ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
ТЕНДЕНЦИИ
В России растет производство труб - ежегодный прирост составляет в среднем 8-9%. При таких темпах в 2005 году российские трубники преодолеют рубеж в 7, 2 млн. тонн труб, но, как отмечают в Фонде развития трубной промышленности, это - оптимистичный сценарий развития событий. Возможно, темпы роста производства будут падать под давлением импорта труб из Украины. Сейчас Украина в рамках квот может поставлять России не более 715 тыс. тонн труб в год, но официальный Киев постоянно настаивает на увеличении квоты.
Значительно быстрее объемов производства труб растет их цена - с декабря 2003 года по октябрь 2004-го цена на трубы выросла на 46, 9%. В ФРТП это объясняют подорожанием штрипса и трубной заготовки (сырье для производства труб), которые, по словам представителей фонда, составляют более 70% себестоимости трубы. Следует ли ожидать дальнейшего роста цен на трубы, в ФРТП прогнозировать не берутся.
* * *
Цветная металлургия
Канадцы сРАSовали
Компания "Полиметалл" - лидер по добыче серебра в России - получила единоличный контроль над одним из крупнейших в мире месторождений серебра "Дукат", выкупив 20% акций ЗАО "Серебро Магадана" у канадской Pan American Silver Corp. (PAS). Сделка на сумму $43 млн. поставит точку в многолетнем споре "Полиметалла" с канадцами за контроль над "Дукатом".
"Дукат" - третье в мире месторождение по разведанным запасам серебра (14, 8 тыс. тонн), и борьба за него между "Полиметаллом" и PAS ведется уже около семи лет. В 1998 году канадцы получили лицензию на разработку "Дуката", но так и не приступили к освоению, поскольку разработчик месторождения -Дукатский ГОК - достался в 1999 году "Полиметаллу" (точнее, представлявшей его интересы компании "Каскол"). Около года "Полиметалл" и PAS судились по поводу того, кто из них имеет право разрабатывать "Дукат", и лишь к концу 2000 года стороны договорились действовать совместно. Для этого было учреждено СП ЗАО "Серебро Магадана", которому PAS передала лицензию на "Дукат", а "Полиметалл" - имущество Дукатского ГОКа. Акции распределились в пропорции 20% и 80% соответственно.
Теперь же "Полиметалл" выкупил у PAS его 20-процентную долю. "Переговоры с PAS о выкупе их доли мы начали в апреле этого года. Рано или поздно мы должны были их начать. Канадцы хоть и не принимали участия в управлении "Серебром Магадана", но все же создавали нам определенные неудобства. Скажем, сейчас "Полиметалл" активно кредитуется на Западе, а западные банки очень ревностно следят за тем, есть ли у компании миноритарии и какие с ними отношения. К тому же риск возможных проблем с миноритариями мог отпугнуть от "Полиметалла" и вероятных стратегических партнеров по бизнесу с Запада", - говорит представитель российской компании. Отметим, что в "Полиметалле" по-прежнему не исключают проведения в перспективе IPO, поэтому вопрос структуры собственности для компании выходит на первый план.
За купленные акции "Полиметалл" будет расплачиваться в рассрочку, и часть средств ($20, 5 млн.) канадцы уже получили. Оставшаяся сумма будет выплачиваться ежегодными траншами, причем их размер будет зависеть от среднегодовой цены на серебро. По условиям сделки, если цена опустится ниже $5, 5 за тройскую унцию, то выплаты будут нулевыми, а если зашкалит за $10, "Полиметаллу" придется выплатить PAS до $8 млн. "Лет через пять доля PAS обошлась бы нам дороже. Их пакет в "Серебре Магадана" и так подорожал с 1999 года, причем во многом за счет того, что мы вложили $50 млн. в модернизацию Дукатского ГОКа", - говорит представитель "Полиметалла". В случае же проведения "Полиметаллом" IPO предусмотрена досрочная выплата всей суммы.
Дмитрий Беликов
* * *
Высокие технологии
IT пленительного счастья
У представителей IТ-сектора, который с 2000 года демонстрирует ежегодный рост на 20-25%, появился повод для оптимизма: правительство одобрило Концепцию развития информационных технологий на период до 2010 года. Если этот шаг приведет к реальным законодательным изменениям, число занятых в хай-тек индустрии вырастет в 3, 5 раза - до 3, 5 млн. человек, а общий объем рынка к 2010 году может достичь $40 млрд.
Приоритетами развития рынка информационных технологий (IT) провозглашены такие сегменты, как разработка программного обеспечения и аутсорсинг.
Ожидается, что реализация принятой концепции даст мощные стимулы для прогресса именно в этих сферах.
В упрощенном виде основную идею документа, представляющего, по сути, стратегический план, можно сформулировать так: "Чем мы хуже азиатов, которые имеют по $20 млрд. в год от экспорта IТ-продуктов?" Как известно, нынешним "гуру" по аутсорсингу считается
Индия, которая занимается офшорным программированием уже 20 лет. Причем серьезных конкурентов у страны в этой сфере попросту нет. Но у России имеются неплохие шансы посоревноваться с Индией в офшорном программировании хотя бы еще и потому, что наши программисты наряду с индусами по западным меркам считаются квалифицированной и дешевой рабочей силой.
Обозначив основные барьеры, которые стоят на пути светлого будущего российского IТ-рынка, Миниформсвязи готовится их преодолеть. Прежде всего в Минфин будет представлено экономическое обоснование налоговых и таможенных изменений, которые смогли бы стимулировать развитие производства и экспорт IТ-продуктов. По мнению экспертов рынка, сегодня отечественным производителям программного обеспечения зачастую выгоднее переносить бизнес в ближнее зарубежье, где существует более мягкий налоговый режим. Многие российские "айтишники" основную продажу своих разработок ведут не из России, а из филиалов и представительств на территории других стран. Например, производитель бухгалтерских программ компания 1C, тиражирует и экспортирует свои разработки в страны ближнего зарубежья не из России, а с Украины. В этой связи органично выглядит такой замысел, как создание в России IТ-парков зон с льготными налоговыми ставками, которые превратятся для производителей в своего рода "маленькую Украину".
В рамках концепции Мининформсвязи готовит и новый закон для IТ-отрасли. Ныне действующий писался в то время, когда многих IТ-терминов и понятий еще в природе не существовало. Например, законодательство вообще не решало вопросы, связанные с использованием и защитой информации, и это обстоятельство отпугивает от российского рынка многих инвесторов. Помимо введения этих норм, по словам Олега Бяхова, директора департамента построения и развития информационного общества Мининформсвязи, "маяком" для привлечения западных инвесторов может также стать создание специального стартового венчурного фонда - это своего рода показатель серьезного отношения государства к IТ-индустрии.
Для достижения значительных результатов при реализации концепции Мининформсвязи просит правительство выделить примерно 10 млрд. рублей: 1, 2 млрд. рублей должны стать долей государства в венчурном фонде, а 2 млрд. рублей планируется ежегодно тратить на распространение компьютеров среди населения в ближайшие 4-5 лет.
Дарина Купченко
* * *
Транспорт
Спор Востока и Запада
ОАО "Российские железные дороги" завершило работы по технико-экономическому обоснованию проекта строительства Транскорейской магистрали (ТКМ). Эта трасса должна соединить железные дороги Северной и Южной Кореи и связать их с Транссибирской магистралью. По оценке отечественных экспертов, реализация проекта позволила бы России до 2010 года заработать на транзите грузов около $15 млрд. Ежегодный объем торговли между Азией и Европой оценивается в $600 млрд., при этом большая часть грузов идет морским путем в обход евразийского континента. Осталось договориться о конкретных параметрах соглашения с корейскими властями.
Создание ТКМ позволит перевозить грузы из Азии в Европу быстрее и дешевле, чем это делается в настоящее время по морю. Так, если по воде это расстояние можно преодолеть за 35-40 дней, то по магистрали - всего за 17-20 суток. При этом затраты на перевозку по железнодорожной ветке сократятся на 10- 15%. Для организации международного транзита рассматриваются два маршрута: западный (Пусан-Сеул-Кэсон-Пхеньян- Синыйджу-Даньдун -Забайкальск) и восточный (Пусан-Каннын- Вонсан-Туманган-Хасан).
Предполагаемые совокупные затраты на проект (основная часть средств пойдет на модернизацию корейских железных дорог) составят приблизительно $2 млрд. Ключевым вопросом остается то, в каком соотношении представители трех или четырех (в случае участия Китая) стран будут вкладывать средства в проект.
Главное препятствие, отдаляющее намерения от конкретных действий, это отсутствие на сегодня политического согласия между руководством Южной и Северной Кореи. Существует вероятность, что к проекту присоединится Китай, заинтересованный в прохождении магистрали через свою территорию. Однако западный вариант, который могут поддержать власти Поднебесной, губителен для Дальнего Востока России: регион может быть практически отрезан от внешнеторговых операций, так как многие грузы пойдут не только мимо морских портов (а это произойдет при любом варианте), но и мимо железных дорог Дальнего Востока. В РЖД говорят, что "восточный" вариант куда более привлекателен для нашей страны, тем более что российский участок пути - Транссибирская магистраль - уже реконструирован.
Большинство специалистов считают, что конкуренция между западным и восточным вариантами магистрали - еще одна причина того, что строительство ТКМ затягивается. Правда, есть и оптимисты: полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский считает, что оба маршрута не будут конкурировать между собой, а станут развиваться параллельно: восточный вариант обеспечит международный транзит в Европу, западный же будет обслуживать торговлю между Южной Кореей и Китаем.
Материал подготовлен при содействии ИА "Желдорпресс-Информ"