Ровно год назад губернаторский совет одобрил и принял концепцию развития лесной отрасли Красноярского края. До этого времени основное наше богатство было практически брошено на произвол судьбы. А произвол - он и есть произвол: лес рубили все кому не лень, щепки летели куда ни попадя. О том, удалось ли что-то сделать в соответствии с этой концепцией, мы попросили рассказать заместителя губернатора Андрея ГНЕЗДИЛОВА.
- Лесная отрасль обозначена среди приоритетных. Но если смотреть со стороны, сдвигов не наблюдается. Может, приняли документ и забыли?
- Нет, не забыли. Но за последние десять лет здесь накопилось столько проблем, что в одночасье решить их не смог бы даже волшебник. И какого-то заметного эффекта в этом году мы и не ожидали. А вот к концу 2005 года результаты принятых мер станут очевидными. Сейчас же наша работа сконцентрирована на качественных структурных преобразованиях. Образно говоря, мы разгребаем завалы и расставляем вещи по своим местам. Чтобы механизм запустить, его нужно сначала отремонтировать.
Главное, законодательно определены параметры выделения участков лесного фонда в долгосрочную аренду. Теперь максимальный срок - 49 лет. Для предприятий это очень важно, потому что появляется прямая заинтересованность в долгосрочных финансовых и инвестиционных вложениях. То есть отныне они могут не просто пилить лес и гнать его за границу, но и налаживать глубокую переработку и выпуск продукции высокой стоимости, расширять рынки сбыта.
В сентябре началась аттестация лесопользователей. Теперь, прежде чем получить разрешение на заготовку - лесорубочный билет - каждый заготовитель должен на аттестационной комиссии доказать, что техника стоит на учете, кадры имеют соответствующую квалификацию и так далее. Это должно сформировать новый легитимный класс лесопользователей, отсечь так называемый самопал.
Кроме того, запущен механизм расторжения договоров аренды с теми, кто нарушает их условия. Только по инициативе администрации четыре арендатора - в Кежемском, Мотыгинском и Богучанском районах - уже поплатились за свою недобросовестность. Надеемся, что таким образом нам удастся добиться в крае устойчивого лесопользования - поддержку получат только эффективные заготовители.
Одну из важных организационных задач мы видим в том, чтобы наладить взаимодействие с таможней и железной дорогой. Насколько это серьезно, подтверждает, например, такой факт. МПС распространило телеграмму, которая запрещала грузить лес в вагоны (разрешалось использовать только платформы). Если бы это случилось, оборот предприятий края в одно мгновение упал бы в два-три раза. Но мы сумели найти общий язык с железнодорожниками, и распоряжение было отменено.
Это все организационные вопросы. Они не требуют материальных затрат, но, несомненно, способны повысить эффективность работы отрасли. Мы прогнозируем повышение объемов производства предприятий ЛПК в 2005 году более чем на 10 процентов.
- Одна из самых главных лесных бед - воровство. Известно, что препоны поставлены. Есть ли толк?
- Воровство, к сожалению, беда в России повсеместная. Бороться с этим в лесной отрасли особенно сложно. Но мы предпринимаем довольно активные меры. Иллюстрацией могут служить цифры. За 11 месяцев этого года органы государственной охраны выявили более 350 нарушений - незаконно вырублено 73, 7 тысячи кубометров древесины. Ущерб, нанесенный лесному хозяйству края, составил 165, 9 миллиона рублей. В следственные органы передано 276 дел. И хотя к уголовной ответственности привлечен всего 21 человек, это рекордное количество за последние четыре года. Для сравнения скажу, что в 2001 году их было 8, в 2003-м - 4... Для усиления борьбы с расхитителями установлено 17 стационарных и 50 передвижных постов, работают 49 межведомственных и 93 ведомственные оперативные группы, которые провели 545 рейдов. Во всех территориях создаются конфискационные зоны.
- Что это такое?
- Предположим, на посту задержан груженый лесовоз. Сразу доказать, что совершено преступление, очень трудно. А вот конфисковать лес можно. Нет надлежащих документов - выгружай и поезжай дальше. Это, конечно, тоже не панацея, но как профилактическая мера работает. Слухи разлетаются быстро, и риск становится невыгодным. Создание таких конфискационных зон я взял под личный контроль.
- Андрей Алексеевич, а не лучше ли установить контроль на железной дороге? Ведь ворованный лес гонят составами, машинами-то не навозишься.
- Железнодорожные тупики - это еще одна наша головная боль. Дело в том, что многие из них не имеют надлежащего оформления в регистрационной палате. На следующем заседании межведомственной комиссии мы обязательно обсудим, почему железная дорога подает вагоны в эти тупики и какие меры ей следует принять, чтобы устранить грубейшие нарушения. Особое внимание будет уделено станциям Лесосибирск, Карабула, Канск.
- Такой лес, как правило, везут за границу. Куда же смотрят таможенники?
- Это тоже большая проблема. По оценкам экспертов, более 10 процентов грузов лесоэкспортеры транспортируют незаконно. Но при существующей системе таможенного досмотра контрабанду выявить практически невозможно. Представьте такую картину. В Лесосибирске примерно 70 тупиков, где производится лесопогрузка. Расположены они в разных концах города. Ежедневно только в Японию и Китай со станции отправляется 10 вагонов. Досмотр по закону должен проводиться в процессе погрузки. Значит, чтобы досмотреть только эти 10 вагонов, всем сотрудникам лесосибирской таможни, а их 13 человек, включая начальника, нужно разъехаться по тупикам. Кому же и когда производить само оформление, если иметь в виду, что на составление декларации требуется не менее суток?
Вот и получается, что и рады бы, да не в силах. Поэтому мы содействуем строительству в Лесосибирске таможенного терминала. На базе Лесосибирского ЛПК оборудована площадка для хранения леса. Отправители привозят сюда свой товар, здесь его грузят в вагоны и одновременно производится таможенный досмотр и оформление. То есть все работы сконцентрированы в одном месте. При такой организации дел ни один вагон не должен уйти "налево". В перспективе такие же таможенные терминалы планируется построить в Канске и Карабуле. И тогда, я уверен, объемы контрабандного вывоза леса начнут стремиться к нулю.
- Порядок - это хорошо, но сам по себе он лесную отрасль из ямы не вытащит. Нужны серьезные инвестиции. Есть ли сдвиги в этом направлении?
- Да, картина складывается вполне оптимистичная. Крупные компании все пристальнее приглядываются к лесному потенциалу края. И порядок, который мы интенсивно наводим в отрасли, играет здесь немаловажную роль - это повышает имидж края, а следовательно, и его инвестиционную привлекательность. А инвесторы краю нужны как воздух, и они к нам пошли. На днях состоялось знаковое для нас событие - закладка камня в строительство нового завода в Лесосибирске, Енисейского ЛДК.
- Да уж, давненько заводов не строили...
- Вот именно. Официальная дата начала строительства-1 декабря 2004 года, окончание - конец 2005-го, запуск производства - первый квартал 2006-го. Енисейский ЛДК будет строиться на базе мачтопропиточного завода, общая площадь - 70-80 гектаров, объем производства - 285 тысяч кубометров пиломатериалов в год, число рабочих мест - более 300. Инвестор - известная компания "Континенталь-менеджмент".
- Общая потребность в инвестициях - более трех миллиардов долларов США. Это в 50-60 раз превышает реальные возможности предприятий края. Значит, надо строить, строить и строить. Кто еще готов вкладывать деньги?
- Реальные планы у испанцев. Недавно мы встречались с генеральным директором "Ист Пан Групп" Андреем Мирским, советником президента "Евразхолдинга". Компания готова вложить в край 100 миллионов долларов. Половину из них планирует потратить на строительство завода по производству древесноволокнистых плит средней плотности. Необходимую площадку мы нашли в Лесосибирске. Так что в 2005-2006 годах там будет строиться еще один завод.
Живой интерес проявляет и Китай. Мы практически миновали стадию переговоров и перешли к плану конкретных действий с гонконгской компанией "Ляньфа". Она планирует вложить в лесную отрасль края 60 миллионов долларов. Уже подписаны соглашения и протоколы о намерениях. В 2005 году в Бирилюсском районе будет построен огромный лесопильный комбинат, ориентированный на производство пиломатериалов и плит МДФ. Проектирование завода уже закончено (он, кстати, будет расположен на территории бывшего бирилюсского аэропорта).
Так что жизнь начнет налаживаться, хотя не сразу, конечно, и не у всех. Важно запустить махину лесной отрасли края - дальше она будет работать и на благо тех, кто в ней занят, и на все население нашего прекрасного края. К 2015 году - именно на такой период рассчитана наша концепция - Красноярский край станет российским лидером по производству не только древесины, но и всей номенклатуры товаров, выпускаемых на ее основе.