Па недавнем съезде РСПП Президент страны еще раз напомнил, что бизнес должен привить себе привычку платить налоги, соблюдать закон, не искать способы ухода от налогообложения. Все так. Но представляется, что и властные структуры всех уровней, конкретные чиновники также должны привить себе привычку отвечать за свои действия, особенно если они значительно ухудшают финансовое состояние предприятий. И этому есть немало примеров. О некоторых из них наш сегодняшний выпуск.
Александр КРУГЛИК, первый вице-президент ОАО "Рослегпром"
Внутренний потребительский рынок сегодня принадлежит нелегальным продавцам-импортерам, которые, не оплачивая пошлины и налоги, недобросовестно декларируя стоимость и ассортимент товаров, вытесняют российского производителя.
Даже по экспертным оценкам Минэкономразвития, доля российской продукции в объеме розничной продажи составляет не более 21%. Импорт - 79%, из них учтенный статистикой - 10, а 69% - контрабанда и челноки. По швейным изделиям доля последних составляет 66%, по обуви - 70, меховым изделиям - 84%.
Доля челноков и контрабанды продолжает возрастать. При уменьшении объемов производства в первом полугодии 2004 года на 7, 5% продажа обуви увеличилась на 6, 2, а официальные данные импорта отразили его уменьшение на 2, 8%.
Основополагающие законодательные акты по недопущению такого состояния имеются, но не соблюдаются. Информация о ввезенных и вывезенных товарах пограничных стран существенно разнится.
Необходимо создать самостоятельное структурное подразделение, которое будет обобщать информацию, в том числе и по вопросам стоимости импортируемых товаров и реализации больших оптовых партий на внутреннем рынке.
Так, по статистике Китая из страны вывозится кожи и обуви в 10 раз больше, чем по российской ввозится в нашу страну. Из Италии завезено обуви в 4, 7 раза больше, чем указано в нашей статистике, а по стоимости в 22 раза больше.
С января текущего года физические лица имеют возможность ввозить в страну раз в неделю в несопровождаемом багаже продукцию стоимостью на 65 тыс. рублей и до 200 кг весом.
Предлагаем установить сумму для беспошлинного ввоза товаров в размере 500 долларов. Ограничить число ездок с такими условиями ввоза. Установить размер единой пошлины и налогов при карго-перевозках и в несопровождаемом багаже до 7-8 евро за 1 кг.
Существующие сроки рассмотрения обращений юридических лиц по корректировке таможенных тарифов не позволяют оперативно реализовывать защитные меры. На решение вопроса о снижении ставок пошлин на непроизводимое в РФ оборудование для текстильной и легкой промышленности (в очень узкой номенклатуре) потребовалось полтора года!
Отношение к решениям по товарам длительного пользования такое же, как и по товарам ограниченного использования. Неупорядочен ввоз потребительских товаров в рамках неторгового бюджета. Под видом гуманитарной помощи завозится рыночная продукция.
Практически не работает антидемпинговое законодательство. Китай, Турция, страны ЮВА дают своим производителям колоссальные налоговые преференции, что делает нашу продукцию неконкурентной по цене.
Слаба стимулирующая роль государства и в развитии экспорта: отсутствуют льготы и преференции экспортоориентированным производствам, задерживается возврат НДС, не оптимизируются размеры пошлин.
Для совершенствования законодательства необходима систематическая работа по комплексному анализу и оценке ее результатов. Пока же потери государства от проводимой политики оцениваются экспертами в сумму, превышающую 200 млрд рублей.
Евгений СУДАКОВ, вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков
Вступление России в ВТО повлечет свободный доступ на наш рынок иностранных перевозчиков. В условиях, когда транспортные издержки в цене товара составляют в странах ЕС 10 - 15%, у нас они гораздо выше и не в последнюю очередь благодаря правоприменительной практике.
Таможенные органы, назначая перевозчику при транзите товаров сопровождение в соответствии с требованиями законодательства, не в состоянии его организовать в разумные сроки. Перевозчики вынуждены днями простаивать в пунктах пропуска, а средние потери от простоев одного автомобиля составляют 150- 200 долларов в сутки.
Стоимость услуги коммерческой организации, например, "на плече" Смоленск - Курган составляет порядка 2 тыс. долларов, что сопоставимо с фрахтом перевозки и делает ее полностью нерентабельной.
Положения Соглашения ГАТТ/ВТО устанавливают, что размер ставки сборов за таможенное сопровождение должен быть ограничен стоимостью оказанных услуг. У нас сборы установлены в расчете на каждое транспортное средство независимо от затрат.
Представление транзитной декларации в форме электронного документа является правом перевозчика, на практике же оно трансформируется в обязанность. Электронная декларация используется таможенными органами для внутренних целей. Однако, не имея достаточных технических средств для ее самостоятельного составления, перевозчикам "рекомендуют" в целях ускорения скрормления изготовить ее у таможенных брокеров.
Вызывает возмущение не столько факт необоснованного требования электронной декларации, сколько нереальная стоимость ее составления - до 3820 рублей.
Таможенные органы передают брокерам, расположенным в пунктах пропуска, часть своих функций, таких как проверка документов и сведений, определение кода товара, электронных и бумажных копий страховых полисов ОСАГО. Никакой ответственности за свои действия при оказании услуг брокеры не несут. Оплата "услуг" возлагается на перевозчика, хотя их заказчиком и потребителем являются таможенные органы.
Кодекс позволяет сокращать перечень документов и сведений, необходимых для получения разрешения на транзит. На практике же требуется представление документов и сведений в полном объеме, включая такие специфические, как код товара на уровне 10 знаков, тогда как по Кодексу достаточно 4.
Нередки ситуации, когда товар и транспортные средства, помещенные таможенными органами на СВХ, и не досматривают, пока перевозчик не заключит со складом договор на оказание услуг. Но перевозчик не является заказчиком услуг склада и не должен их оплачивать!
Эти и другие проблемы напрямую влияют на рентабельность перевозок и, как следствие, на конкурентоспособность российских перевозчиков.
* * *
Необходимо законодательно установить время на организацию сопровождения, по истечении которого таможенный орган обязан оформить процедуру ВТТ.
* * *
При таких условиях можно в год ввести беспошлинно товаров более чем на 100 тыс. долларов, что выгодно для спекулянтов.
По международной практике и опыту стран ЕС допускаемая ставка суммы ввоза меньше нашей в 10 раз (175 евро), при единой ставке налогообложения 13%.
[Графические материалы:
Международные перевозки в экономике России, %
Материалы доступны в бумажной версии издания.]