "делового Гарри", "менеджера без нонсенса". У Стоунсайфера действительно мало времени - в 2007-м должен подняться в воздух прототип нового авиалайнера, а в 2008-м планируется начать поставки.
"Боинг" уже получил 52 твердых заказа и надеется формализовать еще 200 заявок на приобретение 7Е7 до конца года. Среди желающих присутствует "Аэрофлот", который интересуется вариантами 7Е7-800 и - 900. Об этом ранее сообщил "ВПК" коммерческий директор авиакомпании Евгений Бачу-рин. Стоунсайфер отказался назвать других заинтересованных авиаперевозчиков, ссылаясь на конфиденциальный характер переговоров с ними. Основной барьер, мешающий российским авиакомпаниям разместить заказы - высокие таможенные пошлины на ввоз импортной авиатехники, которые вместе с НДС добавляют до 40% к цене летательного аппарата. "Я поднимал вопросы налогообложения и импортных пошлин со всеми и каждым представителем властей, которых я встречал", - сказал Стоунсайфер. Судя по тому, что на этом глава "Боинга" поставил точку, послаблений существующего режима ему добиться не удалось.
Подгоняет "Боинг" и его извечный европейский конкурент с недавно появившимся на свет проектом А350. "Я не удивлен что у 7Е7 появляется конкурент. В данном секторе рынка ожидается сильная конкуренция. Мы никогда не верили, что нам удастся найти такой сегмент рынка, где бы мы не встретили конкурента. Мое понимание (а оно основано на сообщениях в СМИ) - они планируют поменять двигатели на АЗЗО. Безусловно, они смогут добиться улучшения характеристик путем замены двигателей, но это позволит им пройти лишь полпути до состояния, где им нужно быть, чтобы составить нам конкуренцию. Прежде всего по части экономики и летно-технических характеристик - до сих пор они всегда показывали способность конкурировать с нами по ценам".
Улучшение технического и ценового предложения по 7Е7, собственно, и привело Стоунсайфера в Москву. "Здесь, в России, мы в великом множестве находим лучшие, светлейшие умы и привлекаем их к процессу проектированию наших самолетов", - сказал он. Почти тысяча российских инженеров и ученых, работающих по контрактам с американской фирмой, вскоре займутся проектированием 7Е7 и "Large Cargo Freighter" ("большого грузового самолета") - доработанного Б-747 с "раздутым" фюзеляжем для перевозки элементов планера между различными заводами.
Уже заключены конкретные соглашения с ЦАГИ, ВИАМ и НИИАТ по теме 7Е7. Чтобы придать им нужный статус, 17 ноября Стоунсайфер подписал "генеральное соглашение по участию России в программах "Боинга", От российской стороны документ парафировал министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Данное соглашение (меморандум) - рамочное, устанавливающее границы взаимодействия сторон по программе 7Е7. Основное направление сотрудничества - технологии новых конструкционных материалов, в частности титановых сплавов и композиционных материалов, которые составят основу конструкции "Лайнера мечты". В тот же день Стоунсайфер и его "хороший друг профессор Тетюхин", возглавляющий ВСМПО, парафировали соглашение по титановым продуктам, смысл которого - увеличение поставок из России готовых изделий при уменьшении доли проката и заготовок.
"В России мы еще раз убеждаемся, что законы физики работают во всех частях света. Система образования в России производит инженеров и физиков, которые понимают физику очень хорошо", - утверждает Стоунсайфер. "Кадры, которые привлекаются в России, обходятся не столь дорого, как американские. Но самое важное - то, что у нас есть инженерные группы, которые состоят из американских и российских инженеров".
"Боингу" хотелось бы использовать российские "светлые умы" и по программам противоракетной обороны. Предварительные консультации на эту тему ведутся уже года два, если не более. Во время нынешнего визита "мы не обсуждали возможное сотрудничество в военной сфере, поскольку это нельзя делать, пока между нашими странами не подписаны соответствующие лицензии и договоренности в области безопасности", - заявил Стоунсайфер. Однако осведомленный английский журнал Flight International недавно сообщил, что среди 15 соглашений по линии MDA (американское Агенство по противоракетной обороне) с зарубежными фирмами, которые подписал "Боинг", одно - с российской фирмой, проходящей под аббревиатурой "РТИ". Цель - получить доступ к "альтернативным" технологиям перехвата баллистических ракет. Соглашения достигнуты более год назад, но, по данным Flight International, до сих пор твердые контракты не подписаны.