На прошлой неделе в Калининграде состоялся аукцион по продаже квот на ввоз иномарок с правом льготной таможенной очистки, итог которого, по мнению перегонщиков, был известен заранее. (От редакции. В связи с арестом заместителя губернатора Саввы Леонова это событие приобретает особое значение.) За несколько дней до торгов в качестве жеста отчаяния в адрес президента России ушло открытое письмо, подписанное перегонщиками: "Просим положить конец беспределу, который творится под ширмой аукционов по продаже квот... В результате спекуляций квотами население лишилось возможности приобретать недорогие автомобили, а государство - дополнительных поступлений в бюджет".
НАРОДНЫЙ БИЗНЕС
Суть конфликта проста. Согласно закону "Об особой экономической зоне в Калининградской области" импортные товары, предназначенные только для внутреннего потребления в области, имеют таможенные льготы.
- В льготный список попали и автомобили, - говорит лидер местного отделения Движения автомобилистов Сергей Боярских. - Достаточно оплатить пятнадцать сотых процента от стоимости машины за процедуру оформления. В ТО время как растаможка на всю Россию обходится в 2-3 тысячи долларов, калининградец тратит на эту процедуру 200-500 баксов.
К этому, правда, необходимо прибавить стоимость права на ввоз льготной машины - так называемую "квоту". Чтобы избежать злоупотреблений, к закону была разработана система квотирования количества ввозимых в область товаров, в том числе и автомобилей. Конкретный размер квоты ежегодно определяется чиновниками Минэкономразвития, контролирует процесс областная администрация. В среднем выдается около 15 тысяч разрешений на ввоз иномарок ежегодно.
- Реализацию квот было решено проводить через аукционы, -говорит руководитель местного управления Федеральной антимонопольной службы Вячеслав Чернышев. - В состав комиссии входят в основном чиновники обладминистрации, от нашей службы включен один человек. Квоты разбиваются на отдельные лоты. Понятно, чем меньше размер лота, тем больше потенциальных покупателей может привлечь аукцион, а значит, больше денег в итоге получит государство, честнее будет ценовая борьба на рынке и станет легче потребителю.
Такова теория. Практика выглядит совсем иначе.
ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА
Сергей Новожилов пришел в автобизнес девять лет назад. Начинал с четырех тысяч долларов. Одолженную у тестя сумму бывший штурман загранплавания в первый же месяц работы
прокрутил трижды:
- Тогда тачки влет уходили, за продажу не волновался, главное - перегон. Голова болела, чтобы с бандитами в дороге договориться, что таможне на лапу отстегнуть. А здесь никто не наезжал, никто не крышевал - бизнес-то был всецело народный. Им занимался каждый третий в области, без отрыва от основного места работы. Лично на перегонах встречал и ментов, и налоговиков. Преподаватель моей дочери - профессор сбегал с ученых советов, когда выдавалась возможность по-быстрому сделать прибавку к своей скромной зарплате, перегнав "под заказ" тачку из Германии.
Славные времена прошли.
Сегодня с покупателями приходится торговаться за каждый доллар, а немалую составляющую цены машины составляет стоимость квоты.
- У меня нет возможности приобретать один лот на аукционе, - поясняет Сергей Новожилов. -Потому что один лот - это право на ввоз минимум ста машин, его стартовая цена 10 тысяч баксов. Мне разрешение на ввоз ста машин не нужно, я их за год столько не куплю и не продам. Поэтому я иду к участнику торгов и кланяюсь ему в пояс: позволь растаможить машину "под крышей" твоей конторы. За это я должен отдать владельцу квот штуку-полторы "зелени".
С недавних пор рядовые автоперегонщики в аукционах не участвуют.
- Итоги тендеров известны заранее, все спланировано, - говорит Сергей Боярских. - Схемы меняются ежегодно, итог, однако, один. Например, в январе этого года прошел аукцион по реализации небольшой части 2 тысяч квот. Идя навстречу антимонопольному комитету, администрация сделала объем лота небольшим: 50-100 автомобилей. При таком объеме в торгах способны принять участие и средней руки предприниматели. Аукцион закрытый, и перед днем подачи заявок усиленно распространяются слухи: все, кто заявит цену ниже 1000 баксов, пролетят. В результате квоты продаются из расчета 900-1200 долларов за право ввоза одной иномарки. Государство получает солидные дивиденды, несведущие перевозчики садятся в лужу.
До очередных торгов, которые состоялись в апреле, розничные цены на квоты составляли более 1300 долларов.
- Ликвидировав как конкурентов перегонщиков, сведущие игроки хорошо подготовились к тендеру, - продолжает Сергей Боярских. - Председатель конкурсной комиссии вице-губернатор Савва Леонов провел закрытое совещание с участниками предстоящих торгов. В итоге все остались довольны, квоты еще на 2000 авто были проданы на открытом аукционе по 110 долларов за иномарку. Ладно, пролетело государство, но теперь-то, казалось, наверняка вздохнет облегченно потребитель: цены на квоты, а следовательно, и на машины должны неминуемо упасть. Но происходит обратный процесс - цена квот для конечного потребителя уже к июню достигает 1500-1700 долларов!
2 августа состоялся последний в этом году аукцион. Условия его существенно изменились. К продаже были предложены права на ввоз 11 600 иномарок, скомпонованных в три очень крупных лота - по 3800 разрешений в каждом. Чтобы участники торгов не переплатили лишнего, конкурсная комиссия снизила шаг аукциона в 10 раз.
- Да они просто захлебнутся этим объемом, - пояснил накануне аукциона "нестандартный метод" главный организатор торгов вице-губернатор области Савва Леонов.
- Просто подавятся и вынуждены будут снижать цены. Им хотя бы свои деньги вернуть. Конечно, не до двухсот долларов, но до восьмисот цена за квоту точно упадет. Вообще, области от этих тендеров ни холодно, ни жарко, все доходы идут в федеральный бюджет.
ДЕРЖИМ ОГОВОРЕННЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН"
Однако, судя по тому, что говорят непосредственные участники торгов, радужные прогнозы давать рановато. С одним из этих участников под гарантии полного инкогнито "Известиям" удалось переговорить.
- Я бизнесмен, машины никогда не гонял и гонять, дай бог, не буду, - пояснил презентабельный собеседник. - Продажа тачек - дело хлопотное, с квотами все проще. Едва перегонщик пересекает границу, он обращается ко мне. Я вложил деньги и выиграл торги, мне эти деньги надо отбить. Стараемся работать на корпоративных началах с такими же серьезными людьми, держим оговоренный уровень цен.
Эти слова подтвердил и представитель антимонопольного ведомства.
- Среди перепродающих квоты, как правило, нет перегонщиков, -согласился Вячеслав Чернышев. -Люди делают деньги из воздуха. О новых условиях аукциона, которые демонстрируют монополизацию рынка квот, мы сами узнали из прессы. Решение по изменениям правил игры принимались в отсутствие нашего человека в комиссии.
Аукцион состоялся в положенное время. Все лоты были распроданы. Но победители торгов упорно не желали общаться с прессой. Зато собственные итоги аукциона подвели рядовые перегонщики.
- Чтобы рай длился многие лета, продавцы льготами решили кинуть кость в федеральный бюджет, -изложил свои наблюдения Сергей Новожилов. - Скорее всего, этому поспособствовал общественный резонанс и шум, который мы подняли. В результате торгов средняя цена квоты выросла и составила около 410 долларов за единицу. Государство заработало на этом четыре с половиной миллиона долларов. А самый скромный доход частников за полгода от торговли льготами составит 14 миллионов зеленых. В уникальной стране мы живем: денег не хватает, а государство само содействует приватизации своих прав. Неужели так трудно продавать эти квоты прямо на таможнях по установленной цене? Лично я устал бороться с ветряными мельницами и собираюсь расстаться с этим бизнесом. И не я один.
***
ИНОМАРКИ ДОРОЖАЮТ
Средняя цена на ввозимую подержанную иномарку в России в этом году выросла с $13 000 до $16 000. Автомобильный импорт в Россию все более дает крен от дешевых подержанных машин в сторону новых автомобилей. Помогли этому высокие пошлины на подержанные иномарки и банковский кризис.
В Россию стали меньше завозить дешевых подержанных иномарок, а больше новых и дорогих машин. После возведения в прошлом году высоких таможенных барьеров на пути старых иномарок работать импортерам в этом секторе стало не так выгодно, как раньше. Старые иномарки по новым ценам просто перестали брать. После прохождения всех таможенных процедур автомобиль в возрасте старше 7 лет становится абсолютно непривлекательным для покупателя. В результате с начала 2004 года в Россию ввезли подержанных машин вполовину меньше, чем в прошлом году. Однако высокие пошлины не стали помехой для россиян. Потребитель в России за последние годы стал побогаче и в отсутствие адекватного предложения на рынке подержанных иномарок быстро переориентировался на новые автомобили. "Отечественный автомобильный рынок сегодня основательно перегрет", -говорит Гайрат Салимое, аналитик И К "Тройка Диалог". Средняя стоимость нового иностранного автомобиля, продающегося в России, составляет сегодня $20 500. При этом новые иномарки в России расхватывают как горячие пирожки - многие автомобильные дилеры работают буквально с колес. В ближайшие годы, по словам Гайрата Салимова, даже несмотря на высокие пошлины спрос на новые автомобили в России будет только расти, и обеспечиваться он будете основном за счет импорта - наши автозаводы просто не поспевают за растущими требованиями рынка.
Илья СТУЛОВ, "Известия".