Спасены случайно

2 ноября в Японском море один за другим затонули сразу два транспортных судна: "Ароса" под флагом Камбоджи с грузом угля и "Вест" под флагом Монголии с грузом леса на борту. Все 42 моряка обоих судов под "удобными" флагами -граждане России, жители Владивостока и Находки. Спасти удалось только девятерых из них. Тридцать три человека погибли.

24 ноября на заседание Законодательного собрания Приморского фая был приглашен представитель местного управления МЧС, чтобы рассказать о том, как шла операция по спасению судов и экипажей "Веста" и "Аросы", погибших 2 ноября.

Когда вопрос был внесен в повестку дня, депутаты проголосовали за то, чтобы слушания проходили в открытом режиме. Собралось много прессы. Но, выйдя на трибуну, первый заместитель начальника управления по делам ГО и ЧС Приморского фая Алексей Губарев, заявил, что по факту гибели судов и людей ведется следствие и он не может раскрыть его деталей. Есть еще и служебная тайна самого министерства.

Вместо этого Губарев предложил выступить перед депутатами с отчетным докладом о работе управления по предотвращению и т.д. и т.п. в 2004 году. То есть работа "по предотвращению была", но не помогла. Губарев сразу заявил, что спасение судов проходило вне компетенции его ведомства. Они гибли примерно в 50 милях от берега, то есть в море. А МЧС работает до 12 миль от берега, то есть в водных бассейнах.

Депутаты все-таки упросили офицера рассказать, что можно. Ради этого они даже решили провести слушания в "закрытом режиме". Всех посторонних попросили вон.

Поскольку речь шла о судьбах людей, ваш корреспондент предпринял некоторые меры, чтобы получить аудиозапись выступления офицера. Это было нетрудно. Трудно понять, чего ради стоило "засекречивать" отчет. Что же такое скрывал от прессы представитель МЧС? Разве что спасал миф о великом и всесильном министерстве?

Офицер ничего не рассказал, он защищал свое ведомство. Судите сами, привожу выступление почти дословно:

- Разрешите, я начну с законодательной базы. Есть положение о взаимодействии спасательных служб министерств, ведомств на море и внутренних бассейнах России. Поиск и спасение людей, терпящих бедствие на море, возлагается на Минтранс России. Осуществляет такие функции спасательно-координационный центр...

МЧС работает в 12-мильной зоне.

Когда случилась эта трагедия, наш оперативный дежурный получил... сообщение со спасательного судна "Гриф" о необходимости снятия капитана "Аросы" и сразу передал в ДВ региональный центр и во Владивостокский спасательно-координационный центр. Государственный спасательно-координационный центр Морфлота обратился в

МЧС за помощью только 4 ноября в 17.30... произвести организацию поиска экипажа судов "Вест" и "Ароса" вдоль береговой черты и создать опергруппу. После этого обращения поступило распоряжение министра о выделении сил и средств, конкретно это Ан-74 и Ми-8, которые из Хабаровска прибыли во Владивосток... Было три оперативных группы. Одна непосредственно на вертолетах и самолетах, вторая занималась сбором информации на базе базирования в управлении, руководство штаба вел Владивостокский спасательно-координационный центр. Вот и все.

Вопрос депутата: Ну а потом, сам ход операции?

- Сам ход спасательной операции у нас расписан по суткам, по минутам. Но был утерян фактор времени... В главном управлении ГО и ЧС по Приморскому фаю сил и средств по принятию каких-то решений по спасению людей, терпящих бедствие, нет. В нашем распоряжении только катера прибрежного плавания... У меня все.

Вопрос депутата: Все обнаружены члены экипажей?

- К сожалению, не все. После того как была привлечена наша авиация, спасено девять человек. Семь с "Аросы" и два с "Веста". Обнаружены 19 тел, все опознаны. Без вести пропавших 14 человек. Наша авиация работала до 13 ноября. Потом мы получили бумагу, что ваши средства не нужны, будем проводить своими силами. После чего воздушные суда отправлены на базу базирования.

Вопрос депутата: Те люди, которых вы нашли, они были в спасательных средствах? Как они были подготовлены к трагедии?

- Все эти фирмы-однодневки (на которые были записаны суда. -А.К.), покупают суда за копейки и как-то приводят их в строй. Как их Регистр пропускает?.. Для чего они шли в Японию - это тоже известно. Конечно, на этих судах никто не был подготовлен. Это раз. ПСНы многие не сработали (то есть спасательные плоты не раскрылиеь. -А.К.). Мы их нашли. ...Все было сделано в нарушение законов.

Вопрос депутата: Если бы я был на этом судне - вы бы меня не спасли? То есть я могу сделать вывод, что я живу не в государстве, а в, скажем (неразборчиво. - А.К.)

Председательствующий: Давайте вопросы, а не выступления.

Депутат: Нет, позвольте. Мы же на закрытом заседании.

Губарев: На этот вопрос я ответить не могу.

Депутат: А вот в Пусане один моряк без вести пропал. А остальные были спасены (речь идет о спасении траулера "Алмаз". - А.К.) Что мы можем сделать, или кто вообще что должен сделать, чтобы была координация с Минтрансом вашей службы, к кому обратиться, чтобы если завтра в 13-мильной зоне будет тонуть судно, чтобы вы могли заниматься, привлекать самолеты и все средства, и чтобы губернатор был об этом вовремя проинформирован?

Губарев: То, что случилось в Южной Корее. После того как мы получили эту информацию, сразу же было принято решение запросить, нужны ли наши силы и средства с Хабаровска... Было также выслано спасательное судно "Юрий Орленко"... Но Южная Корея отказалась от помощи... Надо делать один федеральный документ по спасению на море. Во многих документах все написано фа-сиво, а вот сил и средств для спасания не хватает. Сейчас мы делаем "Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб". У кого что есть - мы должны привлекать...

Никто из депутатов не задал вопрос, правда ли, что в ходе спасения экипажа "Аросы", которых поднимали на вертолет, женщина-кок упала со спасательного троса и погибла? Чей это был вертолет и что это за спасательное средство, из которого выпадают люди?

Во все, что говорилось офицером МЧС, хотелось бы верить. Их вовремя не позвали, а если бы позвали вовремя - то бравые люди из МЧС спасли бы живых и нашли мертвых.

Но несколько месяцев назад, в конце августа во Владивостоке с большой помпой прошли учения МЧС по спасению экипажа и пассажиров судна, на котором как раз и отрабатывалось взаимодействие с другими спасательными службами. Тогда на учения во Владивосток перебросили массу техники. Ан-74 координировал спасательную операцию с воздуха. С грузового самолета Ил-76 в море скидывали спасательные плоты. С вертолета Ми-26 - катер на воздушной подушке, два

Ми-8 должны были эвакуировать пострадавших. Предусмотрено было участие и специализированного самолета Б-200 ЧС, который должен доставить разную спасательную технику.

Цитирую из официального релиза МЧС: цель учений - "проверка эффективности реагирования и координации действий МЧС и других силовых структур".

И что? На учениях в теплом августе, в тихом заливе у самого берега, почти в центре Владивостока, все получилось. А в штормовом море в ноябре, в пятидесяти милях от берега - 33 трупа.

Кто-то из депутатов не зря спросил об "Алмазе". Корейцы спасли в таком же штормовом море, в ноябре, примерно на таком же расстоянии от берега - почти весь экипаж. Пропали без вести один или два человека. Не знаю, есть ли в Южной Корее специальное министерство по ГО и ЧС, но понимаю, почему они отказались от помощи российских спасателей.

Нужно ли было "засекречивать" этот отчет офицера МЧС?

После закрытого заседания к журналистам вышел председатель Думы Сергей Сопчук и сказал, что ничего "закрытого" не прозвучало. "Мы считаем, что та работа, что была произведена, крайне недостаточна, потому что результаты ее крайне тяжелы".

Зачем тогда выгнали журналистов?

Видимо, потому что МЧС привыкло читать о себе только восторженные отзывы.

Из зала выгнали не только журналистов. По фойе бродил неприкаянный Петр Осичанский, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов. Он тоже надеялся послушать представителя МЧС и даже на то, что его самого депутаты могут спросить о причинах трагедии.

- Я не берусь оценивать действия МЧС. Я думаю, что те, кто погиб, погибли фазу, и их уже нельзя было спасти. Все остальное - это только поиск погибших тел. Но меня задевает следующее. Люди были незащищены.

Ассоциация морских капитанов направила письмо премьер-министру г-ну Фрадкову М.Е.

Процитирую некоторые положения:

"Главная причина трагедии -ошибка, допущенная в ходе перестройки - приватизация морского флота... После приватизации на месте стройной системы государственных морских пароходств возникли десятки частных судоходных компаний... Спасаясь от налогов, они ушли в офшорные зоны, а суда оказались в реестрах стран с "удобными" флагами и чрезвычайно низкими требованиями к мореходности.

Крупные компании сохранили у себя службы безопасности мореплавания, а у мелких компаний таких служб нет. Их не на что содержать. Но мелкие судовладельцы отнюдь не бедствуют. Они довольно эффективно гребут деньги, нарушая все возможное и невозможное за счет постоянной угрозы для жизни моряков.

Что такое "Вест" и другие суда под "удобными" флагами, которые потерпели кораблефушения за последние два года? Это, в подавляющем большинстве, суда, которые выходили свой срок, им место давно на корабельных кладбищах. Но новые судовладельцы купили их по цене металлолома и продолжают эксплуатировать, несмотря на реальную опасность гибели.

Еще одна причина аварийности на флоте - эксплуатация судов не по назначению. Судовладельцы перестали считаться с производственной специализацией флота. Балкеры используются как лесовозы, и наоборот, а суда любого типа превратились в автомобилевозы. Волосы встают дыбом, когда видишь суда "под завязку" загруженные японскими подержанными автомобилями. Их только что на дымовую трубу не крепят!

В свое время генеральный директор ДВМП Виктор Миськов запретил возить автомобили на пассажирских судах. Прошли годы, о запрете забыли. Результат - кораблекрушение пассажирского лайнера "Антонина Нежданова" в японском порту Фусики с восемьюдесятью автомобилями на борту.

Организация спасения "Аросы" и "Веста" была ниже всякой критики.

SOS "Аросы" прозвучал в 9 утра 2 ноября, а спасательные суда

БАСУ (бассейнового аварийно-спасательного управления) вышли из бухты Золотой Рог только после полудня 4 ноября. С большим опозданием в район бедствия вылетели самолеты и вертолет. Им только и осталось, что спасти одного-единственного человека, а потом искать трупы и наводить на них попутные суда. Силы и средства МЧС также включились в спасение с большим опозданием. Оказалось, что между спасательно-координационным центром, управлением МЧС, спасательными судами БАСУ практическое взаимодействие было налажено плохо, масса времени ушла на различные согласования.

По счастливой случайности в районе бедствия оказался спасательный буксир "Гриф" корпорации "Римско". Он один спас восемь человек.

...Об отношении к живым можно судить по отношению к мертвым. Когда случилась катастрофа в Кузбассе и погибли тридцать шахтеров, в области был объявлен трехдневный траур. Губернатор Аман Тулеев выделил значительную материальную помощь семьям погибших и пострадавшим. В администрации Приморского фая никто ничего подобного не сделал. Отговоркой послужило то, что погибли члены экипажей зарубежных судов. Но они же все как один граждане России! Они жители Приморского края!

Семьи потеряли кормильцев. Но номинальные "судовладельцы", которые живут где-то за рубежом и только числятся ими, и реальные владельцы, живущие здесь, в России, вряд ли возьмут на себя заботу о семьях погибших.

...Так что же делать? В первую очередь повысить влияние государства на деятельность флота. При нынешней реорганизации Правительства РФ вопросы обеспечения безопасности мореплавания выпали из государственного поля зрения. Начать стоит с малого, с возрождения реально действующей службы безопасности мореплавания в Федеральном агентстве морского и речного транспорта Минтранса РФ.

...Сейчас портнадзор обязан убедиться, что жизни всех моряков застрахованы. Но известно, что некоторые так называемые "судовладельцы" в формализме доходят до беспредела: страхуют жизни членов экипажей в одну тысячу рублей!

Решением правительства должно быть определено, что размер страхования жизни моряка не может быть ниже минимума, установленного международными нормами, - 60 000 долларов. При невыполнении этого требования выход в море судну должен быть запрещен.

..."Удобные" флаги на российских судах - вина российского налогового законодательства. В России многие типы судов не строятся. Купил, построил и даже отремонтировал судно за границей - плати 18 процентов НДС от его стоимости и другие таможенные сборы. Вот и поднимается флаг "великой морской державы" Монголии, Камбоджи или Белиза.

***

"Судовладельцы" доходят до беспредела:

страхуют жизни членов экипажей в одну тысячу рублей!***

Спасательные суда вышли в море только на второй день

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости