Предлагаем вашему вниманию комментарии к вступившим в силу нормативным актам РФ, подготовленные специалистами нашего постоянного партнера - фирмы "КонсультантПлюс".
Полные тексты анонсируемых документов вы можете получить в казанском региональном информационном центре "ИнфоЦентр "КОНСУЛЬТАНТ", сделав заказ по телефону 92-52-12, ежедневно, кроме субботы и воскресенья.
О порядке списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых приняты решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом
Министерство финансов РФ Приказом от 21 октября 2004 г. N 91н утвердило "Правила списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации". Необходимо отметить, что такого рода списания производятся на основании статьи 73 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Однако заинтересованным организациям, претендующим на облегчение налогового бремени, надлежит помнить о следующем.
Во-первых, согласно Постановлению Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 259, списание половины реструктурированной задолженности по пеням и штрафам производится в том случае, когда организация в течение 2 лет после принятия Правительством РФ соответствующего решения самостоятельно погасит половину реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом.
При полном погашении реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом в течение 4 лет после принятия Правительством РФ соответствующего решения о реструктуризации производится полное списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.
Во-вторых, списание производится при условии уплаты организацией текущих налоговых платежей в полном объеме, начиная со дня принятия Правительством РФ соответствующего решения и отсутствия у нее задолженности по уплате процентов, начисленных в соответствии с указанным решением.
Решение о списании задолженности по пеням и штрафам или решение об отказе в списании принимается руководителем налогового органа по месту учета организации в месячный срок с момента поступления заявления организации. Заявление должно содержать сведения о полном наименовании организации, ее идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет и сумме задолженности по пеням и штрафам.
Кстати, для установления особых условий списания задолженности по пеням и штрафам организации, помимо заявления, необходимо представить в налоговые органы программу финансового оздоровления, копию годовой бухгалтерской отчетности начиная с года, в котором принято решение о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, и документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных отсрочек по платежам в федеральный бюджет.
Дополнительно к этим документам необходимо подготовить справки о ходе выполнения программы финансового оздоровления, расшифровки отдельных статей бухгалтерского баланса, списки кредиторов и дебиторов, упорядоченные по величине задолженности, с разбивкой на резидентов и нерезидентов, и экономическое обоснование установления особых условий списания задолженности по пеням и штрафам.
В целях устранения возможных недоразумений руководитель организации должен осознавать, что списанию подлежит задолженность по пеням и штрафам, исчисленная по данным налогового органа. При этом в случае несоблюдения организацией условий списания задолженности по пеням и штрафам, установленных решениями Правительства РФ, налоговый орган принимает решение об отказе в списании задолженности.
О некоторых вопросах налогообложения при наследовании по завещанию
В Конституционный Суд Российской Федерации обратились несколько заявителей, которые, будучи наследниками первой очереди по закону, приняли наследство по завещанию. Налоговая инспекция применила к наследуемому имуществу налоговые ставки, предусмотренные для категории "другие наследники", а не ставки, предусмотренные для категории "наследники первой очереди", считая, что очередность наследников предусмотрена только для случаев наследования по закону.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" налог с переходящего в порядке наследования имущества для физических лиц, получающих наследство по закону и относимых к категории "другие наследники", исчисляется по максимальной ставке. В то же время для наследников первой и второй очередей ставки налога значительно меньше.
Как районные суды, так и Московский городской суд заняли сторону налоговой инспекции, указав при этом, что истцы приняли наследство именно по завещанию, хотя, являясь наследниками первой очереди, имели право принять наследство по закону. Также было отмечено, что Закон "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" не предусматривает дифференциацию налоговых ставок в зависимости от степени родства при наследовании по завещанию.
Заявители обратились в Конституционный Суд РФ с просьбой признать не соответствующими Конституции РФ положения пункта 1 статьи 3 Закона "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" в их взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса РФ - ст. 1111 (определяет основания наследования, - приоритет отдается воле наследодателя, наследование по закону имеет место, когда оно не изменено завещанием) и п. 2 ст. 1152 (наследнику, призванному к наследованию одновременно по нескольким основаниям, предоставляется возможность принять наследство, осуществив выбор основания) - с учетом смысла, придаваемого им правоприменительной практикой. Заявители утверждали, что оспариваемый пункт ставит в неравное положение наследников по закону и наследников по завещанию, имеющих одну и ту же степень родства, а это нарушает конституционные принципы равенства всех перед законом и равного налогового бремени.
Конституционный Суд РФ вынес по данному вопросу Определение от 30 сентября 2004 г. N 316-О. Правовая позиция Суда такова.
Законом "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" ставки налога дифференцированы в зависимости от стоимости наследственного имущества и очередности призвания наследников к наследованию. Этим Законом не установлены ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования по завещанию.
Право наследования гарантируется Конституцией РФ. Оно включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение.
Гражданский кодекс РФ предусматривает очередность призвания к наследованию только для случаев наследования по закону. Очередность наследования зависит от степени родства. Такой подход, по мнению Конституционного Суда, отвечает принципу защиты интересов близких родственников умершего. Завещатель же вправе определить судьбу наследственного имущества с учетом отношений между ним и иными лицами, что соответствует принципу свободы завещания.
Однако вопреки указанным принципам налоговые органы исчисляют налог с имущества, переходящего в порядке наследования, по максимальным ставкам - предусмотренным законом для "других лиц" - в отношении близких родственников наследодателя, если они являются наследниками по завещанию, тем самым произвольно применяя к налоговым правоотношениям нормы гражданского законодательства, устанавливающие основания наследования.
Такая правоприменительная практика, указал Суд, полностью отрицает принцип защиты интересов близких родственников, допуская взимание налога с имущества, переходящего в порядке наследования к близким родственникам, по разным ставкам - в зависимости от гражданско-правового основания наследования ими имущества.
Наследование по завещанию не может являться правовым основанием для ущемления прав и законных интересов наследников по завещанию, относящихся по степени родства к наследникам по закону тех очередей, которые упомянуты в Законе "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Это привело бы к ущемлению в налоговых правоотношениях прав и законных интересов наследников по завещанию, относящихся по степени родства к наследникам по закону первой и второй очередей. Таким образом, нарушилась бы не только конституционная свобода наследования, но и принцип равенства всех перед законом и вытекающее из него правило равного и справедливого налогообложения.
Исходя из изложенного, Конституционный Суд РФ определил, что положения, содержащиеся в п. 1 ст. 3 Закона "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", во взаимосвязи с положениями ст. 1111 и п. 2 ст. 1152 ГК РФ - по своему конституционно-правовому смыслу не могут служить основанием для применения ставок налогов, установленных для "других наследников", при исчислении ставок налога с имущества, переходящего в порядке наследования, к гражданам, являющимся близкими родственниками, входящим в круг наследников по закону первой и второй очередей, названных в Законе "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", и принявшим наследство по завещанию.
Конституционно-правовой смысл названных положений, выявленный Конституционным Судом РФ в вынесенном им Определении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Определение Конституционного Суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит.
ПРИКАЗ Минэкономразвития РФ от 09.11.2004 N 298 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТА-ДЕФЛЯТОРА К3 НА 2005 ГОД"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.11.2004 N 6120.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.12.2002 N 1834-р установлен коэффициент-дефлятор К3 на 2005 год, необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса РФ, равный 1,104.
ПИСЬМО МНС РФ от 10.11.2004 N 22-0-10/1760@ "О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ 26.3 "СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Сообщается, что в связи с внесенными изменениями в Налоговый кодекс РФ с 1 января 2005 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы.
ПИСЬМО ФСС РФ от 23.09.2004 N 02-18/07-6474 "О ПОДПУНКТАХ 8 И 14 ПУНКТА 1 СТ. 238 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фонд социального страхования РФ сообщает своим региональным отделениям, что с 1 января 2005 года в связи с внесением изменений в главу 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса лица, работающие в садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативах (товариществах) на основании трудового договора, подлежат обеспечению пособиями по обязательному социальному страхованию на общих основаниях.
Кроме того, указано, что при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в составе заработка учитываются выплаты, осуществляемые в натуральной форме товарами собственного производства - сельхозпродукцией и (или) товарами для детей, в случае, если такие выплаты являются заработной платой, выданной в неденежной форме.
ПРИКАЗ Минэкономразвития РФ от 05.11.2004 N 297 "О ПОРЯДКЕ ВЫБОРА УПОЛНОМОЧЕННЫМ ОРГАНОМ В ДЕЛАХ О БАНКРОТСТВЕ И В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ПРИ ПОДАЧЕ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ДОЛЖНИКА БАНКРОТОМ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.11.2004
N 6121.
Установлен Порядок выбора уполномоченным органом в делах о банкротстве и в процедурах банкротства саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Саморегулируемые организации, желающие быть заявленными при подаче уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом, направляют в уполномоченный орган заявление.
На основании заявления саморегулируемая организация включается в соответствующие списки с присвоением ей очередного порядкового (регистрационного) номера в соответствии с датой регистрации заявления в уполномоченном органе.
Выбор саморегулируемых организаций осуществляется в порядке возрастания номеров в соответствующем списке.
ПИСЬМО ФНС РФ от 26.10.2004 N 09-0-10/4223 "К ВОПРОСУ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СВЕДЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Разъяснено, что заявителем при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), при смене руководителя юридического лица вправе быть прежний руководитель, т.е. только то лицо, сведения о котором содержатся в государственном реестре. В случае представления соответствующего заявления по форме N Р14001, подписанного неуполномоченным лицом, сведения о котором не содержатся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе вынести решение об отказе по причине непредставления документа (заявления).
Указано, что в случае смерти физического лица либо вынесения судом решения о признании физического лица умершим или безвестно отсутствующим, определения о назначении опекуна для охраны имущества безвестно отсутствующего полномочия руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица прекращаются. В данном случае предусмотрено, что юридическое лицо вправе уведомить об этом регистрирующий орган с приложением нотариально заверенных копий соответствующих документов (свидетельства о смерти, решения, определения суда). После чего вновь назначенный руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, представляет в регистрирующий орган заявление по форме N Р14001.
Также определен порядок уведомления регистрирующего органа о смене руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, российского акционерного общества, унитарного предприятия, государственного учреждения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.11.2004 N 139-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Вступает в силу с 01.01.2005.
Таможенный кодекс дополнен главой 33.1 "Таможенные сборы", в которой установлены их виды и порядок исчисления, определены формы, сроки уплаты и плательщики, а также порядок взыскания, возврата и освобождения от уплаты.
Размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 рублей.
Таможенный сбор за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние до 50 км составляет 2 000 рублей; от 51 до 100 км - 3 000 рублей; от 101 до 200 км - 4 000 рублей; свыше 200 км - 1 000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее 6 000 рублей.
Сумма таможенного сбора за осуществление таможенного сопровождения каждого морского, речного или воздушного судна составляет 20 000 рублей независимо от расстояния перемещения.
Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день, а в специально приспособленных для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день. Неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день - к полному.